Борис Акунин "Черный город" (Захаров)

Время публикации: 29 Ноября 2012
Автор: Игорь Кузьмичев
Источник: FashionTime.ru
Ялта. Утро 14 июня 1914 года. Эраста Фандорина посещает в отеле градоначальник Ломбадзе. Он требует, чтобы Фандорин обезвредил террориста-большевика по кличке Одиссей, планирующего убить императора в его резиденции.

Эраст Петрович отправляется в Ливадийский дворец, начинает действовать вместе с начальником царской охраны Спиридоновым, в итоге террорист убивает Спиридонова. Оставленная на месте преступления записка сообщает, что шум вокруг предполагаемого убийства Николая II был отвлекающим маневром и поставленная задача выполнена.  Охота на Одиссея приводит Фандорина в нефтяной город…

Про «Черный город» нужно знать следующее. Это последняя книжка фандоринской серии. Последняя в формате романа, однако будут еще два сборника рассказов об Эрасте Петровиче. Обещал автор написать 16 книг о Фандорине, «Черный город» – четырнадцатая по счету, придется держать слово.

Это противоречивый роман. С одной стороны, он на голову лучше предыдущего, вымученного «Весь мир – театр», он ярче, шустрее, удача, в общем. С другой стороны, стагнация налицо.

В ряде отзывов «Черный город» небезосновательно параллелят с бондианой (в книжке и вправду много сказочного экшена и супергеройства), при этом пеняя автору на статичность Фандорина, неизменность, по сравнению с вечно разным агентом 007 (любопытно, что сам Акунин считает ровно наоборот).

И ладно Фандорин, – дело даже не в нем. В конце концов, короля делает окружение. В «Черном городе» же все почти как всегда: Маса смешной, женщины глупы, коварны, хитры. Японец (вернее, отношения Масы и Фандорина, развивающиеся по привычной смехе) и вовсе выглядит балластом, не зря автор его временно выключает из игры.

Короче, славная сага фандориана близится к финалу, что грустно (все-таки целая эпоха, почти 15 лет мы были вместе), но и в то же время совершенно естественно. И писатель Григорий Чхартишвили от Фандорина устал, «и он от меня устал», и эта на первый взгляд поэтичная отговорка оказывается по существу верной. Персонаж живет своей жизнью, и не нужно его больше беспокоить.

Что еще важно знать про «Черный город», так это то, что книжка вышла, несмотря на сравнения с бондианой и аллюзии на современную Россию, очень-очень юношеской по духу, практически жюльверновской. Эдакий томик, стоящий на полке у романтичного подростка, очарованного приключениями и авантюрами – в самом что ни на есть старомодном смысле.

Шаблонность ряда действующих лиц в данном контексте выглядит вполне уместной; тот же подельник Фандорина Гасым – настоящий благородный разбойник, большой, честный, справедливый. Гасым, пожалуй, самый яркий герой в фандоринском окружении, притом что колорита в «Черном городе» ведрами черпай.

Дело происходит в Баку аккурат перед началом Первой мировой. Баку – нефтяное пятно на карте, точка кипения страстей любого рода – от коммерческих до любовных и национальных, бурлящий котел... метафоры можно продолжить. Восточный колорит, умноженный на шальные деньги и политику, конечно, прекрасные условия для экшена.

Акунин выжимает из них максимум, активно эксплуатируя мифы, стереотипы и исторические факты. Богатая фактура порой не дает соразмерить шаг – автор увлекается экскурсами в историю, отчего книжка местами начинает смахивать на «Википедию». Это,впрочем, не снижает градус увлекательности, ну а что, как не увлекательность, главное в фандориане. 

В «Черном городе» Эраст Петрович расследует дело, похожее на паутину, как в том смысле, что нити его расходятся в разные стороны, так и в том, что может оно утянуть и запутать. Тут вернее будет сравнение с нефтью, тем более Фандорин в ней чуть не утонет (буквально).

Главному герою, кстати говоря, уже прилично лет – 58, однако он, как прежде, силен физически, хорош собой и остр умом. Зато прибавилось рефлексий и общей усталости, что ли. Или это все-таки автор утомился?

Кстати, то, как книжка появилась на свет, – история отдельная. Четыре года назад французы из газеты Le Figaro в рамках проекта, посвященного гомеровской «Одиссее», предложили нескольким писателям сочинить рассказ, который начинался первой строфой 14-й песни поэмы. «Одиссей пошел от залива по лесной тропинке к тому месту, которое ему указала Афина…» – так начинали свои тексты Милан Кундера, Артур Перес-Реверте, Людмила Улицкая и ряд других авторов. Был среди них и Борис Акунин, которого лесная тропинка, указанная Афиной, привела к Фандорину.

Кроме Le Figaro рассказ вышел на благотворительном сборнике «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». СМИ сообщали, что новелла станет первой главой повести «Охота на Одиссея», запланированной для сборника «Фандорин в XX веке». Получилось все немного иначе.

Местом действия изначально планировалась Бухара, но что-то не сложилось у автора с узбекскими властями на стадии сбора материала, и Бухара превратилась в Баку. Остроты добавили и исторически непростые отношения азербайджанцев и армян, без них «Черный город» не обошелся, разумеется. Не обошлось и без лирических, а точнее, социальных отвлечений.

С учетом гражданской активности Чхартишвили и его амбиций большого писателя (и то и другое активно проявилось в последнее время) некоторыми фанами высказывались опасения: мол, как бы не аукнулось, не придавило фандориану.  

Опасения были напрасны: социальной критики и рассуждений такого плана в «Черном городе» ровно столько, сколько требуется; что до литературных амбиций, они, судя по всему, удовлетворены весенним романом «Аристономия».

Всему свое место, и то верно.  Для публицистики – статьи, блог, Болотная и проч., «Аристономия» – для крупных форм, Фандорин же есть Фандорин. Вернее, нет. Почти нет. Читайте, узнаете сами. Хороший роман.

Оценка:

★★★★+

Факты:

«Черный город» выпущен сразу в четырех форматах – традиционном бумажном, для «читалок», как приложение для планшетов и как аудиокнига.

Отрывок:

Подполковник заорал, схватившись за простреленное запястье, согнулся пополам.
– Ура-а-а!!! – завопило казино.
Но миновала полночь, бутылки больше не хлопали, крики утихли, а Шубин все вопил.
– Не надо так ш-шуметь. Сейчас я сделаю вам обезболивание.
Подойдя, Фандорин нанес короткий удар снизу, в переносицу. Грузно, будто оглушенный бык, помощник градоначальника рухнул.
– Эй, где ты там? – позвал Эраст Петрович.
Перила затрещали. Через них, вынырнув из тьмы, с пыхтением перелезал Гасым. Спрятал еще дымящийся револьвер.
– Вай, долго говорили. Замерз совсем.
– Ты почему мокрый? Вплавь добрался? Я же сказал: на лодке.
– Есть лодка. Там. – Гочи показал вниз. – Сюда по столб лез. Свалился. Чуть шапка не потопил. Слушай, холодно когда мокрый на ветер сидеть! Зачем собака Шубин раньше не стреляла? Болтливая, как баба!
Простреленную руку Фандорин перетянул жгутом, чтобы раненый не истек кровью.


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.