Гас Ван Сент: спорный гений

Время публикации: 31 Октября 2006
Автор: Агент Купер

Злые языки любят утверждать, что культовый режиссер Гас Ван Сент (Gus Van Sant) добился признания и популярности только благодаря тому, что снимал фильмы для геев. Конечно, многие работы Ван Сента поднимают гомосексуальную тематику, но это не означает, что, кроме скандальных тем, ничего интересного в них нет. «Я не хочу пропагандировать гомосексуальность в гетеросексуальном мире» - говорит режиссер. Для него важнее фактура кинематографа, метафизика каждого кадра – и в этом ему нет равных. 

Гас Ван Сент родился 24 июля 1953 года в Луисвилле, штат Кентукки. Его родители были состоятельными голландцами, переехавшими в Америку. Через некоторое время после рождения сына вся семья перебралась в Портленд. Любовь к кинематографу появилась у него еще в раннем возрасте – в 12 лет отец купил ему 8-миллиметровую камеру, и парень стал снимать свои первые короткометражки, не превышающие по хронометражу 3-5 минут.  

Затем он поступил в школу дизайна в Род-Айленде, окончив которую перебрался в Голливуд. Сначала работал звукорежиссером, потом занялся производством рекламных роликов в Нью-Йорке, и наконец, скопив деньги, снял свой первый большой фильм. Это была «Плохая ночь» (Mala Noche) - черно-белая история любовных взаимоотношений состоятельного портлендского лавочника и юного мексиканского иммигранта. Фильм с бюджетом 25 тысяч долларов получил одобрение у кинообщественности, а гильдия кинокритиков Лос-Анджелеса назвала «Mala Noche» лучшей независимой лентой 1987-го года. 

Следующий фильм Гаса Ван Сента – «Аптечный ковбой» (Drugstore Cowboy), снятый уже за 6 миллионов долларов - был основан на романе Джеймса Фогля (James Fogle) и рассказывал о компании молодых наркоманов, совершающих налеты на аптеки. Эта жестокая, снятая в документальной манере лента, производящая достаточно сильное гнетущее впечатление на зрителя, в один момент сделала ее режиссера сверхпопулярным, и о нем стали говорить как о новой надежде американского независимого кино.

Дальше больше: третий большой фильм Ван Сента – пронзительная драма «Мой личный штат Айдахо» (My Own Private Idaho), которая рассказывала о двух молодых парнях, занимающихся проституцией, сделала режиссера культовым не только среди представителей сексуальных меньшинств, но и среди любителей хорошего кино. Главные роли в ленте исполнили Киану Ривз (Keanu Reeves) и Ривер Феникс (River Phoenix). Последний благодаря фильму получил в Венеции приз за лучшую мужскую роль.

В подобном ключе был снят следующий фильм режиссера «Даже девушки-ковбои иногда грустят» (Even Cowgirls Get the Blues). Картина, снятая по мотивам одноименного романа Тома Роббинса (Tom Robbins), рассказывала о девушке, увлекающейся автостопом, которую окружали странные и забавные друзья с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Роль путешественницы исполнила актриса Ума Турман (Uma Thurman), в прокате фильм провалился и был разнесен критиками в пух и прах.

Эта неудача заставила Ван Сента пересмотреть взгляды на творчество, и в 1995 году он снял коммерческий триллер с Николь Кидман (Nicole Kidman) в главной роли. Фильм «Умереть во имя» (To Die For) - это история девушки, во что бы то ни стало желающей стать известной телезвездой и готовой пойти ради этого на все, даже на убийство. Первый большой выход Ван Сента в голливудский мэйнстрим был более чем успешный – «Умереть во имя» собрал неплохую кассу и зажег на кинонебосклоне звезду Николь Кидман, которую до этого воспринимали лишь в качестве супруги Тома Круза (Tom Cruise).

Cледующая работа режиссера стала одной из самых заметных картин последнего времени. «Умница Уилл Хантинг» (Good Will Hunting), снятый по сценарию двух малоизвестных тогда парней Мэтта Дэймона (Matt Damon) и Бэна Эффлека (Ben Affleck) получила премию «Оскар» в номинации «Лучший сценарий» и «Лучшая мужская роль второго плана». После успеха автора постигла творческая неудача – решив воздать почести великому Альфреду Хичкоку (Alfred Hitchcock), Ван Сент снял, наверное, самый бессмысленный римейк всех времен и народов. В качестве эксперимента он покадрово переснял классический триллер «Психоз» (Psycho), чем вызвал у многих недоумение. Эксперимент не удался по причине своей бессмысленности.

Зато в 2003 году Гасу Ван Сенту удалось покорить Канны. Жестокая социальная драма «Слон» (Elephant), рассказывающая о насилии в американских школах, получила «Золотую пальмовую ветвь» и приз за лучшую режиссуру. Фильм спорный - о нем можно часами разговаривать, но смотреть его очень тяжело: режиссер попытался сделать так, чтобы атмосфера тоски и ненужности, в которой находились герои ленты, передалась и в зрительный зал. И он добился этого – полтора часа смотреть на то, как молодые ребята страдают от скуки, действительно скучно. Впрочем, каннское жюри посчитало этот фильм лучшим в 2003 году, а это что-то значит.

Последней работой культового режиссера на сегодня являются «Последние дни» (Last Days) - история самоубийства рок-музыканта Курта Кобейна в сугубо личной авторской трактовке. Как и большинство картин Ван Сента «Последние дни» были по-разному приняты как публикой, так и критиками. Кто-то считает их пустыми и бессюжетными, а кто-то на ходит в них экзистенциальную глубину и неординарный подход к повествованию. Скорее всего, правы и те и другие – ведь это две стороны одной медали. И какой стороны придерживаетесь вы – это только ваш личный выбор.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.