«Изображая жертву»: антигерой нашего времени

Время публикации: 1 Ноября 2006
Автор: Агент Купер

Не смотря на то, что фильм «Изображая жертву» начинается с афористичной фразы «Русское кино в ж..пе», сам по себе он является наглядным опровержением этого факта. И пусть вас не пугает, что картина снята по мотивам одноименного спектакля, содержит парафразы из «Гамлета» и получила массу фестивальных наград. На самом деле, это никакой не фестивальный фильм, рассчитанный лишь на любителей арт-хауса и постмодернизма, как может показаться. «Изображая жертву» - это по-настоящему смешная и интересная отечественная комедия, не тяготеющая ни к туповатому MTV-шному стилю «Даже не думай», ни к народному разгуляй-кино из серии «Не валяй дурака». Без черного юмора и трагической концовки тут, конечно, не обошлось (куда без этого русскому кинематографу), однако большую часть просмотра вы проведете, давясь от смеха. И это уже хорошо: черный юмор – тоже юмор.

Окончив институт, Валя устроился в милицию на необычную должность. Его обязанности заключаются в том, что он изображает пострадавших во время следственных экспериментов. Подозреваемый перед видеокамерой рассказывает все подробности совершения преступления, условно повторяет все свои действия (выстрелы, удары, ножевые ранения), а Валя в это время  исполняет роль жертвы. По большому счету все эти процедуры делаются для отчетности, а потому особым усердием ее участники не отличаются. Девушка, снимающая на видеокамеру, периодически перезванивается со своим возлюбленным, подсудимые ведут себя крайне растерянно, Валя большую часть времени кривляется, и только добросовестный капитан милиции, который и организует следственные эксперименты, ведет себя очень серьезно и безуспешно требует того же и от всех остальных. В конце концов, терпение капитана заканчивается, и он разражается пространным и насыщенным монологом, в котором жалуется на современную российскую жизнь, молодежь и сборную по футболу. Без мата не обошлось.

Многие упрекают режиссера Кирилла Серебренникова в излишней театральности «Жертвы». Оно и понятно – театральному режиссеру невозможно перенести на экран пьесу так, чтобы в ней не осталось и капли «театральности», и она кое-где проявляется: в актерской игре, характерном освещении и общей статичности действия. Но ничего плохого в этом нет, даже наоборот – благодаря этому создается какой-то особый стиль и особый смысл. На язык так и навязывается выражение про то, что вся наша жизнь театр, но в пространстве пьесы этот афоризм становится основным правилом бытия. Следственные эксперименты смахивают на глупый фарс, вся нелепость происходящего еще больше усугубляется составом преступлений: один зарезал свою жену в биотуалете и хотел смыть ее по кусочкам, второй утверждает, что не выкидывал супругу из окна, а ее сдуло сквозняком, третий утопил возлюбленную в людном бассейне, а никто этого сразу и не заметил. И всю эту дикость зачем-то нужно снимать и изображать – такова процедура.

На фарс похожа и жизнь главного героя: со своей многострадальной подружкой Валя занимается сексом в маске кролика, по ночам к нему приходит мертвый отец и требует выключить телевизор, а сам Валя только и занимается тем, что постоянно кого-то изображает. На работе изображает жертву, дома изображает сына, с девушкой изображает любовника. Но во всех трех случаях получается у него не ахти как – Станиславский бы точно завопил: «Не верю!». А мы верим. Потому что таких людей сейчас тьма-тьмущая. Безликое количество пассивных 25-30-летних амеб, не понимающих, зачем они живут на этом свете. Об этом еще в лобановской «Пыли» говорилось.

Бессмысленность существования и отсутствие жизненных ориентиров – вот главная беда современной молодежи, как утверждают братья Пресняковы, авторы пьесы и сценария к фильму. Вплетая в реальную жизнь мотивы «Гамлета», они только лишний раз подчеркивают глубину той пропасти между персонажами Шекспира и героем нашего времени (так критики любят именовать Валю). Монолог на тему «Быть или не быть» из уст Вали так же невозможен, как коммунистическая пропаганда по «Европе Плюс» – парень вообще не многословен, да и большой палитрой моральных переживаний этот герой не отличается. Слово «смерть» для него также бессмысленно, как и слово «жизнь», а потому для него ничего не стоит оставить за собой горы трупов. Как и в той самой классической трагедии. Смешно.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.