Крав-мага: искусство не быть жертвой

Время публикации: 15 Декабря 2005

Она – обыкновенная официантка. Он – Мистер Совершенство. Щёлк. Они кружатся в свадебном вальсе, и он тихо шепчет ей на ухо: «Ты будешь очень счастлива». Дом в пригороде, личный авто, обеспеченный муж и прелестная дочка – о чём ещё может мечтать обыкновенная официантка. Щёлк. Она заподозрила измену, но вместо чистосердечного признания и раскаяния узнала, что удар её мужа гораздо сильнее, чем чувства. Щёлк. Следы побоев уже не спрятать за солнечными очками и слоем косметики. Её жизни угрожает опасность, но кому поверит полиция: ему – влиятельному бизнесмену или ей – ведь она так и осталась обыкновенной официанткой. Щёлк. День, когда она нашла силы изменить себя, изменил всю её жизнь...

Сюжет фильма «С меня хватит», заявленного как остросюжетный триллер, вряд ли впечатлит истинных ценителей этого жанра и, скорее всего, не понравится любителям мелодрам. Зато он совершенно определённо придётся по вкусу воинственно настроенным феминисткам, фанатам Дженнифер Лопес, сыгравшей ту самую официантку, и редкой категории мужчин, которые готовы терпеть сцены жесточайшего избиения себе подобного ради созерцания главной героини в обтягивающем комбинезоне.

J.Lo, прошедшая за какие-то 111 минут эволюцию от безропотной овечки до Зены – королевы воинов, в финальной сцене была великолепна. Подтянута, агрессивна и очень сексуальна. Равнодушно наблюдать, как она удар за ударом расплачивается с обидчиком, невозможно. В голове возникают образы, заслуживающие неменьшей кары.… Но, как только первые впечатления от увиденного притупляются, доходит: одной физической формы для того, чтобы дать достойный отпор, недостаточно. Гораздо ценнее – правильная оценка ситуации, ощущение морального превосходства над противником и умение найти его самую уязвимую точку.

95% трюков Лопес выполнила сама. Достоверно известно, что и продемонстрированной спортивной форме (имеется в виду не кеды/трико/топик), и навыкам самообладания она обязана крав-маге. Крав-мага – это не новая, неизвестная широким массам школа йоги, не магическая практика и не название клиники пластической хирургии под Лос-Анджелесом. Крав-мага – это израильское боевое искусство, которое актриса в течение двух месяцев постигала под чутким руководством инструктора рукопашного боя Уэда Аллена и специалиста по трюкам Саймона Крейна, помогавшего Анджелине Джоли вжиться в образ Лары Крафт.

Крав-мага (в переводе с иврита – «контактный бой», по другим версиям - «рукопашный бой») существенно отличается от всех других видов боевых искусств. Здесь нет ни поклонов противнику, ни медитаций - только самые эффективные приёмы самообороны, разработанные для армии и секретных служб Израиля.

Основатель – выходец из Словакии Имре (Имай) Лихтенфельд (1910 -1998), многократный чемпион Европы по греко-римской борьбе и боксу. В середине 30-х годов – в период ужесточения нацистского террора в Европе – Лихтенфельд организовал отряд самообороны для охраны порядка и безопасности еврейского района. Несколькими годами позже он записался добровольцем в Британский экспедиционный корпус, в составе которого участвовал в самых рискованных операциях против нацистов, доходящих подчас до открытых рукопашных столкновений. Неизменно выходя победителем, он начал обучать сослуживцев приёмам «своего» боевого искусства. В 1948 году, после создания государства Израиль, Имай Лихтенфельд поступает на службу в Армию Обороны Израиля на пост главного инструктора армии по физической подготовке и рукопашному бою.

Разрабатывая программу обучения, Лихтенфельд берёт за основу приёмы бокса, дзю-дзюцу и спортивной борьбы, прошедшие обкатку в многочисленных уличных драках. При этом он ориентируется на принципы простоты и эффективности, выбирая приёмы, строящиеся на естественных рефлекторных движениях человека в стрессовых ситуациях. Например, если на человека замахнуться палкой, естественным для него будет пригнуться и прикрыть голову руками, защищаясь от удара. Лихтенфельд, отдавая отчёт, что вычурность хороша только для показательных выступлений, лишь несколько видоизменил это движение – одна рука, поднимаясь, отводит палку, а кулак другой наносит удар в подбородок или горло противника.

Ставка делается, прежде всего, на скорость, силу и неожиданность. Удары направляются только в уязвимые части тела. При этом наиболее предпочтительными мишенями являются пах, горло и глаза, затем солнечное сплетение, подбородок, колени, виски и т.д. В бою в ход идут не только подсечки, броски и болевые приёмы, но и удары головой, укусы, тычки пальцами в глаза, переломы пальцев – все те приёмы, которые запрещены даже в боях без правил, - а также любые подручные предметы, которые можно использовать в качестве оружия.

Реализовав свою систему самообороны в армии, секретных службах, охранных подразделениях и силовых ведомствах Израиля, Лихтенфельд решил адаптировать её для гражданского населения. Безусловно, в открывшихся школах крав-мага не пропагандировали использование калечащих приёмов: детей обучали и обучают по методике – «вырваться и убежать», женщин - «самозащита при изнасиловании», мужчин – умению постоять за себя в любой ситуации.

К тому же каждому, решившему заниматься крав-мага, предъявляются определённые требования:

• "Не получить повреждений": добиваться высокого уровня в профессионализме самозащиты.

• "Быть скромным": не хвастаться своими умениями и избегать ненужных конфликтов.

• "Действовать правильно": делать правильные вещи в правильное время и в правильном месте.

• "Стать настолько умелым, чтобы не было необходимым убивать": сначала попытаться избежать конфронтации, но на нападение отвечать с адекватным уровнем силы, достаточным для нейтрализации угрозы и избежания опасности.

Тренировки по крав-мага даже в популяризированной голливудской форме достаточно реалистичны. Неотъемлемой частью занятия являются «симуляции» - моделирование возможных экстремальных ситуаций: «ограбление», «групповое нападение», «нападение с ножом», «захват заложников» и др. Одни и те же связки отрабатываются до автоматизма – с разными партнёрами, в разной экипировке, в разное время суток.

Собственно, доведение приобретаемых навыков до автоматизма – залог успеха любой деятельности. Взять хотя бы танцы, так горячо любимые Дженнифер Лопес.

Но, рассуждая о профессионализме, не стоит забывать, что крав-мага – боевое искусство, изначально созданное для ведения боя на уничтожение. Дженнифер Лопес совсем не похожа на жертву домашнего насилия, а на случай атаки извне страхует себя армией телохранителей. Однако, отомстив за скромную официантку на экране, она внесла крав-мага в обязательную программу своих тренировок.

Поспешим заверить последователей этого достаточно молодого боевого искусства, что упоминание яркого образа певицы/актрисы и достаточно среднего, к слову сказать, фильма, в котором она не продемонстрировала и сотой доли того, чему учил Имай Лихтенфельд, призвано лишь правильно расставить акценты. Выбирая занятия по душе (и это касается не только фитнеса), мы порой неосознанно ориентируемся на звёздные увлечения, как на своего рода индикаторы популярности и эффективности. Зачастую мы забываем логически переварить информацию: способна ли йога, к примеру, убрать морщины под глазами или целлюлит за то же самое время, за которое с этой задачей справится скальпель хирурга?!

Способна ли крав-мага придать вашему телу округлости, которые не грех застраховать на сумму не меньшую, чем некогда запросила J.Lo? Вряд ли. Сможете ли вы, усвоив основные приёмы, раскидывать врагов налево и направо, как Нео в знаменитой сцене «Матрицы»? Скорее всего, нет. Что же даёт крав-мага людям, не нуждающимся в выплеске агрессии на тренировках? Ответ на этот вопрос кроется в самом определении. Крав-мага – это не спорт, а система защиты – своего рода искусство. Искусство не быть жертвой.



Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.