Украл или приснилось: 10 примеров плагиата в сфере моды
Автор: Дмитрий Гаврилук
Gucci подал в суд на магазин Forever 21, обвиняя его руководство в плагиате. По версии итальянского модного дома, принт с параллельными сине-красными и зелено-красными чередующимися полосками — хорошо узнаваемый товарный знак бренда.
Руководство масс-маркета придерживается иной позиции, не считая полосатый принт чьей-либо интеллектуальной собственностью, поэтому просит суд отменить регистрацию товарного знака Gucci в Америке. Пока что безуспешно. И на это есть все основания. Торговая марка Gucci была зарегистрирована на территории США в 1973 году, а полоски появились у Gucci и того раньше: сине-красные — в 1951 году, зелено-красные — в 1963 году.
Кого еще из мира моды обвиняли в плагиате, и как стороны конфликта реагировали на подобные претензии?
Gucci и Undercover
Раз уж речь зашла о Gucci, то давайте продолжим. Журналисты издания Highsnobiety заметили, что новая рекламная кампания с инопланетянами похожа на видео 2011 года, снятое брендом Undercover. И действительно — сходство налицо.
Gucci и Saint Martins
Эти же инопланетные образы из последнего кампейна Gucci вызвали другой скандал. Выпускник Central Saint Martins Пьер-Луи Овре опубликовал в Instagram пост, в котором обвинил креативного директора итальянского бренда Алессандро Микеле в плагиате — якобы дизайнер позаимствовал идею и образы осенней рекламной кампании из его выпускной работы.
Микеле не стал отмалчиваться и в интервью Business of Fashion заявил, что это неправда. По его словам, «речь идет о моих воспоминаниях, и о фильмах 70-х, которые я смотрел в детстве постоянно. Это больше о космосе, у нас есть роботы, инопланетяне». Также он отметил, что подготовка кампейна заняла несколько месяцев, тогда как фотографии выпускника появились в Сети за 7 недель до начала съемок.
Но важнее другая мысль Микеле — художественный язык кампейна очень прост и понятен даже ребенку. И этот комментарий дизайнера заставляет задуматься о циркуляции образов в современном цифровом мире и упрощении художественного языка в контексте массовой культуры.
Gucci и Dapper Dan
Но и это не все. Показ круизной коллекции Gucci не на шутку взбаламутил воду. В центре внимания оказалась шуба с дутыми рукавами, капля в каплю похожая на творение известного портного 1980-х годов из Гарлема Дэниела Дэя, более известного как DapperDan. Итальянский модный дом быстро отреагировал на эту претензию, вначале переведя случившееся в шутку, а затем извинился перед американским дизайнером за столь откровенное цитирование.
Dolce&Gabbana и Vivienne Westwood
Дизайнер бренда Стефано Габбана признался в Instagram, что очень популярный в конце 1980-х годов чокер с надписью SEX он позаимствовал у британского дизайнера и «матери фешн-панка» Вивьен Вествуд. Он написал: «Да, это правда! Мы были глупыми и невежественными. Мы просим прощения у гения #viviennewestwood за то, что привлекли слишком много внимания к ее работе!». Опять же стоит обратить внимание на стиль извинения.
Dolce&Gabbana и Chanel
За несколько дней до этого признания Стефано Габбана опубликовал в Instagram коллаж, на котором можно увидеть туфли D&G 2014 года и туфли из круизной коллекции 2017 года от Chanel. Каблуки у туфель двух брендов оказались выполнены одинаково — в виде греческой колонны. Но многие пользователи не преминули напомнить итальянскому дизайнеру о злосчастном чокере Vivienne Westwood.
Meme-культура: Boolenciaga/Balenciaga и Vetememes/Vetements
23-летний Давиль Тран не так давно создал два бренда, которые пародируют Vetements и Balenciaga. Все вещи Boolenciaga и Vetememes представляют собой пародии самых популярных моделей Balenciaga и Vetements. Занятно, что креативный директор Vetements и Balenciaga Демна Гвасалия отнесся с Boolenciaga и Vetememes благосклонно: «Надеемся, он получил от своего проекта не меньше удовольствия, чем мы от своего».
Предшественниками этих клонов были ироничные бренды «Féline» вместо «Céline» и «Homies» вместо Hermès. Даже в России возник анонимный бренд «Гоша Газинская», отсылая к личностям и брендам очень известных отечественных дизайнеров. Правда, с иронией и рефлексией у него проблема.
Vika Gazinskaya и художник Брэд Тромел
Совсем недавно разразился крупный скандал с участием российского дизайнера Вики Газинской. Американский художник Брэд Тромел обвинил ее в использовании его работы при создании своей новой коллекции, представленной в Париже на Неделе моды. В доказательство он опубликовал в Instagram сравнительные снимки.
Примечательна реакция Вики Газинской — многие расценили ее поведение как проявление хамства, хотя нашлись и сторонники дизайнера. Газинская заявила в Instagram, что может использовать произведения художников, как хочет и сколько хочет.
Viktor & Rolf и Терренс Чжоу
Молодой дизайнер Терренс Чжоу обвинил бренд Viktor & Rolf в плагиате его работ. С его слов, он присылал руководству модного дома свое портфолио, чтобы попасть к ним на стажировку, но его не взяли. Через месяц он увидел, что на показе бренда модели носили большие кукольные головы, похожие на те, которые он выслал в резюме.
Модный дом категорически отрицает подобные обвинения. Преподаватели Central Saint Martins, где учился Чжоу, сказали ему, что плагиат — это норма модного бизнеса, поэтому к такому надо просто привыкнуть.
Pull&Bear и Finch
Художница Нана Бякова заявила, что компания Pull&Bear украла принт с гимнастами, который она разработала для бренда Finch. Впервые этот принт появился в рамках Недели моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. Вскоре этот образ с дополнительными элементами перекочевал на майки Pull&Bear. Теперь представители Finch требуют изъять из продажи вещи с их дизайном.
Finch и Ulyana Sergeenko
До этого скандала были и другие случаи плагиата. В 2016 году российский дизайнер Ульяна Сергеенко представила портфель со встроенными планшетами на показе в Париже. Представители Finch полагают, что основой для этой вещи послужил разработанный ими ранее совместно с Bright Inside рюкзак TechPack.
Цитаты, кражи и случайности
В общем-то, говорить о плагиате в сфере моды и приводить этому примеры можно бесконечно. Но стоит отметить несколько интересных деталей.
Все приведенные выше случаи индивидуальны, каждый из них следует рассматривать отдельно: что в одном случае может быть вариацией на широкую тему, в другом окажется бессовестным плагиатом.
Современная, постмодернистская культура базируется на принципе цитатности.
Но она еще и пародийная по своему характеру — один из ее истоков кроется в безудержной иронии, доминирование которой в современном мире объясняет популярность мемов.
Поэтому границы между реминисценцией, пародией, оммажем, цитированием, аллюзией, реконструкцией, репликой, вариацией стали прозрачными и хрупкими. Сложности добавляет и заметное упрощение художественного языка глобальной массовой культуры, который сужается до чистых знаков и форм — брендомании, эмодзи. Условно говоря, довольно трудно придумать что-то новое и уникальное, когда у вас на всех есть один коробок спичек.
Так как же отличить плагиат от оммажа или пародии?
Для постмодернистского мироощущения контекст и среда зачастую намного важнее самой вещи, существующей в них. Поэтому критериями плагиата становятся именно они — среда, контекст, реакция, высказывание.
Когда Gucci шутливо признается в цитировании Dapper Dan — это можно воспринимать как оммаж, дань уважения; когда Алессандро Микеле говорит о космических героях своего детства — это область почти бессознательного и архетипов; когда Вика Газинская хамит художнику — это может быть PR-стратегией или обыкновенным невежеством.
Согласитесь, разница во всех примерах стилистическая и ощутимо затрагивает не столько юридическую плоскость, сколько сферу этики.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.