Стравинский и культурные независимые стартапы: со дня рождения композитора празднуется 140 лет

Для культуры 2022 год значим: празднуется 140-летие со дня рождения великого композитора Игоря Федоровича Стравинского, известного своими балетами «Весна священная», «Свадебка», «Жар-птица», «Петрушка». Подготовка к юбилейному году уже чувствовалась под конец 2021 года: независимые коллективы исполняли на ведущих сценах его произведения, а на небезызвестном Дягилевском фестивале в декабре была представлена целая программа.

Не так давно для деятелей культуры появилась возможность оторваться от государственных институций и предлагать собственные проекты — на помощь может прийти Президентский фонд культурных инициатив. Интересен кейс именно такого воплощения идей, о котором пойдет речь далее.

В Санкт-Петербурге 6-7 декабря 2021 года на площадке Екатерининского собрания прошел фестиваль искусств «Время Стравинского». Организаторами мероприятия выступили Петербургский МолОт-ансамбль, ГБУК «Петербург-концерт», Фонд семьи Ф.И.Стравинского и его сыновей, камерный хор «Festino», танцевальная компания «Сейчас начнётся…». Поддержку проекту оказал Президентский Фонд культурных инициатив.

 

Последнее время все большее значение для российской культуры начинают приобретать независимые проекты, стартапы, инициативы молодежных креативных команд. «Время Стравинского» — как раз яркий образец подобного рода начинаний. Приуроченный к 50-летию памятной даты фестиваль стал площадкой для демонстрации достижений молодой российской культуры.

Следует отметить большую смелость команды фестиваля, которая не просто приняла решение показать 2 балетных постановки на концерте-открытии, но и выбрала для этой цели 2 сложнейшие партитуры — знаменитую «Свадебку» Стравинского и партитуру молодого петербургского композитора Артура Зобнина «Инициация». Посмотреть концертные исполнения можно по ссылке

Организаторы фестиваля позаботились о том, чтобы еще до начала спектаклей погрузить зрителей в контекст рождения шедевров Стравинского. На лестнице и в фойе зрителей встречала мультимедийная выставка, основой для которой стали статьи, письма, афиши, любезно предоставленные Фондом семьи Ф.И.Стравинского.

Обрядовую сущность постановок организаторы решили подчеркнуть предваряющей лекцией от культуролога Анны Непши «Нужен ли нам обряд сегодня?» 

 

Музыка балета «Инициация» Артура Зобнина, по словам автора, создана в основном во время локдауна и, если для Ирины Сергеевой, хореографа обеих постановок фестиваля, инициация означает превращение девочки в девушку, девушки в женщину, то для Зобнина – это тот обряд перехода, который мы все пережили во время локдауна. Партитура вышла очень детализированной, призывающей к вслушиванию в детали. Электронный ряд целиком сделан из звуков камней, которые автор насобирал на берегах Невы во время прогулки (перекликается с морской галькой, которую Сергеева использует в балете).

Инструментальный ряд балета решен базовым составом Молот-ансамбля. Тут и подготовленный рояль, стучащий почти как те самые камешки на сцене и в электронике, и флейта, играющая высокими флажолетами. Шуршащие скрипка и виолончель, иногда переходящие в реплики, которые автор предписывает исполнять с вибрато, характерным для максимально трепетных мест романтической литературы. Очень к месту оказываются и тускловатые мультифоники кларнета и бархатное звучание бас-кларнета. Молот-ансамбль, давно играющий сочинения Зобнина, очевидно, с максимальной отдачей подошел к исполнению новой партитуры и провоцировал аудиторию на погружение в непростые звуковые миры композитора.

Каждое исполнение «Свадебки» Стравинского – событие. Даже государственным культурным институциям бывает сложно собрать не только высококлассный состав, но и инструментальный сет этой партитуры – 4 рояля чего стОят, не говоря уже о целой банде ударных. Можно только догадываться, каких усилий стоило команде фестиваля организовать репетиционный процесс, координировать весь этот большой (около 40 человек) состав музыкантов. Но результат стоил того. К исполнению были привлечены лучшие молодежные силы Санкт-Петербурга. И исполнение под руководством Александры Макаровой вышло стильным, убедительным по балансу, а по ансамблевому качеству не уступало известным записям этой великой музыки.

Отрадно, что с большим пониманием молодые музыканты отнеслись и к особенностям звукоизвлечения в этой партитуре. Рояли (Алексей Глазков, Юрий Полосьмаков, Никита Качаев, Алексей Григорьев) играли максимально сухо и собранно. А солисты-вокалисты (Елизавета Свешникова, Дарья Телятникова, Борис Степанов, Илья Мазуров), слава Богу, не стали вокализировать как в классической опере с сочным вибрато, а напротив стремились к тембру, максимально приближенному к собственно фольклорному звучанию. 

За танцевальный ряд постановок отвечала хореограф Ирина Сергеева и ее танцевальная компания «Сейчас начнется…» Как и музыка двух балетов, хореография отличалась максимальной контрастностью. 

 

В «Инициации» Сергеева явно призывает зрителя погрузиться в это состояние перехода в новое качество, исследовать разные его грани. Изысканная двигательная партитура полна деталей, недосказанности. Световое решение постановки (сине-фиолетовое освещение), дымка на сцене, темные платья танцовщиц, во время кружения превращающиеся в подобие юбок дервишей, наконец, морская галька — все это делает постановку таинственным призывом погрузиться в глубины женской психологии.

Полным контрастом к «Инициации» оказывается постановка «Свадебки». Насыщенная повторами и вариантами движений, «мускулистая», требующая огромной энергии от танцовщиков. Сама Сергеева определяет свою работу с музыкой Стравинского как сублимацию личного опыта. Однако, постановка «Свадебки» оказывается не только собственно «трешовым» свадебным обрядом — под архаическую и мощную музыку Стравинского танцовщики выдают порой танцы, сильно напоминающие танцпол современных свадеб. Это решение могло бы быть очень прямолинейным, если бы постановка Сергеевой при этом не обнажала структурные особенности музыки Стравинского. Наполненная эффектными мизансценами работа Сергеевой поставлена для весьма разношерстного состава танцевальной компании — но не это ли сейчас в тренде, куда актуальнее, чем изнуренные диетами классические танцовщицы.

Второй день фестиваля был еще более насыщен событиями. Молодой и креативный молодой музыкальный критик Сергей Железнов рассказал о Стравинском как о символе культурной эмиграции, а представители Фонда семьи Ф.И.Стравинского и его сыновей провели 2 презентации «Открытое хранение». Событие уникальное: были представлены личные вещи, через которые говорит история. Серебряный кувшин, который в семье использовали при крещении, первый и последний автограф Игоря Фёдоровича, сапоги в русском стиле его отца, Фёдора Игнатьевича, солиста Мариинского театра. Но, пожалуй, главным событием стала демонстрация книги семьи Стравинских, в которой делались записи об основных событиях, а также фиксировалась различная информация, связанная с хозяйством. Книгу никогда раньше вживую не показывали, хотя она упоминается во многих исследованиях, посвященным Стравинскому. Этот добрый жест Фонда семьи Стравинского по отношению к фестивалю — знак поддержки команды проекта и надежды на дальнейшее сотрудничество.

Мультимедийный перформанс «Свои-чужие», завершавший второй день фестиваля, был скорее концертом с видеорядом, в котором встречались сочинения русских композиторов, живущих в России и за рубежом. «Стравинский — это символ культурной экспансии» — заявил Артур Зобнин в речи, предваряющей концерт. Действительно, и сейчас влияние русской музыкальной культуры велико, как и 100 лет назад. А молодые русские композиторы занимают видное место в музыкальном процессе, как за рубежом, так и на родине. Трудно назвать программу лучшей программой ансамбля в 2021 году, однако она достаточно разнообразно продемонстрировала поиски композиторов-миллениалов. «Русские тупики» Настасьи Хрущевой с «полевым» видео Анастасии Дворецкой, снятым из окна поезда, соседствовали с экзистенциальными «Хороводами» Станислава Маковского, передающими привет Петербургу Достоевского. А пьеса Олега Гудачева «До свидания, мой милый 9 этаж» с оригинальным названием и не менее оригинальным звучанием, вдохновленным звуками спальных районов, стояла рядом с экстравагантным «Модулем памяти» Марины Полеухиной. Завершала программу трогательная и ностальгическая «Ванилька» Дарии Маминовой е снова поезда, но уже немецкие, дождь на стеклах и меланхоличное звучание мелодик в ансамбле.

 

Команда фестиваля искусств «Время Стравинского» проделала огромную работу, чтобы подарить Санкт-Петербургу новое яркое событие. Хочется надеяться, что теперь фестиваль станет постоянной точкой на культурной карте Санкт-Петербурга, тем более 2022 год — юбилейный для Стравинского. Несмотря на холод, ковид и прочие сложности публика проявила большой интерес к проекту, залы были заполнены. Такой ажиотаж обязательно должен вдохновить команду фестиваля на новые свершения. 



 
 
 



Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.