Мишель Азанавичус: «Упрощение делает мир скучным. Попробуйте копнуть глубже!»

Время публикации: 21 Октября 2009
Автор: Светлана Безбородова
Фотограф: Milan Vdovenko
Французский режиссер и мастер кинопародии Мишель Азанавичус привез свой новый фильм «Агент 117: миссия в Рио» на Фестиваль французского кино, который прошел в Москве в начале октября. О взглядах на кинематограф, о том, как снять по-настоящему остроумную комедию, о провокациях и хорошем художественном вкусе – в интервью режиссера порталу FashionTime.


– Какие художественные приемы, на ваш взгляд, наиболее эффективны, чтобы  усилить комический эффект пародии на шпионскую приключенческую  эпопею?

– Важнейшим  инструментом пародии я считаю  игру на контрастах. Но тут  есть важный нюанс: если режиссер рискует затронуть такие неполиткорректные, чувствительные темы, как отношение к евреям, сексуальным меньшинствам, положение женщин в обществе, то необходимо понимать, что это раздражает публику. Поэтому очень важно дать зрителю качественную и эстетичную картинку. Фильм должен быть настолько красив и безупречен, чтобы сгладить возникшее раздражение. И наталкивать зрителя на то, чтобы за грубыми, на первый взгляд, шутками, он умел увидеть что-то глубже, чем прямое «раздражающее» прочтение.

Имеет значение и «многослойность» смыслов. Например, моя последняя картина «Агент 117». Согласитесь, мы имеем дело с  фильмом, где в ходу тонкий юмор и  интеллектуальная игра с ассоциациями. На первый взгляд, фильм адресован  весьма узкой группе зрителей. Но поскольку все же мы стремимся делать кассовое кино, мы не можем позволить себе искусственно сужать аудиторию. Мы должны сделать так, чтобы другая часть зрителей все равно считала смысл. А значит, мы должны умножать степени прочтения, как будто на изощренные шутки мы наслаиваем иронию, все более доступную для понимания любого зрителя. В итоге получается, что мы обращаемся к самой широкой публике, и в то же время, интеллектуалы тоже получают свою порцию удовольствия, оценивая мелкие детали типа красивых аллюзий и цитат из классики.  

– Как вам удалось овладеть искусством комедии, рассмешить зрителя?

– Не хочу вас разочаровывать, но универсальных  рецептов нет. Если бы они вдруг появились, жанр бы умер сразу же. Потому что  если все же можно назвать главный закон комедии, то это неожиданность, сюрприз для зрителя. Хотя искушенный зритель уже ждет от вас этих сюрпризов, и тут ожидания публики необходимо оправдывать.

Еще один канон  жанра заключается в смешении стилей, разрыве шаблона. Конечно, есть приемы, которые всегда работают на 100%. Например, на экране очень высокопарная сцена, ужин при свечах главного героя с его возлюбленной. Если герой-любовник в этот момент пукнет, то, конечно, будет смешно. Потому что ситуация смещается в сторону совершенно другого стилистического слоя. Это, конечно, банальный прием, лежащий на поверхности. Для того, чтобы «высветить» более тонкие грани смешного, надо благодаря наблюдательности выхватывать острые юмористические моменты из повседневности, чувствовать ритм картины и, конечно, любить зрителя.  

– Опишите образ идеальной  спутницы спецагента. Долорес (подруга  Агента 117) с ее мужественностью  и уверенностью в  себе дополняет образ главного героя или, наоборот, ему противопоставляется?

– Не забывайте – у нас ведь не обычный спецагент. Наш главный герой – это человек с одной извилиной. Говоря без прикрас, он полный кретин, и уж точно далек от  образа идеального голливудского Бонда. Что является его бесспорным достоинством, так это то, что он физически довольно крепкий и привлекательный мужчина, при этом он абсолютно бесстрашен. Но поскольку он откровенно глуп, рядом с ним должна быть такая женщина, которая обладает, умом, шармом, тонкостью чувств. Кроме того, обязательное для нее качество – хладнокровие, чтобы не принимать близко к сердцу все те глупости, которые периодически изрекает герой Дюжардена.  Она фактически берет в свои хрупкие руки управление ситуацией, принятие важных решений также остается за ней. Мне кажется, в этом смысле Долорес была идеальна. Кстати, подобное распределение ролей – не редкость для мужчины и женщины и в жизни.  

– Фильм построен вокруг главного героя – Агента 117, которого играет Жан  Дюжарден. Какие качества необходимы актеру, чтобы справиться  с центральной  ролью, ведь практически весь фильм он замыкает на себе?

– Я против  навязывания актерам каких-либо  качеств и соблюдения рамок.  Хотя, по мнению обывателей, режиссер  поступает именно так: просто  берет маску, примеряет ее к  актеру, рассказывает ему последовательность  действий на съемочной площадке – и вот, рецепт успешного блокбастера готов. На самом деле, все совершенно наоборот. В действительности я просто беру то, что мне предлагает сама жизнь. «Жизненный» материал, как правило, удачно дополняет заранее обдуманное содержание ролей. Мне повезло, у меня замечательный актер – Жан Дюжарден, он невероятно изобретателен, харизматичен, обладает интереснейшей мимикой, а в его словарном запасе – масса колоритных выражений. Так и рождается гибкий,  интересный, забавный персонаж. Одним словом, мне интересно посмотреть, что может дать жизнь, и потом транслировать это зрителю. Таков мой метод работы.

– Если «Агент 117»  станет циклом  из множества лент, то в какую страну  и в какие обстоятельства  вам было бы  интересно поместить  героя?  

– Не думаю, что хотел бы продолжать комедию  до бесконечности и испытывать главного героя в бесчисленных экстремальных  ситуациях. Хотя потенциально интересных сюжетных поворотов множество. Отправить  его подальше, в экваториальную Африку – или заставить этого псевдомачо влюбиться в мужчину.

 Как бы там  ни было, будьте уверены – наш  Агент 117 всегда найдет способ вляпаться в очередную дурацкую ситуацию. Как говорят французы, постоянно попадает «ногой в тарелку». Когда он в кадре собирается сказать что-то, невольно думаешь: «Ради Бога, только не говори такое про арабов, только не говори такое про евреев или про женщин…»

– В «Агенте 117»  фигурирует сцена  бала фашистов,  как и в  последнем фильме  Квентина Тарантино  «Бесславные ублюдки»  – сцена закрытой  кинопремьеры для  фашистов же, которая заканчивается инфернальным торжеством главной героини-еврейки. Очевидно, что тема нацистского террора не оставляет равнодушными лучших режиссеров современности. Что вас привлекает в этой теме?

– К фашистской эстетике я не испытываю ни малейшего  интереса.  Думаю, что Тарантино  также никоим образом не увлечен  ею.  Я, к сожалению, еще не видел  фильма «Бесславные ублюдки», но практически  могу поручиться за Тарантино. Он, прежде всего, режиссер, а значит, постоянно играет разными символами, использует различные краски. Гитлеровская эстетика с ее запоминающейся черно-бело-красной цветовой гаммой – это сильный социокультурный код. Он стопроцентно узнаваем и вызывает у зрителя молниеносную ассоциативную реакцию. И, как правило, в искусстве фашистская эстетика изображается со знаком «минус». Но для хорошей комедии не представляет никакого интереса описывать фашизм в исключительно мрачных тонах. Объявить одного из героев фильма злодеем-фашистом и начать всем миром с ним бороться – лучший способ усыпить зрителя.

Упрощение мира вокруг нас навевает скуку. Что может  быть проще, чем наклеить этикетку зла  на явление и сказать: «Мы осуждаем это. Вы тоже? Значит, вы хороший человек, можете спать спокойно».  Мне это не по вкусу. Я хотел бы делать более многоплановые, глубокие фильмы. Мне важно сказать зрителям: «Смотрите, зло вовсе не обязательно скрывается за соответствующим ярлыком. Оно может оказаться в самом неожиданном месте. Попробуйте разобраться, мир сложнее. Попытайтесь распознать зло, глупость, смехотворность вокруг вас, в себе!»


Справка FashionTime: Мишель Азанавичус
Французский кинорежиссер, сценарист

Фильмография:

В 1988 Мишель Азанавичус начал работать на телеканале CANAL+, в том числе – с группой комиков «Les Nuls».

С 1999 по 2005 он снял более 40 рекламных роликов.

2009

АГЕНТ 117: МИССИЯ В РИО (OSS 117: Rio ne répond plus)
Режиссер, соавтор сценария

2006

АГЕНТ 117 (OSS 117: Le Caire, nid d’espions)
Режиссер, соавтор сценария

2004

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ  ЧЕТВЕРКА (Les Daltons), реж. Филипп Хаим
Соавтор сценария, вместе с Эриком и Рамзи

УБЕЙТЕ  ИХ ВСЕХ! РУАНДА: ИСТОРИЯ ОДНОГО НЕЗНАЧИТЕЛЬНОГО ГЕНОЦИДА (ТВ)
Сопродюсер  и соавтор

1999

МОИ ДРУЗЬЯ (Mes amis)
Режиссер, сценарист

1997

Echec au capital – короткометражный фильм
Режиссер, соавтор сценария с Доминик Мезеретт

1996

ДЕЛЬФИНА – ИВАН: 1–0 (Délphine: 1, Yvan: 0), реж. Доминик Фарруджиа
Соавтор сценария

АГЕНТ 117: МИССИЯ В РИО

Комедия о приключениях незадачливого спецагента в Бразилии. В главной роли Жан  Дюжарден (99 ФРАНКОВ). Картина открыла  десятый, юбилейный Фестиваль французского кино, который прошел в Москве с 1 по 4 октября.


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.