Стартап для артиста балета: как преуспеть в балетном бизнесе

Автор: Татьяна Мацаренко,  кандидат педагогических наук, ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ,  лауреат премии Всероссийского  Фестиваля молодежного творчества «Кремлевские звездочки» в области хореографического искусства, руководитель сообщества «Хореограф BRAND» 

Татьяна МацаренкоТатьяна Мацаренко


Мир стремительно меняется. Современное общество в связи с социально-экономическими преобразованиями  актуализирует проблему  профессионального долголетия, востребованности.  Деятельность — основа самоутверждения человека в обществе, выбор профессии «Артист балета» — одно из самых важных решений в жизни человека, решившего посвятить творчеству свою  жизнь.  Актуальность нашей  темы  связана со спецификой карьеры артиста балета, длительность которой с самого детства  до 38-40 лет. 

Проведенная мною исследовательская деятельность под названием  «Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей» показала, что    37% артистов балета желают открыть свой театр, центр или школу, 22,5% быть педагогом-хореографом, 13,5% желают уйти в систему дополнительного образования детей, 6% — в спорт, фитнес.

Какие перспективы у артистов балета после завершения их сценической карьеры на современном этапе развития общества?   Посмотрим  вокруг. Привлекательные лозунги центров, школ, студий  и мастер-классов сейчас звучат повсюду:  «Пробное занятие йогой», «Танго для женщин с нуля за 3 месяца», «Похудей за неделю»,  «Латина! результат через  4 занятия», «Научитесь  танцевать сальсу с нуля  за 24 часа».  Это модно! Это престижно! Это актуально!  Маркетинг работает в усиленном режиме.  Мы стремимся стать лучше, похудеть, поправить здоровье, улучшить душевный комфорт  и т.д.

Что же делать артисту балета при таком многообразии стилей и жанров?  В бизнесе, карьере, творчестве главное — сделать первый шаг. Несмотря на страх, сомнения, переживания и неопределённость.

ТРЕНД 1. ТЕАТР ТАНЦА

Танцевальный бизнес – прибыльный бизнес. Для одних танцы становятся увлекательным хобби, для других – источник дохода. Есть спрос, будет и предложение. Как  превратить любовь к танцам в прибыльный бизнес?  Как правило, танцевальные центры, школы, студии открывают сами танцоры – действующие или бывшие. Не все понимают  особенности и «подводные камни» такого бизнеса.  

Длительный период жизни артиста балета на профессиональной сцене связан с демонстрацией своих возможностей и стремлением к демонстрации личных успехов. Артисты балета ищут пути завоевания престижного положения, которое выражается в повышении своей социальной значимости, статуса, авторитета, который основывается не только на высоком профессиональном качестве исполнительского искусства, но и выражается в безусловном признании обществом, т. е. в высоком престиже.Это связано с традициями хореографической школы.

Руководство любым хореографическим  коллективом  ставит привлекательные цели, достижение которых требует новых знаний. Саморазвитие заключается в том, что для осуществления  функций руководителя хореографического коллектива одной из основных потребностей является потребность в информации, потребность занять определенную социальную позицию, развитие себя как субъекта педагогической деятельности, руководителя организации. Чтобы была прибыль, нужно развить в себе предпринимательский талант.

 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by Татьяна Мацаренко (@horeograf_brend) on


Руководитель, который это осознает и который не прячется за  экраном компьютера в поисках информации, а общается с действующими управленцами своего дела, намного быстрее достигает результатов!

Невозможно без  твердого фундамента  знаний и  уверенности в себе  достигнуть более высокого статуса  —   руководителя театра, школы, студии, как мечтают многие танцовщики.

Когда ко мне как к эксперту  обращаются с вопросом  по данной специфике,  я  акцентирую на значимости:

  • функций руководителя театра танца или хореографического объединения, 
  • профессиональных установок  «Я — танцовщик»,   «Я — руководитель хореографического коллектива», 
  • методов  работы с хореографическим коллективом, 
  • специфики  дополнительного образования детей и взрослых, если открывается студия  в данной системе,  
  • подбора кадров, 
  • монетизации деятельности руководителя как специалиста своего дела. 

Танцы (любой вид хореографии) – хобби не из дешевых. Основная ценность этого тренда   — клиенты готовы на расходы за чувство свободы, которое дарит танец, и возможность общения с людьми из разных уголков земного шара в рамках  хореографических мероприятий (конференции, фестивали, тренинги, вебинары, шоу-программы). Владельцы танцевальных школ и магазинов, организаторы многочисленных мероприятий не просто предлагают товары и услуги, они предлагают за определенную сумму приобрести эмоции. Такая бизнес-модель наиболее эффективна. 

ТРЕНД 2.  ТАНЦЫ В ФИТНЕС-ФОРМАТЕ

Данный вид деятельности для бывших танцовщиков  сегодня очень популярен. В рекламе для привлечения клиентов  транслируются определенные ценности, которые данный центр, студия, клуб   вам преподносит. Необходимо знать свою целевую аудиторию, для кого Вы будете работать, что Вы будете преподавать, какой результат-продукт Вашей деятельности. Определитесь, на чем Вы специализируетесь, палитра занятий разнообразна:  

  • профессиональная – предназначена для тех, кто пытается совершенствовать свои навыки;
  • специализированная – одно танцевальное направление;
  •  любительская – для желающих «просто научиться танцевать»;
  •  детская – танцы с «нуля».
  • ориентация на победы  (участие в конкурсах и соревнованиях),
  • избавление от комплексов,
  • оздоровительные методики,
  • комплексное развитие — несколько дисциплин (хореография, речь, вокал, актерское мастерство).

Эффективное  структурирование  своей деятельности. Методика  преподавания, которой Вы владеете   даст верное понимание для кого работать и кто Ваша целевая аудитория.   

Надо себя  презентовать, показать, на что вы способны. Это практический инструмент, помогающий осуществить свой профессиональный рост,  систематизировать знания и умения в новом для себя статусе: умение критически мыслить, иметь  четкую активную позицию, умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в организации.

ТРЕНД 3.  ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ

Артисты балета, танцовщики,  которые уже работают педагогами-хореографами в частных  хореографических коллективах  или   в системе дополнительного образования детей  и взрослых, считают, что преподавательская деятельность обеспечивает надёжность существования, такая профессия — признак стабильности. 

 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by Татьяна Мацаренко (@horeograf_brend) on


При этом выявлена проблема: в профессионально-педагогической позиции. Стремление сохранить профессиональный сценический  статус мешает артистам балета, танцовщикам  отождествлять себя с другими педагогами дополнительного образования, они себя позиционируют как специалисты, мастера хореографии. Однако, начиная работать руководителем хореографического коллектива, испытывают трудности при организации коллектива, поиска методики преподавания,  в привлечении участников в свой коллектив. Характер затруднений здесь определяется в основном низким уровнем организационной и педагогической компетентности. 

Специфика работы в современных  условиях состоит в том, что если педагогу-хореографу  или  руководителю не хватает организационных качеств, расположить к себе участников, пробудить интерес, показать преимущества, убедить, мотивировать к занятиям, то коллектив у него распадается. 

Педагоги-хореографы  сталкиваются со своеобразным психологическим барьером в отношениях, требуя от учащихся коллектива высоких исполнительских результатов, не осознавая, что обучающиеся  приходят заниматься не с целью профессионального овладения хореографией, а с целью развития эмоциональной сферы, формирования художественно-эстетической культуры, танцевальности, координации движений, основ музыкальной культуры, артистизма.  

В моей практике работы педагогом-хореографом, я апробировала несколько успешных  методических приемов для работы с обучающимися разного уровня  подготовки «Танцевально-игровые сюжеты», «Танцевальные тренинги», технические принципы выразительности.  С данными  материалами можно познакомиться в издании  «Хореограф. Бренд. Бизнес». 

ТРЕНД 4.  «ХОРЕОГРАФ-БРЕНД»

Сегодня личное развитие – двигатель прогресса.  Бизнес является  вашим продолжением. Новые требования к хореографу – умение распоряжаться своим профессиональным капиталом и находить наиболее выгодные сферы его применения, задуматься о своей успешности и конкурентоспособности. Знания и навыки отражаются во всем, что Вы делаете.  Необходимо знать в условиях рынка, как  быстро получить значимый продукт деятельности.

Главным преимуществом в конкурентном соревновании для современного хореографа является необходимость создать себе имя, личный бренд, чтобы он приносил стабильный доход. Человек, обладающий сильным брендом, остается менее уязвимым во время экономических неурядиц, знает себе цену, чувствует себя  уверенно в изменяющихся обстоятельствах.

Главным условием успешного развития бренда в хореографии является активность автора. Без статуса, медиаобраза, регулярного обновления информационного контента полноценное продвижение имени невозможно.

 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by Татьяна Мацаренко (@horeograf_brend) on


Прямой контакт с аудиторией помогает в укреплении своего авторитета, статуса и делает ваш бренд более известным. Участие в презентациях, конференциях, мастер-классах, шоу-программах, концертах, конкурсах в качестве эксперта, способствует росту статуса и приносит известность.

        Медиаобраз – мощный инструмент, позволяющий в сочетании   с маркетинговой стратегией выгодно монетизировать идею или Ваш  проект. 

  • Бренд позволяет хореографу (артисту балета) получить авторитет среди мастеров хореографии, коллег, учеников, помогает повысить самооценку;
  •  Бренд позволяет посмотреть на себя по-другому, изучить свои сильные стороны, которые откроют новые возможности в профессиональной деятельности, а также в деятельности после сценической карьеры;
  • Бренд помогает выстраивать собственный стиль педагогического мастерства и получить высшую научно-педагогическую квалификацию;
  • Бренд позволяет получить достаточную стабильность, помогает «остаться на плаву» в разных экономических условиях;
  • Бренд помогает хореографу (артисту балета) подниматься по  служебной лестнице, убедить в своей профессиональной значимости.

         Для методического обеспечения   педагогов -хореографов, артистов  балета, построения  личного бренда руководителя хореографического коллектива  в развитии карьеры   создан  сайт  «Хореограф BRAND».  Материалы эффективных  решений  в карьере и бизнесе  изданы  в производственно-практическом пособии   «Хореограф. Бренд. Бизнес». 

 
 
 



Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.