«Мамочка»: отзыв FashionTime.ru

13 ноября в прокат выходит пятый и, возможно, лучший на сегодня фильм 25-летнего канадского режиссера Ксавье Долана«Мамочка». Эта полная любви, лирики и тонкой самоиронии картина стала одним из главных событий Каннского кинофестиваля 2014 года, где получила приз жюри. Впрочем, и все предыдущие работы Долана, снявшего свой первый фильм в 19 лет, становились событиями в мире кинематографа.

Кадр из фильма «Мамочка»Кадр из фильма «Мамочка»

Так, его режиссерский дебют «Я убил свою маму» (2009) был выдвинут Канадой на премию «Оскар», фильм «Том на ферме» (2013) участвовал в основной конкурсной программе 70-го Венецианского кинофестиваля, а картина «Воображаемая любовь» (2009) добавила в копилку канадского вундеркинда такие престижные награды, как «Prix Regard Jeune» программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и награду Сиднейского кинофестиваля. Те, кто хорошо знаком с творчеством Долана, отмечают, что «Мамочка» – фильм, одновременно похожий и не похожий на предыдущие работы режиссера. Напрашивающееся сравнение с дебютным фильмом Долана «Я убил свою маму», также повествующем о нелегких отношениях матери и сына, на деле оказывается не совсем точным.

На этот раз канадский режиссер намеренно отказался от своей ключевой темы, связанной с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью, и снял кино про трудности идентификации в более универсальном аспекте: вместо подростка-гея перед нами просто трудный подросток, страдающий СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). А его мать – взбалмошная и эксцентричная, как и ее сын, – никак не может найти свое место в жизни, но готова на любые жертвы, чтобы у парня был шанс на лучшее будущее. Самобытность Долана-режиссера проявляется и в изобразительном решении картины. Фильм снят в квадратно-вертикальном формате 1:1, как будто перед нами снимок с айфона или фотографии из Инстаграма. Во «втиснутой» в ограниченное пространство экрана композиции по определению не может быть ничего лишнего – только герои и их яркие, болезненные переживания.И лишь в редкие моменты, когда между матерью и сыном на время устанавливается хрупкая гармония, экран неожиданно расширяется, воздух и свет буквально сбивают зрителей с ног и заставляют, не выходя из кинотеатра, испытать то чувство свободы и эйфории, которое мы так редко ощущаем в обыденной жизни.

Кадр из фильма «Мамочка»Кадр из фильма «Мамочка»

Итак, действие «Мамочки» переносит нас в недалекое будущее, когда в Канаде принят закон, позволяющий родителям отдавать проблемных детей в психбольницы. И этим правом вынуждена была воспользоваться мать-одиночка Дайана Депре (Энни Дорвал, «Воображаемая любовь», «Я убил свою маму», «И все же Лоранс»). Дайана безумно любит своего сына Стива (Антуан-Оливье Пилон, «И все же Лоранс»), однако женщине, оставшейся без мужа и без постоянной работы, не под силу совладать с пятнадцатилетним подростком, склонным к непрогнозируемым вспышкам агрессии. Ситуация становится критической, когда неконтролируемый подросток устраивает в интернате пожар, в результате которого один из учеников получает ожог третьей степени. Узнавшей об инциденте Дайане становится ясно: оставив сына в интернате, она собственными руками пустит его жизнь под откос: рано или поздно Стив, и так уже не раз замеченный в магазинных кражах и драках, окажется за решеткой, и клеймо преступника закрепится на нем на всю жизнь. Дайана забирает Стива из интерната, идя тем самым на осознанную жертву, чтобы дать сыну шанс на другое, лучшее будущее. Безусловная и искренняя любовь Стива к своей матери, которую тот, не смущаясь, демонстрирует, дарит Дайане надежду на то, что на этот раз ей удастся справиться с ситуацией. Но первая же вспышка слепой агрессии ставит все на свои места: Стив не изменился, и потребуется нечто большее, чем материнская любовь, чтобы подросток принял окружающий его мир – тот мир, который, по мнению Стива, ежедневно пытается его сломить.

Этим спасительным фактором, меняющим жизнь матери и сына, становится соседка Дайаны Кайла (Сюзанн Клеман, «И все же Лоранс», «Я убил свою маму»). Перенесшая несколько месяцев назад сильную душевную травму, женщина временно оказывается «вне игры»: из-за сильного заикания Кайла вынуждена уйти с работы, а чувство собственной неполноценности отдаляет ее не только от привычного круга общения, но и от собственной семьи. Однако эта скромная и тихая женщина оказывается гораздо сильнее, чем кажется на первый взгляд: не Дайане, а именно Кайле удается найти ключ к запутанным переживаниям Стива, смирить бушующие в нем эмоции и запустить медленный, но очевидный процесс интеграции подростка в общество, членом которого он рано или поздно должен стать. В итоге Дайана вынуждена признать свое частичное поражение: для матери становится очевидным, что новая соседка справляется с ее сыном лучше, чем она сама, и героиня, воспользовавшись ситуацией, предлагает Кайле, бывшему преподавателю, заниматься со Стивом на дому, чтобы подготовить его к поступлению в институт. Проходя через яростные ссоры и трогательные перемирия, герои становятся по-настоящему близки друг другу, более того, между Стивом и двумя взрослыми женщинами явственно чувствуется нарастающее сексуальное напряжение. Впрочем, отношения троицы никогда не выходят за рамки дозволенного, несмотря на недвусмысленные намеки, которые Стив делает сначала Кайле, а потом и собственной матери.

Кадр из фильма «Мамочка»Кадр из фильма «Мамочка»

 

Любопытно, что Ксавье Долан намеренно смущает зрителей, включив в картину два финала. Причем один из них – ложный – существует лишь в мечтах Дайаны, представляющей блестящее будущее своего сына, а другой – реальный – оставляет нас лицом к лицу с горькой действительностью, в которой не выдержавшая испытания мать отдает своего сына в психиатрическую лечебницу. Теперь Дайана остается один на один со своим горем, поскольку Кайла, ставшая ее единственной близкой подругой, уезжает в Торонто из-за внезапной командировки мужа. Несомненно, своим успехом «Мамочка» во многом обязана прекрасной игре актеров: именно образы главных героев – Стива, Дайаны и Кайлы – являются «центром притяжения» картины. Исполнившая роль Дайаны Депре Энни Дорвал одинаково легко справляется и с глубоко драматическим, и с откровенно комическим аспектами своей роли, а Сьюзан Клеман прекрасно вжилась в образ хрупкой, интровертной, но обладающей невероятным внутренним стержнем Кайлы.

Таким образом, перед нами действительно сильный женский актерский дуэт, которого уже было бы вполне достаточно для фильма уровня Каннского фестиваля. Но присутствие 17-летнего актера Антуана-Оливье Пилона делает фильм по настоящему «звездным». Этот нескладный светловолосый юноша, уже успевший поработать с Доланом в картине «И все же Лоранс», исполняет роль непонятого, отвергнутого, но по-прежнему беззаветно преданного своей матери Стива так, что невольно задумываешься: «А актер ли это?». Но, восхищаясь игрой актеров, не стоит забывать о не менее важном аспекте картины – музыке. Селин Дион, Oasis, Андреа Бочелли, Дайдо, Сара Маклохлан. Поклонник Годара и Тарантино, Ксавье Долан никогда не отрицал, что саундтрек занимает одно из ключевых мест во всех его работах.

«Пока фильмы были немыми, музыка в них была единственным голосом – она органично связана с кино, – замечает режиссер. – Так что не вижу смысла себя в ней ограничивать».

И были бы мы так же очарованы финальной сценой, когда Стив, в попытке сбежать, выпрыгивает из окна психиатрической лечебницы, если бы не сопровождающая сцену композиция Born to Die Ланы дель Рей? Пожалуй, единственным минусом «Мамочки» может стать гораздо большая «форматность», чем у остальных, более самобытных и эксцентричных работ Долана. Но разве можно обвинять молодого режиссера, известность которого ранее ограничивалась в основном пространствами фестивалей, в том, что, несколько адаптировав свою манеру для рядового зрителя, он прорубил себе дорогу в большое кино и обеспечил своим будущим картинам международный прокат? Ксавье Долан, несмотря на внушительный «послужной список» в виде многочисленных актерских и пяти режиссерских работ, без сомнения, находится еще в самом начале как творческого, так и жизненного пути – а значит, новые, более зрелые и самобытные картины Долана-режиссера не заставят себя ждать.

 
Автор: Мария Мастяева
Поделиться:
 
 
 
 



Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.