Ян-Эрик Петтерсон «Человек, который ушел слишком рано» (ЭКСМО)

Время публикации: 10 Июня 2011
Автор: Игорь Кузьмичев
Источник: FashionTime.ru
Судя по всему, автор самых популярных детективов последних лет был не ахти каким ярким персонажем. Занимался исследованием ультраправых движений, жил скромно. Собственно, борьба с наци и являлась главным делом Ларрсона, все прочее шло как бонус. По этой причине биография писателя, после своей скоропостижной смерти ставшего настоящим поп-идолом, на девяносто процентов состоит из общественной и журналистской деятельности, а то, что занимает публику больше всего – литературные тайны, творческая кухня и личная жизнь – представлены здесь по минимуму.

С другой стороны, если полагать, что наилучшая биография – та, которая максимально объективна, то «Человек, который ушел слишком рано» (оригинальное название «Журналист, писатель, идеалист»)  – почти образец жанра. В самом деле, ну что поделаешь, Стиг Ларрсон действительно посвятил себя политжурналистике, а сочинение детективов стало занимать его лишь в последние годы и окружающими воспринималось как безобидное и мало кому нужное хобби.

В итоге книжка больше походит на исследование правого движения в Швеции, подробное, дотошное и компетентное, нежели на фиксацию литературных процессов и житие главного героя. Поклонники ларсоновского «Миллениума» могут заскучать, но в этих описаниях ненависти и жестокости есть свой резон. Кустарные газеты, подпольные организации, марши, убийства и расследования – это ключ к пониманию фигуры не только самого Ларрсона, но и его книг.

Не секрет, что персонаж ларссоновских детективов Микаэль Блумквист в определенной степени списан с автора. В какой степени, помогает прояснить знакомство с общественной деятельностью писателя. Разумеется, Ларрсон создал комплиментарный по отношению к себе портрет – того, кем он стремился быть и, в общем, был, но в меньшем масштабе. Газета «Миллениум», которой руководит Блумквист, – это, по сути, воплощенная мечта Ларрсона, то издание, которым он бы хотел видеть свой проект «Экспо».

Сам главный персонаж его книг – обаятельный мужчина, легко заводящий романы и пользующийся популярностью у женщин. Сложно сказать, насколько занимали Ларрсона дамы, однако он, проживший большую часть жизни с гражданской женой Евой Габриэльсон, на Дон Жуана вроде бы не тянул. А Блумквиста все-таки сделал специалистом по этой части. Вообще, судя по всему, в своих детективах Стиг Ларрсон расправлялся с несправедливостью реальной жизни: добро у него непременно побеждает зло.

О серии «Миллениум» автор биографии вспоминает почти в конце. История с литературным хобби Ларссона возникает из ниоткуда и надолго не задерживается.  Читатель узнает, что писатель планировал заработать «миллион», что работал продуктивно, без особых творческих мук, планировал целых десять книг в рамках «Миллениума», а Лисбет Саландер выдумал, отталкиваясь от образа Пеппи Длинный Чулок.

Далее начинаются издательские тонкости (кому отнес рукопись и проч.), фиксация того, как медленно, но верно приходила в движение медиамашина, очарованная текстами дебютанта в детективном жанре. А потом все. Смерть, нелепая, обыденная и словно незаметная. Как будто написанные Ларрсоном книги, попавшие в обойму, бежали к успеху самостоятельно, и создатель им был уже не нужен. Вот так.

Жил человек, занимался важными общественными делами (больше похожими на бой с ветряными мельницами), много курил, мало спал, был неприхотлив, но разумен – цену своим сочинениям знал и был уверен, что все получится. Жил-жил, и вдруг умер.

Прошло семь лет, а книжки по-прежнему гремят, гражданская жена судится с  семьей Ларрсона, Дэвид Финчер экранизирует «Миллениум»,  и такое ощущение, что нет этой суете конца-края. Хотя, казалось бы, три романа, и ничего более. Грустно, конечно.

С другой стороны, лучше так, чем забвение. Плюс к тому ларрсономания не в последнюю очередь вызвана почти анонимной личностью автора. Анонимной в том смысле, что  даже рассказать о нем нечего. Даже в правдивой биографии.


Оценка:

★★★★☆

Отрывок:

«…В апреле 2004 года со Стигом Ларссоном от имени издательства общалась в основном Ева Йедин, обсуждая общие вопросы публикации и особенности самих произведений.

«Меня поразило, что он держит в руках все нити, хотя интрига столь запутанная. Ни одна деталь не потеряна, ни один персонаж не забыт, ни одно имя не перепутано.

Но у него были вопросы, которые он хотел со мной обсудить – например, как выглядела Саландер, как она держалась и сколько весила»,— вспоминает Ева Йедин.

«Иногда меня так и тянет подойти к юной девушке в метро и спросить, сколько она весит, р однако я беру себя в руки, – писал Стиг Ларссон в своей электронной переписке с издательством. – Думаю, 42 килограмма – это разумная цифра».

Лишь в одном вопросе мнения их разошлись. Еве Йедин не понравилось название «Мужчины, которые ненавидят женщин», поскольку оно звучит зловеще и может оттолкнуть некоторых читателей. Но тут Стиг, который поначалу говорил, что готов обсуждать все, заявил, что это единственный момент, в котором он не может пойти на компромисс. В конце концов, его мнение победило».


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.