Дизайнеры, изменившие мир

Время публикации: 24 Августа 2009
Автор: Игорь Кузьмичев
Имена тех гуру, чья фантазия способна менять не только внешний облик вещей, но и двигать вперед общество, как правило, известны лишь посвященным. Впрочем, знания никогда не бывают лишними, и если вы сидите на современной удобной кухне, говорите по беспроводному телефону и пьете воду из бутылки изящной формы, то знайте: этим вы обязаны одной австрийской даме и двум американским джентльменам.

Грета Шутте-Лихотски (Margarete Schutte-Lihotzky) родилась в конце XIX века в Вене и стала первой в Австрии женщиной, получившей архитектурное образование. Находясь под большим влиянием стиля «баухаус», создавала интерьеры, состоящие из простых прямых линий. В 1927 году она разработала проект кухни для рабочих, получивший название «Франкфуртская кухня». Как жилищное строительство может сократить работу домохозяйки? Маргарете взяла секундомер, засекла время, которое ушло у нее на выполнение того или иного дела, и пришла к простому выводу: из-за нерационального устройства пространства впустую тратятся целые часы. Чтобы больше не было этих потерь, она и спроектировала свою «франкфуртскую кухню», умещавшуюся на площади 6,5 кв. м, состоявшую из модульных секций и не имевшую ни одного пустующего квадратного сантиметра.

Именно Шутте-Лихотски  предложила устроить над плитой вытяжное отверстие и ставить лишившуюся ножек кухонную мебель на бетонное основание, то есть встраивать ее в интерьер, не теряя при этом ни одного сантиметра. Эту кухню отличал стандартный, жестко закрепленный набор мебели: слева — двойная мойка, справа – плита, навесные шкафы со скользящими дверцами, у окна — рабочий стол. Здесь же вертящийся табурет и навесная лампа. Кухня была оборудована 18 практичными «шюттенками» – это нечто среднее между выдвижными ящичками, контейнерами для хранения припасов и мерными стаканами. Шутте-Лихотски сделала раздвижные двери, чтобы из кухонной зоны мать имела возможность наблюдать за детьми, находящимися в обеденной зоне.

На «франкфуртской кухне» не было холодильника — он пришел в Европу только после Второй мировой. Для хранения продуктов была выделена специальная кладовка, в которой, благодаря уличному воздуху, поддерживалась низкая температура.

Разработка Грете приобрела неслыханную популярность и стала первым протопипом современных кухонь: встроенная мебель, общие принципы функциональности и экономичного использования пространства.

Кстати, Шутте-Лихотски была в числе команды немецких и австрийских архитекторов, которые были приглашены в Советский Союз для строительства новых промышленных городов, например Магнитогорска.

Генри Дрейфус (Henry Dreyfuss) – американский художник, дизайнер, специалист в области эргономики и визуальных коммуникаций. Автор и вдохновитель бесчисленного числа образцов американского дизайна, включая модель современного холодильника, локомотив компании Twentieth Century Limited, телевизоры RCA, интерьеры салонов самолетов Lockhead и т. д. Многие работы Дрейфуса стали интернациональной классикой.

Чтобы больше знать о потребностях людей, для которых он творил, Дрейфус работал водителем автобуса, помощником телефонного мастера, продавцом и т. д. Его главным творческим принципом был девиз: «Узнай, кто твой потребитель, что он делает и что ему нужно».

Показательным является сотрудничество Дрейфуса с проектировщиками из лаборатории Bell Telephone Company. Телефонный аппарат, созданный им в 1937 году, создал прецедент: на смену металлическим аппаратам пришли пластмассовые, очень скоро принятые во всем мире. В 1949 году дизайнер модифицировал эту свою модель, создав телефон, с которым можно было ходить во время разговора, держа его на плече. В начале 60-х Дрейфус для той же компании придумал кнопочный аппарат, а также телефон-трубку.

Росс Лавгроув (Ross Lovegrove)
называет свой дизайн органическим минимализмом.

«Мы – часть природы, и можем или привнести свой вклад в нее, или не сделать ничего», – считает он. «Когда я работаю, – говорит Лавгроув, – то пытаюсь понять, как все устроено в природе». Еще одна мысль, которой он руководствуется, относится к материалам, из которых делают спроектированные им объекты: «Очень важно проявлять уважение к материалу, с которым вы работаете». Дизайнер проповедует простую истину: органический дизайн нравится людям, потому что он прост так же, как они. Тело человека устроено логично и минималистично. В нем нет ничего лишнего.

При этом в процессе создания объектов Лавгроув задействует все новшества, которые может преподнести прогресс. Высокие технологии и новейшие материалы служат ему подспорьем для изготовления простых вещей, совершенных по форме и необыкновенно комфортных.

Это фотоаппараты, затянутые в резину, которым не страшны ни падения, ни воздействия окружающей среды, трехколесная машина на электрических батарейках, мебель из магния и стеклопластика, дома из алюминиевых трубок или из стекла. В то же время он не отказывается в своих работах от дерева и бамбука.

Все  объекты Росса Лавгроува придуманы не для иллюстраций книг писателей-фантастов, а для производства. Многие из них или были сделаны, или до сих пор тиражируются. Но даже не запущенные в производство концепты мастер планирует использовать с толком. После того, как стало окончательно ясно, что проект экологического мобильного дома «Солнечное зерно», сделанного из легкого полимера, не будет реализован, Лавгроув задумал сделать из него детский конструктор. Цель конструктора – дать возможность следующему поколению посмотреть на мир по-новому и осознать важность экологии.
 
 
 
 


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.