История автомобильных марок и эмблем
Время публикации: 6 Мая 2010
Машины, как люди, носят имена. И имя автомобиля, его марка также обладает историей, не менее захватывающей, чем человеческие судьбы. Откуда и что пошло? Почему шильдик Chevrolet – крест, и почему он именно такой, а не другой? Как связан лев на эмблеме Peugeot непосредственно с этой французской фирмой? Вопросов много. Давайте ответим на них.
Никола Ромео, чья фамилия стала частью этой вывески, разбогател на продаже оборудования для перевозки грунта. Сменив профиль и взявшись за перспективное автомобильное направление, в 1915 году Ромео встал во главе компании Alfa (Anonima Lombarto Fabbrika Automobili). Так, путем самоуверенного соединения уже раскрученного имени Alfa с именем собственным – Romeo – возникла легендарная итальянская марка. Что касается собственно эмблемы, то красный крест на белом поле и змея с короной позаимствованы Никола Ромео у герба семейства Висконти, герцогов Миланских. Змея – это дракон, который опустошал окрестности Милана в 5 веке н. э. и был убит Умберто, прародителем фамилии Висконти. Крест "родом" из первого крестового похода, в котором принимали участие члены семьи. Кроме того, долгое время эмблема была окружена лавровым венцом, появившемся в 1926 году в честь победы машин компании на Всемирных автогонках в 1925 году.
"Вольво" на латыни – "я кручусь". Хотя первоначально машины эти были безымянными. В 1924 году Оскар Габриелсон, ответственный за продажи в средней руки шведской фирме, производящей подшипники, в паре с дизайнером Густавом Ларсоном разработал проект серийного автомобиля. Разработал и показал руководству. Начальство было впечатлено и выделило кредит, необходимый для выпуска первой тысячи экземпляров. Оно же – начальство – и предложило назвать будущий бренд АВ Volvo. Впоследствии первые две буквы отпали, осталось просто Volvo. Пилотный "Вольво", получивший имя "Якоб", выехал за ворота завода в Готтенбурге весной 1927 года; на радиаторе его красовалась эмблема с диагональной полосой и кругом со стрелой. Круг со стрелой – это символ железа, намек на шведскую сталелитейную промышленность. В 1975 году этот знак убрали. Видимо, чтобы избежать двусмысленности – ведь, кроме металла, он символизирует еще и мужское начало. Хотя, казалось бы, чего стыдиться...
Бенц, вторая часть названия – фамилия одного из пионеров индустрии Карла Бенца, соорудившего первый в мире автомобиль с бензиновым двигателем. Объединение компании "Бенц" с компанией "Даймлер" в 1926 году дало миру крупный в будущем автоконцерн. "Даймлер" к тому времени эмблемой служила трехлучевая звезда, которая обозначала превосходство компании на земле, воде и в воздухе. Бенц же в качестве товарного знака выбрал в 1903 году рулевое колесо; шестью годами позже оно уступило место лавровому венцу. После слияния в колесный круг вписали три луча; с тех пор так и повелось. Что касается Mercedes, история здесь следующая. В 1899 году австрийский дипломат и автогонщик-любитель Эмиль Елинек одержал победу на гонках под псевдонимом "мсье Мерседес", который взял в честь своей дочери Мерседес. Спустя год Елинек – он был крупным бизнесменом – получил право продавать в Австрии и Франции новую машину "Даймлера" "Симплекс" под своим псевдонимом. Имя настолько прижилось, что "Даймлер" подарил его всем следующим моделям.
В конце XIX века в Японии функционировала скромная контора, занимавшаяся перевозками, и звалась она с 1886 года Mitsubishi (что в переводе значит "три алмаза"). Знаменитая же эмблема в виде трех ромбов имеет прямое отношение к фамильному гербу основателя компании Ятаро Ивасаки. Товарный знак Mitsubishi – это результат совмещения двух самурайских гербов. На семейном гербе Ивасаки были изображены те самые ромбы, а на гербе клана Тоса, партнеров Ивасаки, – дубовые листья. Ятаро Ивасаки при создании эмблемы взял дубовый лист в качестве основы композиции. Собственно, так и возникли три ромба в форме трилистника. Эмблема появилась в качестве товарного знака в 1917-м, и, постепенно видоизменяясь, приобрела всем известный вид. Каждый из ромбов, по утверждению компании, выражает один из принципов "Мицубиси": "Общая ответственность перед обществом, честность и взаимопонимание между народами благодаря торговле".
В 1810 году Жан-Пьер Пежо получив в наследство семейное дело, повел себя решительно – не стал мельником, а взял и переоборудовал мельницу в металлообрабатывающее предприятие. Сначала Пежо производил пружины, но постепенно расширил ассортимент до каркасов зонтиков, кофемолок, пружинок для пенсне. В конце XIX века Арманд, внук основателя фирмы, последовал примеру деда, перепрофилировал бизнес и стал выпускать велосипеды. Однако уже спустя два года на "Пежо" сконструировали первый автомобиль, и пошло-поехало. Лев, возникший на эмблеме Peugeot в 1858 году, означал мощь. Правда, само изображение царя зверей регулярно обновлялось; нынешний "котик" красуется на капотах Peugeot ровно тридцать лет. Кроме того, провинция Монтбельярд, откуда берет свое начало компания, – это кусок области Франш-Конте, на гербе которой также присутствует лев, а заводы компании расположены возле Бельфора, где установлен монумент Льва, напоминающей о проваленной немецкой осаде 1871 года.
Как и в случае с Mercedes, человек, чье имя увековечено в названии марки, не имел непосредственного отношения к фирме. Знаменитый в конце XX века швейцарский гонщик Луи Шевроле, оказавшись в Штатах, познакомился там с основателем General Motors Уильямом Дюрантом. Взволнованный успехом своего конкурента Форда, Дюрант как раз тогда планировал создание еще одной фирмы. Шевроле так его вдохновил, что бизнесмен назвал его именем новую марку, появившуюся в 1911 году. Эмблема Chevrolet – не что иное, как... галстук-бабочка (во что трудно поверить). Происхождение его имеет две версии. Первая связывает логотип с крестом, изображенным на флаге родной страны Луи Шевроле – Швейцарии; вторая, больше похожая на легенду, говорит, что бабочка – рисунок с обоев парижской гостиницы, номер которой понравился Дюранту.
В свой 21-й день рождения, 4 сентября 1922 года, британец Уильям Лионс основал "Суоллоу Сайдкар Компани". Основал, чтобы делать мотоциклы. Спустя девять лет "Сайдкар" создала свою первую машину. В 1935 году решено было фирму переименовать; объявили конкурс, в итоге из предложенных пятисот вариантов выбрали "Ягуар". Потому что красиво и элегантно. Уже в сентябре того же года компания выпустили модель "СС Ягуар", на радиаторе которой имелась эмблема с крыльями. Через какое-то время придумали символ марки – голову ягуара. Первый вариант фигурки на капоте – стоящий ягуар из хромированной латуни – популярностью не пользовался, поэтому в 1938 году животное сменило диспозицию, представ в прыжке. Кстати, сначала фигурку продавали за отдельную плату.
Немецкий дизайнер Фердинанд Порше отличался широтой взглядов и склонностью к экспериментам. Например, в конце XIX века он разработал проект автомобиля, использующего солнечную энергию, а в середине 1930-х годов придумал тот самый, народный "Фольксваген". При этом производство машин под этим именем началось лишь в 1950-м. Лошадь на эмблеме – элемент герба города Штутгарта; красные и черные полосы, а также рога взяты с герба королевства Вюртембергского, столицей которого был Штутгарт. Оригинальный логотип стал эмблемой Porsche в 1952 году.
На открытии завода для производства "Фольксвагенов", заложенного недалеко от города Фаллерслебен, Фердинанд Порше заявил: его будущее детище получит имя KdF-Wagen – Kraft durh Freude Wagen ("Сила через радостный автомобиль"). По окончании войны завод перешел в управление британцев, а Фаллерслебен переименовали в Вольфсбург; так назывался замок Вольсбург, чей герб стал первой эмблемой "народного автомобиля" (замок и волк). Позже, когда возникла необходимость нового логотипа для экспорта "Фольксваген", пригодился довоенный эскиз – буквы "V" и "W", помещенные в круг.
История Nissan ведет отсчет с 1914 года, когда был выпущен автомобиль Dat (в переводе с японского "проворный, живой"). Первоначально компания называлась "Джидоша Сейзе", в "Ниссан" ее переименовали через двадцать лет ("Ни" от "Нихон" – Япония, "сан" от "сангио" – промышленность). После Второй мировой войны Nissan взялась за производство автомобилей исключительно для экспорта. При этом для продаж за границей использовали название "Датсун" (одна из популярных довоенных моделей), пока в 1982 году окончательно не заменили его на "Ниссан". На эмблеме Nissan красный круг означает солнце и искренность, а синий прямоугольник — небо.
Энцо Феррари в 1929 году сформировал команду гонщиков и назвал ее Scuderia Ferrari (конюшня Феррари). Так началась история итальянского бренда. Что до эмблемы (вставшая на дыбы лошадь), изначально этот символ украшал фюзеляж самолета, которым управлял ас Франческо Баракка, погибший в Первую мировую. По легенде, Энцо Феррари взял себе эту эмблему – герб семьи Баракка – по совету матери летчика-героя после своей первой победы на автогонках. Впоследствии к изображению лошади добавились желтый (цвет Модены, ближайшего к Моранелло города, где производятся автомобили) фон и зеленая, белая и красная (национальные цвета Италии) полосы.
Тут все просто: это аббревиатура Bayerisch Motoren Werke (Баварский завод по производству моторов). Сначала это были два небольших предприятия: "Рапп Флугмоторенверке" и "Отто-Верке", которые действительно собирали двигатели (причем для самолетов). В 1916 году произошло их слияние. Первый лого, придуманный спустя год после возникновения компании, включал в себя изображение крутящегося пропеллера. После ряда доработок пропеллер сильно видоизменился, круг от него поделили на четыре части, каждую из которых окрасили в баварские цвета — белый и синий. Нынешняя эмблема впервые появилась на продукции BMW 45 лет назад.
Alfa Romeo
Никола Ромео, чья фамилия стала частью этой вывески, разбогател на продаже оборудования для перевозки грунта. Сменив профиль и взявшись за перспективное автомобильное направление, в 1915 году Ромео встал во главе компании Alfa (Anonima Lombarto Fabbrika Automobili). Так, путем самоуверенного соединения уже раскрученного имени Alfa с именем собственным – Romeo – возникла легендарная итальянская марка. Что касается собственно эмблемы, то красный крест на белом поле и змея с короной позаимствованы Никола Ромео у герба семейства Висконти, герцогов Миланских. Змея – это дракон, который опустошал окрестности Милана в 5 веке н. э. и был убит Умберто, прародителем фамилии Висконти. Крест "родом" из первого крестового похода, в котором принимали участие члены семьи. Кроме того, долгое время эмблема была окружена лавровым венцом, появившемся в 1926 году в честь победы машин компании на Всемирных автогонках в 1925 году.
Volvo
"Вольво" на латыни – "я кручусь". Хотя первоначально машины эти были безымянными. В 1924 году Оскар Габриелсон, ответственный за продажи в средней руки шведской фирме, производящей подшипники, в паре с дизайнером Густавом Ларсоном разработал проект серийного автомобиля. Разработал и показал руководству. Начальство было впечатлено и выделило кредит, необходимый для выпуска первой тысячи экземпляров. Оно же – начальство – и предложило назвать будущий бренд АВ Volvo. Впоследствии первые две буквы отпали, осталось просто Volvo. Пилотный "Вольво", получивший имя "Якоб", выехал за ворота завода в Готтенбурге весной 1927 года; на радиаторе его красовалась эмблема с диагональной полосой и кругом со стрелой. Круг со стрелой – это символ железа, намек на шведскую сталелитейную промышленность. В 1975 году этот знак убрали. Видимо, чтобы избежать двусмысленности – ведь, кроме металла, он символизирует еще и мужское начало. Хотя, казалось бы, чего стыдиться...
Mersedes-Benz
Бенц, вторая часть названия – фамилия одного из пионеров индустрии Карла Бенца, соорудившего первый в мире автомобиль с бензиновым двигателем. Объединение компании "Бенц" с компанией "Даймлер" в 1926 году дало миру крупный в будущем автоконцерн. "Даймлер" к тому времени эмблемой служила трехлучевая звезда, которая обозначала превосходство компании на земле, воде и в воздухе. Бенц же в качестве товарного знака выбрал в 1903 году рулевое колесо; шестью годами позже оно уступило место лавровому венцу. После слияния в колесный круг вписали три луча; с тех пор так и повелось. Что касается Mercedes, история здесь следующая. В 1899 году австрийский дипломат и автогонщик-любитель Эмиль Елинек одержал победу на гонках под псевдонимом "мсье Мерседес", который взял в честь своей дочери Мерседес. Спустя год Елинек – он был крупным бизнесменом – получил право продавать в Австрии и Франции новую машину "Даймлера" "Симплекс" под своим псевдонимом. Имя настолько прижилось, что "Даймлер" подарил его всем следующим моделям.
Mitsubishi
В конце XIX века в Японии функционировала скромная контора, занимавшаяся перевозками, и звалась она с 1886 года Mitsubishi (что в переводе значит "три алмаза"). Знаменитая же эмблема в виде трех ромбов имеет прямое отношение к фамильному гербу основателя компании Ятаро Ивасаки. Товарный знак Mitsubishi – это результат совмещения двух самурайских гербов. На семейном гербе Ивасаки были изображены те самые ромбы, а на гербе клана Тоса, партнеров Ивасаки, – дубовые листья. Ятаро Ивасаки при создании эмблемы взял дубовый лист в качестве основы композиции. Собственно, так и возникли три ромба в форме трилистника. Эмблема появилась в качестве товарного знака в 1917-м, и, постепенно видоизменяясь, приобрела всем известный вид. Каждый из ромбов, по утверждению компании, выражает один из принципов "Мицубиси": "Общая ответственность перед обществом, честность и взаимопонимание между народами благодаря торговле".
Peugeot
В 1810 году Жан-Пьер Пежо получив в наследство семейное дело, повел себя решительно – не стал мельником, а взял и переоборудовал мельницу в металлообрабатывающее предприятие. Сначала Пежо производил пружины, но постепенно расширил ассортимент до каркасов зонтиков, кофемолок, пружинок для пенсне. В конце XIX века Арманд, внук основателя фирмы, последовал примеру деда, перепрофилировал бизнес и стал выпускать велосипеды. Однако уже спустя два года на "Пежо" сконструировали первый автомобиль, и пошло-поехало. Лев, возникший на эмблеме Peugeot в 1858 году, означал мощь. Правда, само изображение царя зверей регулярно обновлялось; нынешний "котик" красуется на капотах Peugeot ровно тридцать лет. Кроме того, провинция Монтбельярд, откуда берет свое начало компания, – это кусок области Франш-Конте, на гербе которой также присутствует лев, а заводы компании расположены возле Бельфора, где установлен монумент Льва, напоминающей о проваленной немецкой осаде 1871 года.
Chevrolet
Как и в случае с Mercedes, человек, чье имя увековечено в названии марки, не имел непосредственного отношения к фирме. Знаменитый в конце XX века швейцарский гонщик Луи Шевроле, оказавшись в Штатах, познакомился там с основателем General Motors Уильямом Дюрантом. Взволнованный успехом своего конкурента Форда, Дюрант как раз тогда планировал создание еще одной фирмы. Шевроле так его вдохновил, что бизнесмен назвал его именем новую марку, появившуюся в 1911 году. Эмблема Chevrolet – не что иное, как... галстук-бабочка (во что трудно поверить). Происхождение его имеет две версии. Первая связывает логотип с крестом, изображенным на флаге родной страны Луи Шевроле – Швейцарии; вторая, больше похожая на легенду, говорит, что бабочка – рисунок с обоев парижской гостиницы, номер которой понравился Дюранту.
Jaguar
В свой 21-й день рождения, 4 сентября 1922 года, британец Уильям Лионс основал "Суоллоу Сайдкар Компани". Основал, чтобы делать мотоциклы. Спустя девять лет "Сайдкар" создала свою первую машину. В 1935 году решено было фирму переименовать; объявили конкурс, в итоге из предложенных пятисот вариантов выбрали "Ягуар". Потому что красиво и элегантно. Уже в сентябре того же года компания выпустили модель "СС Ягуар", на радиаторе которой имелась эмблема с крыльями. Через какое-то время придумали символ марки – голову ягуара. Первый вариант фигурки на капоте – стоящий ягуар из хромированной латуни – популярностью не пользовался, поэтому в 1938 году животное сменило диспозицию, представ в прыжке. Кстати, сначала фигурку продавали за отдельную плату.
Porsche
Немецкий дизайнер Фердинанд Порше отличался широтой взглядов и склонностью к экспериментам. Например, в конце XIX века он разработал проект автомобиля, использующего солнечную энергию, а в середине 1930-х годов придумал тот самый, народный "Фольксваген". При этом производство машин под этим именем началось лишь в 1950-м. Лошадь на эмблеме – элемент герба города Штутгарта; красные и черные полосы, а также рога взяты с герба королевства Вюртембергского, столицей которого был Штутгарт. Оригинальный логотип стал эмблемой Porsche в 1952 году.
Volkswagen
На открытии завода для производства "Фольксвагенов", заложенного недалеко от города Фаллерслебен, Фердинанд Порше заявил: его будущее детище получит имя KdF-Wagen – Kraft durh Freude Wagen ("Сила через радостный автомобиль"). По окончании войны завод перешел в управление британцев, а Фаллерслебен переименовали в Вольфсбург; так назывался замок Вольсбург, чей герб стал первой эмблемой "народного автомобиля" (замок и волк). Позже, когда возникла необходимость нового логотипа для экспорта "Фольксваген", пригодился довоенный эскиз – буквы "V" и "W", помещенные в круг.
Nissan
История Nissan ведет отсчет с 1914 года, когда был выпущен автомобиль Dat (в переводе с японского "проворный, живой"). Первоначально компания называлась "Джидоша Сейзе", в "Ниссан" ее переименовали через двадцать лет ("Ни" от "Нихон" – Япония, "сан" от "сангио" – промышленность). После Второй мировой войны Nissan взялась за производство автомобилей исключительно для экспорта. При этом для продаж за границей использовали название "Датсун" (одна из популярных довоенных моделей), пока в 1982 году окончательно не заменили его на "Ниссан". На эмблеме Nissan красный круг означает солнце и искренность, а синий прямоугольник — небо.
Ferrari
Энцо Феррари в 1929 году сформировал команду гонщиков и назвал ее Scuderia Ferrari (конюшня Феррари). Так началась история итальянского бренда. Что до эмблемы (вставшая на дыбы лошадь), изначально этот символ украшал фюзеляж самолета, которым управлял ас Франческо Баракка, погибший в Первую мировую. По легенде, Энцо Феррари взял себе эту эмблему – герб семьи Баракка – по совету матери летчика-героя после своей первой победы на автогонках. Впоследствии к изображению лошади добавились желтый (цвет Модены, ближайшего к Моранелло города, где производятся автомобили) фон и зеленая, белая и красная (национальные цвета Италии) полосы.
BMW
Тут все просто: это аббревиатура Bayerisch Motoren Werke (Баварский завод по производству моторов). Сначала это были два небольших предприятия: "Рапп Флугмоторенверке" и "Отто-Верке", которые действительно собирали двигатели (причем для самолетов). В 1916 году произошло их слияние. Первый лого, придуманный спустя год после возникновения компании, включал в себя изображение крутящегося пропеллера. После ряда доработок пропеллер сильно видоизменился, круг от него поделили на четыре части, каждую из которых окрасили в баварские цвета — белый и синий. Нынешняя эмблема впервые появилась на продукции BMW 45 лет назад.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.