Johnny Marr "Messenger" (Sire)

Время публикации: 1 Марта 2013
Автор: Игорь Кузьмичев
Источник: FashionTime.ru
В восьмидесятых Джонни Марр играл в составе группы The Smiths. Чем и вошел в историю: The Smiths были если не самой важной, то одной из самых важных музыкальных формаций десятилетия. В истории британской музыки это имя стоит в одном ряду с The Beatles, если говорить про этапность и значимость. The Smiths за четыре года выпустили четыре пластинки, и этого оказалось достаточно, чтобы повлиять на гитарные группы, пришедшие после них.

Массовому (и даже не слишком) советскому/российскому слушателю The Smiths не слишком знакомы, по крайней мере в лоб, на уровне конкретных хитов. Скорее опосредованно, через звезд русского рока, в музыке которых «кузнецы» так или иначе просматривались. В первую очередь это касается «Кино», чьи песни самой середины 80-х проникнуты духом The Smiths. 

В 1987 году группа распалась, вокалист Моррисси пошел своей дорогой, Джонни Марр – своей. Тут надо иметь в виду, что внутри группы, по мнению многих, именно Марр был движущей силой, если не лидером, то инициатором. Собственно, по его инициативе The Smiths и кончились. Марру, энергичному рок-гитаристу с удивительным мышлением (впрочем, сильно укорененным в британской традиции), хотелось большей деятельности во всех смыслах, что вряд ли было возможно при Моррисси.  Нервический поэт и земной музыкант до поры идеально сочетали друг друга, но долго это продолжаться не могло.

После распада Марр играл как сессионный музыкант, с Полом Маккартни, Джейн Биркин, Pet Shop Boys. Вошел в состав прекрасной группы с дурацким названием Electronic; вместе с Бернардом Самнером из New Order и вокалистом PSB Нейлом Теннантом (эпизодическое присутствие) записал три пластинки, растянув удовольствие на 8 лет – с 1991-го по 1999-й.

В нулевые Джонни Марр собрал Johnny Marr and the Healers, не прекращая разнообразную гостевую работу (в том числе над саундтреком к фильму «Начало»). Короче говоря, он делал то, что хотел, довольно быстро подтвердив знакомое правило: экс-гитарист (басист, барабанщик) великой группы в сольном виде не слишком интересен/успешен. Исключения из этого правила есть (Дэйв Грол, Роджер Уотерс – и то сказать, оба скорее успешны, чем интересны), но бывший «кузнец» не в их числе. Возможно, понимая это (или чувствуя), Джонни Марр даже в The Healers подавал себя как часть коллектива, а не как целое, и все эти годы не спешил с пластинкой, на которой стояло только его имя.

Но вот это время пришло. Музыкант покинул американский Портленд, где жил с семьей последние годы, и отправился в родной Манчестер. «Я понимал, что если хочу сделать запись, то должен вернуться в среду, которая сформировала меня музыкально; в место с определенной энергией», – говорит Марр.

The Kinks могли появиться только в Лондоне, Kraftwerk – в Дюссельдорфе, The Smiths – только в Манчестере, уверен он. Альбом Messenger – это и вправду возвращение, проникнутое ностальгией, притом что сам автор считает себя человеком «не ностальгическим». Прямых отсылок к родному городу на пластинке немного, разве что Say Demesne, чья героиня, проститутка Demesne, названа так в честь одной из манчестерских улиц.

На Messenger есть песни о гаджетах, воображаемых прогулках, Европе, молодежных бунтах и посланиях. Немного разговоров по душам, внятный язык и отношение к жизни; эта пластинка – настоящий рок, так, как его понимает гитарист великой группы, недавно удостоенный журналом NME звания GodLike Genius. Здесь тот самый случай, когда титул «богоподобного гения» (даже с учетом британской специфики и специфики NME в частности) не вызывает желания обсмеять или подвергнуть сомнению.

Вернемся, однако, к альбому. Это хорошая пластинка, искренняя, не самодовольная и очень симпатичная. Конечно, здесь много звенящих гитар, мало Smiths (и ладно); это, в общем, узнаваемая с первых нот и звуков энциклопедия английской музыки, которая, если вам такая музыка по душе, мгновенно расположит к себе. Чего вы ждете от гитариста великой группы и соавтора классических песен, записавшего спустя много лет первый сольный альбом? Что вы готовитесь услышать, примерно можете представить? Ну вот и не ошибетесь – все именно так.

Компактные энергичные вещи, сделанные основательно и крепко, с полной отдачей и с помощью близких друзей и семьи (в записи принимали участие сын и дочь Марра). Простые слова. Понятный уверенный вокал. И ничего выдающегося. Messenger, прямо говоря, не яркая пластинка и не особенное событие, кроме того факта, что ее выпускает экс-гитарист The Smiths. Хорошие песни? Ну да, они все здесь хорошие, и ни одной слишком важной. Таких альбомов не то чтобы много, но хватает; полюбить ее можно скорее заочно, чем слушая. И что с того? «Джонни Марр записал пластинку» – кому оно надо, станет на душе тепло, и этого достаточно.   

И еще. Лучшие вещи на Messenger  European Me, Lockdown и особенно Say Demesne – похожи на воображаемый Electronic, если бы тот еще существовал. Оно понятно, в общем, – сам Марр признается, что многому научился у Бернарда Самнера. Вот если бы последний не занимался ерундой с мутной реанимацией New Order, а спел бы на Messenger да помог Марру (в смысле прибрал бы кое-где гитары), цены бы альбому не было.  Впрочем, уверен: по итогам первой недели продаж в Британии (а пластинка только-только вышла) Messenger войдет в десятку национального чарта.

Оценка:

★★★★☆

Лучшие песни:

– The Right Thing Right
– European Me
– Lockdown
– Say Demesne


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.