«Берцы»: рецензия FashionTime.ru

Сегодня в ограниченный прокат выходит новый фильм режиссера и сценариста Екатерины Шагаловой «Берцы». Картину уже успели назвать «артхаусным» проектом. Однако сама режиссер предпочитает называть свой фильм просто авторским, тем более что является также сценаристом картины.

Кадр из фильма «Берцы»Кадр из фильма «Берцы»


Екатерина Шагалова
— опытный режиссер, уверенно чувствующий себя в самых разных жанрах. Однако известность Екатерина получила именно как создатель артхаусного кино благодаря двум картинам — семейной драме «Однажды в провинции» (2008) — победителю Московского Международного кинофестиваля 2008 года в номинации «Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)» — и трагикомедии «Собака Павлова», получившей спецприз президента кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге и главную премию жюри и диплом критиков на кинофестивале «Сталкер».


Третий авторский проект Екатерины Шагаловой «Берцы» не отстает от своих предшественников: картина уже вызвала волну обсуждения среди критиков и завоевала свой первый приз — награду прессы от «Российской газеты» на фестивале кино и театра «Амурская осень». Главные герои картины — плоть от плоти современной российской действительности. Сергей (Тимофей Каратаев) — 27-летний журналист, уволенный за чересчур смелый репортаж. Потеря работы, которую он считал делом своей жизни, настолько выбила молодого человека из колеи, что он вот уже месяц не выходит из дома, полностью положившись на заботу своей матери Надежды (Татьяна Лютаева). Беззаветно преданная сыну, она, тем не менее, не теряет надежды наладить свою личную жизнь: вот уже несколько лет Надежда живет вместе со своим любовником Владимиром (Алексей Барабаш), который почему-то не торопится делать ей предложение руки и сердца.

Кадр из фильма «Берцы»Кадр из фильма «Берцы»


Впрочем, одной из причин сложившейся ситуации может быть живущая с ними в одной квартире младшая сестра Сергея Василиса (Мария Антонова). Врачи признали девушку психически нездоровой, из-за чего Надежда держит ее взаперти. Лишенная нормального общения со сверстниками, Вася действительно нередко ведет себя неадекватно, усугубляя и без того напряженные отношения в семье. Так, однажды Василиса заявляет, что ее изнасиловал один из соседей, и Сергей без лишних раздумий вступается за честь сестры. Чтобы загладить свою вину, сосед дарит Сергею волшебные армейские ботинки — берцы, которые непременно должны привести его «куда надо». И действительно, стоит только Сергею примерить загадочный подарок — и его жизнь кардинально меняется: ботинки приводят его к телеведущей Ирине (Ксения Лаврова-Глинка), которая вскоре становится его возлюбленной.

Кадр из фильма «Берцы»Кадр из фильма «Берцы»


В жизни самой Ирины далеко не все в порядке: лишенная заботы пьяниц-родителей, девушка рано начала самостоятельную жизнь, а гражданский брак с нелюбимым мужчиной заставил Ирину разувериться в любви. Вспыхнувшее между Сергеем и Ириной чувство идет на пользу всем: Ирина наконец-то решается на разрыв с опостылевшим ей любовником и переезжает к Сергею, помогает ему найти работу и даже устанавливает дружеские отношения с Василисой. Почувствовав, что ситуация в семье наконец-то наладилась, мать Сергея и ее любовник наконец-то могут позволить себе уехать в отпуск к морю. Хрупкую идиллию нарушает Василиса: одержимая болезненной ревностью к Ирине и не желая ни с кем делить своего брата, девушка пытается совратить Сергея, вернувшегося после очередной посиделки с друзьями — и ей это почти удается.

Кадр из фильма «Берцы»Кадр из фильма «Берцы»


Пришедшая наутро Ирина застает двоих в одной постели — и немедленно пакует чемоданы, не забыв отправить волшебные берцы на помойку. Так пути Ирины и Сергея на какое-то время расходятся. Лишившись любимой женщины, Сергей, как и в случае с увольнением, демонстрирует полную беспомощность перед лицом жизненных неурядиц: всю ответственность за уход Ирины он перекладывает на Василису и, не выходя из пьяного угара, мучает и избивает ее. В результате девушка сбегает из дома, едва дождавшись возвращения матери и отчима, — и вскоре обретает личное счастье, о котором втайне мечтала. В свою очередь, Ирина, стремясь заглушить боль от разрыва с Сергеем, с головой уходит в работу на телевидении. Но через несколько лет судьба вновь сталкивает бывших возлюбленных — к несчастью, при трагических обстоятельствах: на Сергея, снова взявшегося за расследование скандального дела, совершено покушение.

Кадр из фильма «Берцы»Кадр из фильма «Берцы»


Молодой человек остается жив, но на всю жизнь становится инвалидом: он больше не может читать и писать, а его развитие останавливается на уровне пятилетнего ребенка. Мать, которая, казалось бы, души в нем не чаяла, собирается отдать Сергея в интернат, ведь теперь у нее новая семья и новый ребенок. В этой тяжелой ситуации Ирина и Василиса объединяют усилия, чтобы заботиться о Сергее, который по-прежнему много значит для них обеих. По мнению режиссера Екатерины Шагаловой, фильм «Берцы» — «настоящий честный разговор о чувствах. Фильм о парадоксах и метаморфозах человеческих отношений».

«У нас есть мораль, заповеди, но в них верят только в детстве… — считает режиссер. — Потому что чем дальше, тем больше видишь, что, к сожалению, у нас не работают ни десять заповедей, ни правила приличия».

«Я не собиралась никого воспитывать, — утверждает Екатерина, — просто решила показать, что человек создает себе безнадегу, проблемы. И не обязательно быть хорошим, чтобы все было хорошо». Актриса Ксения Лаврова-Глинка, исполнившая в «Берцах» роль возлюбленной Сергея Ирины, считает, что новая картина Екатерины Шагаловой — фильм не для всех, ведь понять, например, образ женщины, уставшей от брака с нелюбимым мужчиной, сможет только тот зритель, которому уже знакомы сильные чувства и переживания.

«В фильме нет никакой философии от нас, от героев, — считает Ксения. — Зато есть философия жизненная и человеческая, и философия судеб. Поэтому я думаю, что это все-таки фильм для более взрослого поколения. Точно старше тинейджеров, для тех людей, которые уже что-то понимают в жизни, уже что-то ощутили, что-то пережили».

Если поначалу визуальный ряд картины и поведение главных героев вызовут у вас отторжение — не спешите покидать зрительный зал. Оставшись, вы сможете оценить горькие, но проницательные наблюдения Екатерины Шагаловой над характерными для современной России человеческими отношениями, сдобренные удачным юмором и беспощадной самоиронией — ведь найти волшебные берцы не отказался бы каждый из нас.

Автор: Мария Мастяева
 
 
 



Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.