Модные истории

Время публикации: 9 Октября 2008
Автор: Валентина Мовилло

Не знаю, как вы, а я термин «художественный проект» не всегда воспринимаю с восторгом. Слишком много ерунды и потерянного времени порой за ним стоит. И тут возникает вопрос: что можно считать ерундой, а что - прекрасной и жизнеспособной инициативой? Чтобы дать себе ответ, достаточно было посетить десятую юбилейную выставку «Блошиный рынок» на Тишинке.

Предыстория ее такова: когда-то на этом месте находился легендарный блошиный рынок, который снесли в 90-х годах прошлого века. Позже там отстроили торгово-выставочный комплекс, верхний этаж которого просто «просился», чтобы хотя бы периодически его использовали для выставок люди, неравнодушные к моде и ее историческим образцам. Так в 2005 году впервые прошла выставка-ярмарка «Блошиный рынок». В выставке приняли участие антикварные галереи и частные коллекционеры из России, Бельгии, Швейцарии... Тогда же стартовала первая инициатива, которую уже можно было назвать художественным проектом, под названием «Моя находка на блошином рынке». Более пятидесяти известных российских и зарубежных представителей культуры и искусства откликнулись на эту затею, представив на суд зрителей раритеты, найденные ими среди бесконечных рядов, развалов и барахолок, в каком бы городе мира они ни находились.
Вообще поход «на блошку» и медитативное многочасовое времяпрепровождение там - отдельная тема для посвященных. Если вы не относите себя к людям, которые подобные «адреса и явки» вписывают в свой маршрут и график и пренебрегут чем угодно ради азарта охотника, коллекционера или просто любителя, то к любому художественному проекту на эту тему вы отнесетесь так же спокойно, как я к современному искусству. Но если вы ценитель моды, стиля и особой атмосферы - эта выставка для вас! Ведь что такое взаимодействовать со старыми вещами - смотреть на них, быть среди них, касаться, примерять...? Это нечто большее, чем шопинг, экскурсия и азартная игра - это нечто другое. Редкая возможность почувствовать историю в ее предметном, вещном выражении. И удивительное чувство того, что вещь: от люстры до браслетика, нитки шитья, статуэтки или даже пуговицы, жила до сих пор и ждала своего нового хозяина или хозяйки - то есть вас! Нужно только уметь ее разглядеть...

Думаю, что организаторы выставки как раз и позаботились о привлечении посетителей, которые считают, что «блошиный рынок» в традиционном понимании - не для них, а вот актуальное понятие «винтаж» - это интересно. Потому что оно пришло к нам от виноделов и означает классное вино определенного рода и многолетней выдержки. В модной индустрии примерно то же самое: возраст, стиль, физическое состояние - это «три источника, три составные части», без каждой из которых место вещи - только в second-hand. Это не надо путать! Поэтому коммерческие стенды выставки, стилизованные под блошиные развалы, где представлены винтажная одежда, обувь, бижутерия, аксессуары, соседствуют с экспозициями женских и мужских костюмов XIX века, от которых посетителей вежливо отгоняют бдительные капельдинерши. «На подиуме музейные вещи, не надо сюда свой фотоаппарат класть».

В принципе, соединение вполне себе носибельных вещей (и некоторые будят страстное желание немедленно их приобрести, несмотря на серьезные цены) с вещами музейного уровня (например, в мае мы наблюдали коллекции «Турнюры времен Анны Карениной», туалеты женщин середины XIX в.; «Свадебная мода первой половины XX века, платья, шляпы, бижутерия, свадебные фотографии, свадебные приглашения»; «Городской костюм конца XIX - начала XX века») и превращает проект в художественную акцию.

Даже внешний вид посетителей вернисажа радует глаз: шляпки, диадемы, фантазийные юбки, кружева, дизайнерские туфли. Такая концентрация увлеченных, нетривиально одетых людей уже наталкивает на мысли о том, как нам не хватает в жизни простых вещей: красоты вместо функциональности, самобытности вместо trendов, самовыражения вместо стандартов, женственности вместо типажей fashion victim... Понаблюдайте хотя бы за тем, как женщины на выставке меряют шляпки - ведь это в свободном доступе! А если еще в процессе играет оркестр и певица поет что-то вроде песни в исполнении Рины Зеленой для старого фильма Эльдара Рязанова: «А мне всего 16 лет, любовь спешит ко мне навстречу»... И вам наверняка тоже захочется это увидеть и принять участие.

Среди бонусов можно отметить следующее:
- Практически все, что выставлено на коммерческих стендах, можно купить (цена немалая, но и не заоблачная).
- Представлены не только частные коллекции и магазины, но и другие адепты стиля «винтаж», чье творчество, ремесло, а то и просто мироощущение покажутся вам близкими.
- У каждого стенда можно взять визитку (некоторые очень интересны по исполнению) и потом, под настроение, зайти в понравившийся магазинчик...
- В этот раз выставочная компания «Эксподиум» представляет спецпроект «Моя находка на блошином рынке» совместно с журналом «Story». История в буквальном смысле, вернее, набор историй: герои светских хроник - актеры, телеведущие, фотографы, модельеры, - делятся своим «барахольным» опытом и представляют уникальные находки.

И все равно, накручивая круги по выставке и каждый раз находя для себя на стендах что-то новое и интересное, я задавалась вопросом: а каков коммерческий смысл этого проекта? На него мне ответила генеральный директор выставочной компании «Эксподиум», ответственной за мероприятие, Марина Смирнова: «Мы провели уже 9 выставок «Блошиный рынок» (обычно весной и осенью) и отметили, что тема винтажа, а именно оригинальных, аутентичных вещей не моложе 20 лет, в каждой из которых четко прослеживается «писк моды» времен ее создания, особо интересна нашим гостям. К нам регулярно ходят знаменитости, светские персоны - все, кто неравнодушен к раритетному, необычному, авторскому... Несмотря на то что мы считали массовую аудиторию не подготовленной к нашему проекту, люди не просто приходят и покупают, а я бы сказала, покупают восторженно. Заявки на участие в следующих проектах уже сейчас растут в арифметической прогрессии - приходится думать, как и куда разместить стенды всех желающих. Но для ваших читателей хочу сообщить: отдельной темой мы обязательно вынесем «Работы современных дизайнеров до 2000 года». Одна-две вещи, определяющие или иллюстрирующие стиль коллекций прошлых лет. Мы считаем, что современные дизайнеры заслуживают того, чтобы об их работах тоже не забывали и рассматривали в контексте истории моды».



Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.