Как известно, в этом году члены Киноакадемии решили вернуться к практике, не применявшейся с военных лет, увеличив количество номинантов в важнейшей категории с 5 до 10. У этого шага есть немало поклонников и масса противников, но с одним его следствием не поспоришь: угадать всех соискателей
“Оскара” за лучший фильм года стало – нет, не вдвое – в разы сложнее. Я, однако же, попробую, ограничив лонг-лист претендентов до 15 картин, разбитых на три пятерки: тех, без кого топ-10 никак не обойдется, тех, кого там ожидаю увидеть я, и тех, кто имеет обоснованные шансы вмешаться в эти ожидания. Ну и не сомневайтесь: после обнародования номинантов наш разговор на тему
“Оскара” не утихнет, но разгорится пуще прежнего.
1-5
Чтобы отобрать у
“Титаника” лавры самого кассового фильма всех времен и народов, 3D-блокбастеру серийного рекордсмена
Джеймса Кэмерона (James Cameron) не потребовалось и полутора месяцев. Главный козырь
“Аватара” состоит в том, что его, в отличие от большинства других картин, наверняка видели все шесть с чем-то тысяч членов Киноакадемии. Второй, не менее существенный – в том, насколько удачно была выбрана дата его релиза; оскаровские бюллетени заполнялись одновременно с повсеместным нагнетанием ажиотажа по поводу фильма. Ну и то, что более эффектного кино в Голливуде еще не снимали, шансам
“Аватара”, прямо скажем, не вредит.
Тем не менее, Киноакадемия – организация, в общем и целом, консервативная, поэтому схватка Давида и Голиафа, к которой постепенно свелся призовой сезон, вовсе не обещает стать для Кэмерона легкой. Превосходная военно-производственная драма его бывшей супруги
Кэтрин Бигелоу (Kathryn Bigelow) – более чем достойный
“Аватара” соперник, по иронии судьбы дерзающий стать одним из наименее прибыльных фильмов в истории оскаровских побед. В мировом прокате
“Повелитель бури” собрал чуть больше 16 миллионов долларов – это приблизительно в 115 раз меньше, чем успел заработать
“Аватар”.
Поначалу ходившая в фаворитах не только заокеанской прессы, но и оскаровских аналитиков трагикомедия
Джейсона Рейтмана (Jason Reitman) остается моим любимым фильмом из обозреваемых пятнадцати (и вообще прошлого года), но действительно высокие шансы на статуэтку у фильма остались разве что в номинации
“Лучший адаптированный сценарий”. Впрочем, измененная по случаю удвоения числа номинантов система подсчета голосов играет на руку фильмам, регулярно упоминаемым на третьих-четвертых местах, а “Мне бы в небо” видится как раз одним из таких.
В свою очередь,
“Бесславных ублюдков” Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) эта же самая система и вовсе делает скрытым фаворитом мартовской церемонии.
“Повелителя бури” удосужились посмотреть далеко не все,
“Аватар” многих раздражает, а вот противоречивый, на мой вкус, эпик QT ставят в свои топ-10 (и, что важнее, топ-5) и стар, и млад. За “Ублюдков” говорят и солидные сборы, и редкий для современного Голливуда статус auteur, который заслужил Тарантино, и недавний приз Screen Actors Guild за лучший актерский ансамбль, и, разумеется, бесценный опыт маэстро оскаровских кампаний
Харви Вайнштейна (другие карты которого,
“Дорога” и
“Девять”, давно и больно биты).
Страсти по поводу санденсовской драмы с громоздким подзаголовком
“Based on the Novel “Push” by Sapphire” вовремя приутихли – к началу 2010 года эта заслуживающая внимания, но в целом переоцененная история униженной и оскорбленной старшеклассницы из Гарлема спустилась в оскаровских чартах с первой строчки на пятую (и не факт, что удержала бы место номинанта, будь правила прежними).
6-10
А вот
“Вверх”, вероятно, стал бы первым “пиксаровским” соискателем главного “Оскара” безо всяких упрощений регламента – до того всепобеждающей оказалась любовь критических и зрительских масс к очередной работе сверхуспешных аниматоров.
Второй, наряду с
“Тужься”, делегат прошлогоднего Санденса и единственный неголливудский фильм, которому светит место в десятке – снятая датчанкой
Лоне Шерфиг (Lone Scherfig) мелодрама о взрослении, главную роль в которой блистательно сыграла англичанка
Кэри Маллиган (Carey Mulligan).
Три места из десяти принято считать вакантными, так что мои вольности в прогнозах начинаются именно отсюда – с экзистенциальной черной комедии
братьев Коэн (Coen brothers), снятой ими по мотивам как собственной биографии, так и многовековой мудрости еврейского народа.
Сенсационный хит летнего проката демонстрирует оскаровский потенциал, которого от режиссера-дебютанта
Нила Бломкампа (Neill Blomkamp) не ждал никто – sci-fi-триллер с душой, мозгами и политической программой отметили представители многих профессиональных гильдий, включая продюсеров, монтажеров и художников.
Основной аргумент против
“Стар Трека” сводится к тому, что академики ни за что не пропустят в десятку второй (а тем более третий) sci-fi-блокбастер. Однако пресловутая система подсчета голосов дает
Джей Джей Абрамсу (J. J. Abrams) отличный шанс посрамить аналитиков – горячая любовь отдельных членов академии отныне ценнее вялого критического консенсуса.
11-15
Последний фильм
Клинта Иствуда (Clint Eastwood), считающийся одним из фаворитов в споре за место в десятке, там видеть, по правде, не хотелось бы – при всем уважении к режиссеру, прервавшему очередь из шести выдающихся картин этим во всех отношениях посредственным байопиком.
Шансы дебютанта
Марка Уэбба (Marc Webb) и его
“500 дней лета”, в общем и целом, минимальны. К тому же, в отличие от нацеленных на многие мишени конкурентов, лучший ромком нулевых всерьез претендует на упоминание в единственной номинации
“Лучший оригинальный сценарий”. Осталось выяснить, преимущество это или недостаток.
Режиссерский дебют израильтянина
Орена Мовермана (Oren Moverman) может испортить ближайший вторник многим фаворитам – если, конечно, в десятке номинантов найдется место сразу двум постиракским драмам без кассовых побед (сумма сборов
“Посланника” – микроскопические 650 тысяч).
Главный и, возможно, единственный козырь еще одного, уже четвертого в этом списке дебютанта
Скотта Купера и его
“Сумасшедшего сердца” –
Джефф Бриджес (Jeff Bridges), не имеющий конкурентов в споре за обладание главным актерским “Оскаром”. Его коллеги составляют в Киноакадемии подавляющее большинство, и не исключено, что решающее слово тут будет именно за ними.
Актеров же, среди которых хватает молодежи, удобно будет обвинить и в возможном триумфе
“Мальчишника в Вегасе” – вроде бы излишне маргинальной, но уже награжденной
“Золотым глобусом” комедии
Тодда Филлипса (Todd Phillips). Если что, вас предупреждали.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.