Daft Punk «Random Access Memories» (Columbia)

Время публикации: 21 Мая 2013
Автор: Игорь Кузьмичев
Источник: FashionTime.ru
Random Access Memories вышел 20 мая, и его уже можно назвать коммерческим триумфом. Billboard прогнозирует, что к концу недели продажи в США превысят 300 000 копий. В iTunes альбом занял первое место в 73 странах (география - от тех же Штатов и Великобритании до Казахстана и Эквадора). Это значит, что деньги, которые музыканты вложили в запись альбома (собственные, более миллиона долларов), они точно вернут. И наверняка неплохо заработают сверх того.

Для Daft Punk первая за восемь лет пластинка стала серьезным приключением. Раньше Томас Бангалтер и Ги-Мануэль де Омем-Кристо предпочитали работать по-домашнему, в камерных условиях. Теперь - принципиально отказались не только от электронного (большей частью) звука, но и сменили Homework (символичное название первого их, революционного, альбома) на "нормальные" студии с приглашенными музыкантами – в пику сегодняшней ситуации, когда треки пекутся на лэптопах. Бангалтеру и де Омем-Кристо хотелось вернуть в музыку большой стиль, и они это сделали.

Пять лет. Пять студий, от Нью-Йорка до Парижа. Фантастические коллабораторы – Нил Роджерс из культовой диско-группы Chic, папа жанра Джорджо Мородер. Без дураков легендарные сессионные музыканты, работавшие с как Майклом Джексоном, Боуи и Клэптоном, так и с Майлзом Дэвисом и Херби Хэнкоком. Множество ароматов и нюансов, указывающих на то, что Random Access Memories – вещь тонкой выделки.

Правда, наводя мосты между эпохами, Daft Punk так погрузились в детали, что забыли про суть.  Частный пример – история с треком Giorgio by moroder, записанным понятно с кем. 

DP попросили заслуженного поп-деятеля сочинить воспоминания в духе «моя жизнь в искусстве». Мородер сочинил, после чего Daft Punk записали его монолог на несколько микрофонов, каждый из которых соответствовал определенному времени, упоминаемому автором. Говорит Мородер про шестидесятые – используется микрофон 60-х, вспоминает семидесятые – на микрофон семидесятых. Потом куски склеили и положили на характерный танцевальный трек - в стиле героя мемуаров.

Подобные усилия производят впечатление, только  слушателю все равно – ему в жизнь не разобрать, где какой микрофон и какой в том прок, кроме самого факта концептуальных ухищрений. Показательная, надо сказать, история, которая объясняет основную проблему Random Access Memories, а именно несоответствие процесса  результату.  В итоге мы имеем дело с отличным дизайном, за которым не видно особого смысла.

RAM -  ожидаемая, роскошная, тонкая пластинка, в целом не стоившая затраченных на нее усилий. Если отвлечься от деталей, выделки, шума вокруг релиза, того факта, что речь идет о Daft Punk, то альбом в целом - диско-диско, не сильно на общем фоне и выделяющееся. Верней, выделяющееся, но не сильно.  Дух от этой музыки не захватывает.

Дело здесь не в завышенных ожиданиях, которые редко оправдываются; по правде говоря, я лично вообще ничего не ждал. На этом своем четвертом по счету альбоме группа равна себе, не больше, не меньше. Нормальный такой Daft Punk.

И не стоит себя обманывать, придумывая объясняющие эту пластинку концепции. Концепций могут быть сотни, можно погружать альбом в контекст, можно смотреть на него вне контекста; эти отлакированные песни легко могут казаться больше и значительней, чем есть в действительности. Этот альбом пал жертвой собственных амбиций, справедливо заметил рецензент Rolling Stone. Самозабвенная поп-опера (скорей, оперетта), оммаж 70-80 со всех сторон, причем речь не только о диско, но и об "умном" роке типа Pink Floyd. Круто, культурно, затянуто и утомительно, если просто слушать, а не думать.

Слишком много одинаковых гитар, слишком мало развития внутри песен. Перебор с автотюном и даже концептуальное объяснение, что это как бы роботы,  его, автотюн, не извиняет.  Две вещи с этой примочкой еще можно употребить, тем более что открывающие пластинку Give life back to music и The game of love чудо как хороши: первая – громогласным вступлением, вторая – трепетом на грани фола. Но вот песню Within автотюн очевидным образом портит, - без пресловутого эффекта Within была бы особенно прекрасна.

Неудивительно, что Lose yourself to dance, спетая Фаррелом в чистом виде, воспринимается как глоток свежего воздуха. За ней следует Touch – мегаломанское космическое нечто, в которой 72-летний ветеран Пол Уильямс, работавший с Барбарой Стрейзанд и Боуи, голосом человека, перенесшего инфаркт, поет про «мне нужно кое-то больше».  Несмотря на общую нелепость, Touch звучит весомо.
 
Потом Daft Punk порадуют хитом Get Lucky, чья хитовость – почти целиком заслуга опять же Фаррела. Все. Следующие четыре вещи можно смело пропускать ради коды Contact, в которой избитая гармония компенсируется остервенелым ритмом, возвращающим Random Access Memories если не смысл, то как минимум страсть. В этой пластинке хороши и форма, и содержание, но эмоциональной связи со слушателем они не дают.  За редким исключением, к которым Contact относится в полной мере.

Понятно, что Random Access Memories – это игрушка-многогранник; комбинированный продукт, синтез теории, стиля и практики, шлемов, мостика между прошлым и настоящим, роботов, и проч. Но исключив внешние факторы, оставшись один на один с собственно песнями, понимаешь, что этот альбом ни на что не влияет, ничего не меняет и совсем не обязателен.

Хотя без него весна 2013 года - спасибо рекламной кампании вокруг релиза и всеобщему возбуждению - была бы менее веселой.

Оценка:

★★★★-

Лучшие песни:

- Give life back to music
- The Game of Love
- Lose yourself to dance
- Touch
- Contact



Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.