Наташа Барбье: «Не люблю бессмысленное и беспощадное советское застолье!»

Время публикации: 25 Января 2006

В пику брутальному слову «ремонт» благозвучное выражение «дизайн интерьера»  вызывает в обывательском сознании эмоции позитивные и возвышенные. Основами декораторского искусства сегодня стремятся овладеть все: от отчаянных домохозяек до степенных докторов наук. Буйство красок или сдержанные тона, причудливость или нарочитая простота форм, классика или авангард – сегодня эти вопросы волнуют тех, кто не равнодушен к собственному жилищу и занят его модернизацией.

О дизайне, дизайнерах в канун парижской выставки «Maison & Оbjet» мы беседуем с Наташей Барбье, главным редактором журнала «Мезонин».

FashionTime: Расскажите, пожалуйста, почему «Мезонин» участвует в выставке «Maison & Оbjet» и что было особенно запоминающимся в прошлых сезонах?

Наташа Барбье: «Maison & Оbjet» – пожалуй, самая крупная декораторская выставка Европы и, может быть, мира. Здесь закладываются тенденции интерьеров ближайшего года, обкатываются новые идеи. Например, прошлогодним манифестом был активный черный цвет и мотивы необарокко – и действительно, эти элементы можно встретить сегодня почти в каждом модном интерьере. Очень заметен интерес к архитектурной среде – известных зодчих приглашают создавать экспозиции, проводят «круглые столы» и дискуссии... Так что, налицо смычка экстерьеров и интерьеров. Неслучайно оргкомитет выставки выбрал персонажем 2006 года французского архитектора Жана Нувеля, автора множества современных зданий в концептуальном стиле.

FashionTime: В чем суть проекта и каковы задачи нашей «делегации»?

Наташа Барбье: Наступивший год объявлен во Франции годом России. Но на уровне правительств нам никто официальных полномочий не предлагал. Да так и не бывает... Честно говоря, мы этим просто воспользовались, чтобы привлечь внимание французов (и всех других гостей выставки) к тому факту, что в России есть хорошие декораторы и вообще существует и развивается искусство оформления интерьера. Тем более что дружественный нам оргкомитет «Maison & Оbjet» предоставил нам для этого стенд в одном из наиболее интересных разделов экспозиции. В свою очередь журнал «Мезонин» как опытный организатор многих выставок, в том числе Недели декора, готов пригласить французских декораторов к нам с ответным визитом. Именно так и происходит обмен идеями, так все и развивается. Вот и получилось, что «Мезонин» – единственное из отечественных изданий, которому предстоит отчитаться за состояние декораторских дел в нашей стране на данный момент. Миссия ответственная, но выполнимая, особенно если ко всему относиться с должной долей юмора.

FashionTime: Нам стало известно, что декоратор Альбина Назимова выбрала мебель французской марки «Taillardat», которая будет обита вологодскими кружевами по ее собственным эскизам. Несмотря на всепобеждающий космополитизм, привязка к национальному стилю в любом случае будет, так как в выставке примут участие достаточно разноплановые дизайнеры. Так почему мы не можем использовать в оформлении объекта отечественную мебель, сделанную на заказ? Или на подобных мероприятиях активно транслировать  «национальную идею» не актуально?

Наташа Барбье: «Maison & Оbjet» - выставка не этнографическая, да и мы не достижения народного хозяйства пропагандируем. Делать «чисто русскую матрешку» не интересно. Интересно показать искусство декора. Оно всегда – смесь стилей, идей, приемов. Это во-первых. Во-вторых, мы же везем в Париж тяжеленные и очень красивые панно и ширмы Ильи Пиганова – это есть русская мебель или, если хотите, русские арт-объекты, потому что они в одном экземпляре, а не на потоке. В-третьих – Альбина Назимова хочет показать интерьер, в котором актуализированы и авангард (а это Пиганов), и народное ремесло (традиционное кружево), и классическая мебель (которую нам любезно предложила использовать очень хороший французский дизайнер Мишелин Тайярда). А французскую мебель лучше взять в Париже, чем везти из Москвы, да и нет у нас пока производств такого уровня. И, наконец, разве это не концептуально – показать на территории Франции, как в русском стенде французское элегантно сочетается с русским? 
 
FashionTime: Филипп Старк, Андре Путман, Жан Нувель…- кого из россиян Вы, как редактор одного из самых авторитетных профильных изданий, причисляете к списку Великих Дизайнеров? Каково на сегодняшний день место России в мировом дизайн-процессе?

Наташа Барбье: Я причисляю к списку великих дизайнеров последнего века Александра Родченко и всех конструктивистов двадцатых годов, а также художников Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Владимира Татлина... Иными словами, самым большим достижением России был русско-советский авангард, повлиявший на мировой художественный процесс. А потом промышленный дизайн в нашей стране в сфере экстерьера и интерьера кончился, как и многое другое, и до сих пор мы не можем вырваться из провинциальности. Ужасного в этом ничего нет – таков был исторический процесс. Когда-нибудь догоним. А пока все свежие дизайнерские идеи надо искать в развитых демократических странах. Все-таки есть какая-то связь между общественной свободой и свободой в мозгах…
Это что касается дизайна – то есть разработки предметов, материальной среды вокруг нас. А вот декораторы, то есть художники, которые могут оформить интерьер, обжить пространство, у нас есть, и они хорошие. Альбина Назимова, Дмитрий Великовский, Вероника Блумгрен, Андрей Дмитриев… всех не перечислю, их не много, но достаточно. Они могут и мебель спроектировать, и другие предметы интерьера. Кстати, и российские архитекторы порой создают просто отличную мебель. Но это не промышленное производство, а частные удачные случаи. Поэтому место России в мировом дизайн-процессе лучше не определять, а то не очень приятно будет.  

FashionTime: Расскажите, пожалуйста, подробнее о грядущей премьере – выставке «Декор стола». Событие это - долгожданное, актуальное и, несомненно, важное. Чьи стенды из уже заявленных участников Вам не терпится увидеть больше всего?

Наташа Барбье: Я мечтала сделать эту выставку года три. Честное слово! Я не знаю ничего красивее и приятнее для глаза, чем накрытый  в ожидании друзей стол. Дело в том, что в нашей традиции принято выставлять гостям все сразу и без разбора – чем больше, тем лучше - и сидеть среди кучи тарелок, умирая над сто сороковым салатом а-ля «оливье», и через два часа уже и разговаривать-то невозможно от обжорства… Не люблю бессмысленное и беспощадное советское застолье! Мне очень нравится готовить по одному блюду на перемену – один салат, одно горячее, один десерт, и украшать стол не едой, а сервировкой, с красивой посудой, цветами, свечами, и наслаждаться долгой беседой, а не долгой изжогой... У нас искусство декора стола еще не прижилось пока, разве что в ресторанах. Интерьеры, дома – да. Автомобили, наряды и прочее – стало престижным и даже обязательным для определенного слоя людей. Но забавно, что те, кто ездит на самых шикарных машинах и ослепляет бриллиантовым блеском на тусовках, дома могут есть и пить из дурацкой пластиковой посуды с нелепыми цветочками… И это не вопрос денег – вопрос вкуса и стиля. Самый красивый стол, который  видела, был сервирован моей подругой, художницей Леной Языковой в саду под абрикосом – и вместо роскошного фарфора там были крестьянские  тарелки из обожженной глины, фаянсовый кувшин для вина с наивной росписью, цветные бокалы ручной выдувки из Египта и полевые цветы в медном тазу. Все вместе создавало изумительный натюрморт счастья, солнца и правильной простоты... Ведь предметы сервировки не обязательно должны быть дорогими – просто стильными или хорошо собранными вместе. Так что, на мой взгляд,  тема искусства сервировки стола действительно актуальна.

Концепция выставки честна и элегантна: 12 декораторов оформляют 12 столов – по каждому месяцу года - и показывают все возможности сервировки и составления натюрморта. Каждый месяц – это определенная тема, или идея, или настроение. Например, декоратор Ирина Глик будет делать «Завтрак в оранжерее» – это март, когда только появляется первое весеннее солнце, из горшков прорезаются первые крокусы и тюльпаны, и так приятно наблюдать через стекло пробуждение природы... А стол известного путешественника Геннадия Йозефявичуса будет сервирован на старинном рояле и только из его собственных подручных средств – из той посуды и тканей, которые он привозил из дальних стран. Я жду интересных идей от каждого из участников, хотя творческие задачи у всех разные – Диана Макнайт, декоратор из Великобритании, оформляет для нас традиционный английский пятичасовой чай, а молодой декоратор Маша Невская делает целую комнату на тему венецианского карнавала. И это может быть сумасшедше красиво! Обязательно приходите в усадьбу Зубовых на Таганке с 15 по 19 марта и посмотрите все сами.  
 
FashionTime: Спасибо за приглашение. Непременно заглянем. А какие планы у редакции журнала «Мезонин» на 2006 год?

Наташа Барбье: Сделать журнал еще более красивым и полезным – Вы увидите некоторые изменения уже в февральском номере «Мезонина». Осуществить четыре выставочных проекта – наш стенд на «Maison & Оbjet», «Декор стола», 5-ю Неделю садов журнала «Мезонин» и 6-ю Неделю декора журнала «Мезонин». Это уже много для любого журнала, но мы единственные в России, кто выставками занимается и с таким успехом, так что положение обязывает... Еще год, как минимум, мы продолжим реализовывать телевизионный проект – мою авторскую программу «Дом с Мезонином» на телеканале «Домашний» (кстати, обращаю внимание на то, что время выхода изменилось – теперь смотрите премьеру по субботам в 16.00 и повторы по средам в 14.45). Это единственная программа на всем нашем телевидении, где гвозди не заколачивают и обои не клеят, а показывают действительно интересные интерьеры и их создателей. И еще планируем максимально усилить Объединение декораторов интерьеров, организатором которого является журнал «Мезонин», - это я вам как Президент нашего профессионального союза обещаю!



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.