Le Printemps: конец эпохи больших магазинов во Франции?

Время публикации: 26 Июля 2006
Автор: Анна Волохова

Концепция французских grands magasins, «больших магазинов», изживает себя. Настоящее чудо Belle Epoque, эти памятники времен Золя, где в роскошном здании покупатель может найти все, что душе угодно,  один за другим исчезают из жизни повседневной Франции, превращаясь в обычные торговые центры. Сейчас такая участь грозит Printemps, столетней красе Парижа, проданной на прошлой неделе итальянскому бизнесмену Maurizio Borletti - президенту универмагов Rinascente в Италии и партнеру Deutsche Bank.

Grands magasins, явление, которое на русский язык можно было бы перевести как «универсальный магазин» или «большой магазин», появились во Франции в XIX веке и были в то время революционным явлением. Золя в своем знаменитом романе «Дамское счастье» описывает один из таких универмагов, Bon Marché, новинку того времени, символ роскоши и изобилия.  

В этих магазинах, как правило, несколько этажей, распределенных по тематике товаров: изысканная еда, детские товары, электротехника, женская и мужская одежда, обувь, товары для дома и так далее. Нужно заметить, что grands magasins существуют не только во Франции, но также в США (Macy's, Sack’s Fifth Avenue, Neiman Marcus), в Англии (Harrod's, Selfridges), в Италии (Rinascente) и т.д. Но самое большое распространение это явление получило в Японии. Там эти магазины встречаются десятками на каждый крупный город, включая и такое интересное явление, как магазины товаров класса люкс на вокзальных станциях, похожие на магазины Duty Free в аэропортах. Самые известные: Isetan Department, Takashimaya.       

В Париже осталось всего пять grands magasins, существующих уже более ста лет: le Printemps, la Samaritaine, (закрытая в настоящее время на реконструкцию), le Bon Marché, le BHV et les Galeries Lafayette. Каждый из этих магазинов ищет свой путь выживания на нелегком французском рынке, отличающемся неблагоприятной конъюнктурой. «В 1975 году больших магазинов было еще восемь», - отмечает Jean-Damien Leveau, заведующий архивами в Galeries Lafayette и специалист по истории grands magasins. Среди исчезнувших магазинов были les Trois Quartiers, самый старый из парижских магазинов, открытый в 1829 году, и  la Belle Jardinière, созданный в 1866 году около Pont Neuf. От этих магазинов остались сейчас только здания, сдаваемые под офисы.

По исследованиям социологов, в течение последних 20 лет французские покупатели предпочитают делать покупки в специализированных магазинах, таких как H&M и Zara для одежды, Darty для электротехники и т.д., объясняя это более гибкой ценовой политикой и большими объемами продаж таких магазинов.

«Самый главный недостаток  grands magasins - это этажи, - говорит Eric Ranjard, специалист по коммерческой недвижимости. - Очень сложно заставить клиента подняться выше второго этажа. В других странах универмаги тоже сталкиваются с этой проблемой: Macy's в Нью-Йорке, дела которого идут очень успешно, занимает всего три этажа, а в Harrod's в Лондоне самые престижные марки продаются только на первом и втором этаже».

Известный парижский универмаг, который туристы посещают с таким же пиететом, как Эйфелеву башню, Galeries Lafayette находится только на уровне 4 % рентабельности. Если бы не семья основателей Galeries Lafayette, любящая магазин так же трепетно, как фамильные драгоценности, владельцы магазина давно бы уже продали или сдали часть этажей под офисы или под специализированные магазины, приносящие больше прибыли. По мнению Jean-Damien Leveau, такой выбор придется делать Printemps, главный магазин которого находится напротив Galeries Lafayette.             

Le Bon Marché (31 000 кв. м), созданному в 1852 году и принадлежащему вместе с Samaritaine группе LVMH, удалось преуспеть в борьбе за покупателя марок люкс, так как рентабельность его, по мнению экспертов, превышает 8 %. Но при этом большая часть магазина сдается в аренду другим фирмам.

Остальные парижские grands magasins с трудом пытаются найти свою нишу. BHV (34 000 кв. м), существующий с 1856 года, долго терял деньги, теперь его концепция, BHV Deco, изменилась в сторону более высокого уровня, но эта мера пока не начала приносить свои плоды. Printemps (43 000 кв. м) тоже сделал ставку на предложение престижных марок, но не сумел привлечь покупателя, в особенности в своих магазинах в других городах Франции.

Что же касается Samaritaine (48 000 кв. м), то этот магазин несколько лет назад полностью изменил свою концепцию, превратившись из магазина средней руки для любителей столярничать и плотничать в место продаж креативных марок, рассчитанное на продвинутую и обеспеченную публику востока Парижа, «bobo parisiens». Идея, надо отметить, была несколько притянута за уши: у этой публики, чаще всего семейной и с несколькими детьми, не очень много стимулов, чтобы оставлять в магазине 150 евро за топ Erotokritos, Vanessa Bruno или Isabel Marant, марок, характеризующих концепцию Samaritaine. Видимо, эта публика почему-то не очень охотно посещала магазин, а если и посещала, то оставляла  в нем мало денег. Поэтому Бернар Арно (Bernard Arnault), президент группы LVMH, сначала сдал часть зданий компаниям Кензо (Kenzo), Сефора (Sephora) и Зара (Zara), а потом вообще закрыл магазин в июне 2005 года, совсем скоро после этой перемены. Оставив без работы около 1500 сотрудников магазина, Арно, мотивировавший это неожиданное решение «соображениями безопасности», вызвал переполох среди профсоюзов и общественных организаций Франции. Манифестации уволенных сотрудников универмага длились не один месяц. Теперь здание планируется вновь открыть в 2011 году. Магазин будет занимать только четверть здания, остальное будет сдано под рестораны, спа и бутики. «Магазина, который существовал в прошлом, больше не будет», - высказался президент  LVMH.

Недавняя продажа красивейшего магазина Printemps, настоящей гордости Парижа, группой PPR (Pinault-Printemps-Redoute) также вызвала настоящую бурю негодования среди французской общественности. Теперь уже жесточайшей критике подвергается другой глава компании и успешный бизнесмен: François-Henri Pinault (Франсуа-Анри Пино). Составивший свое состояние в деревообрабатывающей промышленности, этот предприниматель затем «поменял ориентацию», сделав товары класса люкс главной темой своего бизнеса. Решив повторить подвиг LVMH и успешной марки Диор, принадлежащей группе и из увядающего дома моды трансформированной ею в прибыльный международный бизнес, Пино скупил многие из домов моды, еще не захваченные конкурентом. Сейчас PPR принадлежат такие марки, как Gucci, Bottega Veneta, Boucheron, Balenciaga, Yves Saint Laurent, Stella McCartney, Alexander McQueen, а также модный каталог Редут (La Redoute). Пино решил продать неприбыльный Printemps, чтобы сконцентрировать свои усилия на бизнесе в сфере люкс.

Продажа универмага была совершена в конце июня на сумму более одного миллиарда евро. Новыми хозяевами Printemps (а также магазинов Madelios, Citadium Made in Sport, которые также относятся к группе Printemps)  стали партнеры Deutsche Bank и Маурицио Борлетти (Maurizio Borletti), которым уже принадлежит сеть магазинов Rinascente-Upim в Италии. Эта сделка является настоящей революцией в истории больших магазинов: ни разу до этого контракты не заключались сторонами из разных стран. Но самым любопытным является то,  что Printemps, центральный магазин которого находится на бульваре Haussmann в Париже, имеет стратегическое значение одной из самых важных торговых точек в сфере люкс в мире.  

Эксперты утверждают, что сумма сделки более чем завышена: магазин требует больших затрат на ремонт и планировку. Deutsche Bank теперь принадлежит 70 % акций Printemps, а семье Borletti – 30%. Борлетти утверждает, что Printemps кажется им очень выгодной сделкой и что политика магазина, в последнее время направленная на повышение уровня товара до класса люкс, будет продолжена более активно. В развитие магазина планируется вложить 280 миллионов евро в течение пяти лет. Эта политика уже введена в действие в перепозиционировании сети Rinascente в Италии, где для этого был приглашен специалист по управлению универмагами люкс Vittorio Radice, ранее занимавшийся тем же в английском Selfridges.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.