М. Найт Шьямалан: неожиданный индиец

Время публикации: 2 Ноября 2006
Автор: Агент Купер

Он заставил людей по-новому взглянуть на сверхъестественное. Его картины погружают зрителя в пучины тайн и волшебства, но как только мы начинаем думать, что до конца разобрались в сюжете, все переворачивается с ног на голову. М. Найт Шьямалан (M. Night Shyamalan) – именно это имя всплывает в памяти, едва только речь заходит о неожиданных развязках в кинематографе. На этом приеме он заработал себе имя, и именно от него отказался в своей последней ленте «Девушка из воды» (Lady in the Water). Но давайте обо всем по порядку.  

Настоящее имя М. Найт Шьямалана - Манодж Нелиятту Шьямалан. Он родился 6 августа 1970 года в индийском городе Пондишерри, в семье врачей. Вскоре после рождения ребенка семья переехала в Пенн Валей, пригород Филадельфии, где он и провел свое детство. На 8-летие заботливые родители подарили Маноджу 8-милиметровую камеру, которую он использовал для съемок своих первых любительских короткометражек. Его кумиром был Стивен Спилберг (Steven Spielberg), и именно на него равнялся парень, когда снимал свои фильмы – к 17 годам в его фильмографии насчитывалось 45 любительских киноработ. Уже в этих, детских киноопытах Манодж начал тяготеть к сверхъестественному. По словам режиссера, его детство было безмятежным, он был послушным мальчиком – прилежно учился, рано ложился спать, был воспитанным и никогда не грубил старшим. Видимо, от скуки его и потянуло на всякие «страшности» - парень снимал фильмы про духов, демонов и оживших мертвецов.  

После частной школы в Филадельфии Манодж Нелиятту поступил в Нью-Йоркский Университет, где и упростил свое имя, став М. Найтом. А в скором времени это имя появилось в титрах фильма «Молясь в гневе» (Praying with Anger), дебютной работы Шьямалана, которая была инспирирована поездкой режиссера на родину, в Индию. Критика приняла картину не очень хорошо, вследствие чего М. Найт потратил множество времени и усилий на то, чтобы получить деньги для финансирования своего первого голливудского проекта – семейной комедии «Пробуждение» (Wide Awake), рассказывающей о маленьком мальчике, занимающемся поисками Божественного в реальном мире. В прокате лента потерпела поражение, не отработав и десятой доли семимиллионного бюджета. Но Шьямалан не сдался, скорее наоборот – неудача стала для него толчком для поисков новой художественной формы, новых способов завлечь и развлечь зрителя. 

Поиск «формулы успеха» дал свои результаты. Мистический триллер «Шестое чувство» (The Sixth Sense) принес автору мировую известность, номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и сумасшедшие кинотеатральные сборы, уступив в годовом рейтинге только первому эпизоду «Звездных войн» (Star Wars). История мальчика, способного видеть мертвецов, «цепляла» зрителей и критиков не только увлекательным сюжетом, но и яркой неожиданной концовкой, приводящей их в состояние шока и дикого восторга одновременно. Вот она «золотая жила» - подумал Шьямалан и начал эксплуатировать эту идею в своих следующих картинах.

Лента «Неуязвимый» (Unbreakable), главные роли в которой исполнили Брюс Уиллис (Bruce Willis) и Сэмюэл Л. Джексон (Samuel L. Jackson), рассказывала о мужчине, который однажды осознал, что он абсолютно неуязвим. Постепенное превращение обычного человека в супергероя и стало главной темой фильма. Ну а в конце – фирменная неожиданная концовка, позволившая превратить 75-миллионный бюджет в 340-милионный доход от мирового проката. На этот раз критики остереглись осыпать Шьямалана комплиментами, утверждая, что фильм снят лишь ради одного приема – шокирующей развязки, однако отрицать режиссерское мастерство индийского мистификатора они не могли.

В своей следующей работе «Знаках» (Signs) М. Найт Шьямалан рассказал об овдовевшем фермере, столкнувшемся с признаками внеземной цивилизации на своем поле. В этот раз неожиданной концовки как таковой не было, хотя некоторые сюжетные повороты в кульминационной части все-таки можно назвать непредсказуемыми. Так или иначе, «Знаки» сполна отработали свой бюджет, собрав в прокате более 600 миллионов долларов.

Одним из самых неоднозначно воспринятых фильмов режиссера стал «Таинственный лес» (The Village), повествующий о глухой деревушке, старейшины которой наложили строгий запрет на выход за ее пределы. Слухи о жутких чудовищах, обитающих в окружающем деревню лесе, нагонял на жителей страх, однако главная героиня фильма нарушила святое правило ради того, чтобы спасти своего возлюбленного, и таким образом открыла тайну страшного леса. Как критики, так и зрители резко разошлись во мнениях относительно этой ленты. «Таинственный лес» разделил всю зрительскую аудиторию на страстных поклонников и резких ненавистников творчества Шьямалана. Первые считали, что он едва ли не единственный режиссер, способный снимать умные мистические триллеры, вторые обвиняли автора в надуманности сюжетных ходов и общей вялости действия.

Но самым большим яблоком раздора стала последняя лента М. Найта Шьмалана «Девушка из воды» (Lady in the Water). Еще до премьеры режиссер публично заявил, что никаких неожиданных концовок в ленте не будет, а взамен тому на суд зрителей предстанет сказка, которую он придумал для своих детей. Видимо, это и отпугнуло зрителей от просмотра ленты, что послужило причиной низких кассовых сборов. Не приняли картину и критики, разнеся ее в пух и прах. Однако режиссера это нисколько не расстраивает – «Девушка из воды» была для Шьямалана отчаянным поступком. Риск – дело благородное, и, возможно, творческий промах послужит толчком для нового взлета и очередных успехов автора. Так же, как это случилось с «Пробуждением». «Я верю в существование потустороннего мира, - сказал М. Найт Шьямалан в одном из своих интервью, - И у меня в запасе еще много историй о том, что мы не можем измерить своим разумом. Своими фильмами я пытаюсь добиться одной, но нешуточной цели - научить людей снова верить». Что ж, поверим и мы.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.