Ткани будущего: фантастика, ставшая реальностью

Время публикации: 25 Октября 2007
Автор: Robb Young, IHT

Представьте себе, что в вашем гардеробе существует платье из «невидимой ткани» - материала, проецирующего любую картинку по вашему желанию. Например, создающего оптическую иллюзию идеальной фигуры. Наверняка вы не отказались бы от подобного изобретения. На самом деле это не элемент фантастического фильма, а вполне реальное изобретение. Точнее, одна из многих революционных инноваций, доступная пока лишь единицам.

Многие века дизайнеры одежды были вынуждены ограничиваться параметрами человеческого тела, но теперь жесткие размерные рамки могут отойти на второй план. Благодаря «невидимым панелям» или «виртуальному камуфляжу» любая женщина сможет казаться стройной и подтянутой.

Сусуми Тачи (Susumu Tachi), профессор Токийского Университета, представил подобную новинку под названием Transparent Cloak (Прозрачная мантия) еще пять лет назад, но, несмотря на революционность и огромные перспективы его изобретения, дизайнеры не спешат применять столь непривычный материал в своих коллекциях. Основная причина в том, что химические лаборатории и инженерные институты, где разрабатываются  эти ткани, весьма далеки от мира моды, поэтому не всегда даже самое впечатляющее изобретение может в итоге оказаться на подиуме. Впрочем, опасения ведущих игроков fashion-индустрии вполне понятны.

«Существует расхожее мнение, что мир моды на самом деле очень консервативен, - комментирует Сьюзанн  Ли (Suzanne Lee), автор книги «Fashioning the Future: Tomorrow's Wardrobe» («Мода будущего: гардероб завтрашнего дня»), в которой среди многих других рассматриваются разработки профессора Тачи. - Но в условиях нынешней жесткой конкуренции на фоне колоссального технического прогресса расширение привычных границ и внедрение подобных новинок  не за горами».

Но все же есть модельеры, которые воспринимают все новое с завидным энтузиазмом. Известный сторонник модного прогресса Хусейн Чалаян (Hussein Chalayan) уже использовал в своих коллекциях вшитые в одежду микрокомпьютеры, дистанционно управляемые мини-системы и электролюминисцентные ткани, благодаря которым платья могли менять форму или проецировать какое угодно изображение. «Самое сложное как раз и состоит в работе с компаниями, которые помогают вам поставить производство этих технических новинок на должный уровень, - рассказывает Чалаян. - Как только вы начинаете говорить о массовом выпуске того или иного материала, производители пугаются: ведь риск очень велик». Именно поэтому пока творения Чалаяна так и остаются лишь подиумным чудом. Но все же дизайнер не отчаивается и продолжает поиски компании, которая обеспечит выпуск хотя бы одной коллекции pret-a-porter из тканей будущего.

На сегодняшний день большинство используемых технических приспособлений все-таки довольно дорогостоящи и громоздки, но если и эти новинки не начнут осваиваться покупателями, развитие отрасли вообще может зайти в тупик. Инновационные ткани пока не могут стоить дешево по определению, ведь на их разработку тратятся солидные суммы. Например, создание вышеназванного Transparent Cloak профессора Тачи обошлось более чем в $3 миллиона.

Однако вопрос цены – далеко не единственный фактор, препятствующий скорейшему внедрению технических новинок в модную отрасль. «Fashion-эстетика очень сложна, она, скорее, ретроспективна, чем перспективна. Модному миру больше угодно оглядываться назад, чем смотреть только вперед. Именно поэтому технологический локомотив движется так медленно», - утверждает Хлое Колчестер (Chloe Colchester), автор книги «Текстиль сегодня: глобальное исследование тенденций и традиций» («Textiles Today: A Global Survey of Trends and Traditions»).

Рассуждая о тканях будущего, знаменитый дизайнер Пол Смит резюмировал: «Материалы, которые мы используем в наших коллекциях, – для повседневного гардероба, предназначенного для мегаполисов. Поэтому, в общем-то, у нас пока нет необходимости использования высокотехнологичных тканей. Но даже в своих коллекциях я нашел бы применение подобным новинкам. Например, в джинсовой линии или в элементах casual-коллекций».

У подавляющего большинства модных домов вообще отсутствует такая статья расходов, как исследование в области текстильных инноваций. Но это не говорит о том, что владельцы брэндов не идут в ногу со временем. Просто они предпочитают двигаться постепенно, фокусируясь, например, на тех направлениях текстильной отрасли, которые связаны с экологичностью тканей, а также на изобретениях, позволяющих значительно упростить процесс ухода за материалами и изготовленной из них одеждой.

Grado Zero Espace – дочерняя компания известного итальянского лейбла Corpo Nove, которая занимается исследованиями и технологическими разработками для ведущих модных домов, таких как Hugo Boss или Dolce & Gabbana. Специалисты этой компании в качестве инструментальной базы используют наработки военной и аэрокосмической отраслей: это позволяет им создавать настоящие «вещи будущего». Одно из их последних изобретений – рубашка «Oricalco», ткань которой «запоминает» очертания фигуры своего обладателя. Кроме того, эта «умная» вещь реагирует на состояние окружающей среды: стоит температуре опуститься ниже определенного градуса, рукава рубашки немного сжимаются (и наоборот) для того, чтобы ее владельцу тут же стало теплее.

Некоторые из текстильно-технических инноваций не только приживаются, но и уже пользуются большим спросом на локальных рынках. Так, американская компания Textronics два года назад запустила бюстгальтеры из материала NuMetrex: «волшебная» ткань способна контролировать сердцебиение и дыхание обладательницы, что, безусловно, очень важно для любительниц фитнеса.

Самая перспективная на сегодняшний день область – нанотехнология – оказала свое влияние и на текстильную промышленность: ученые делают попытки изменить природу материалов на молекулярном уровне. Таким образом появилась биомиметика: ткани, структура которых изменяется с помощью нанотехнологий, способны приобретать свойства различных природных материалов, например натурального шелка (который в пять раз прочнее стали) или лепестка лотоса (который отталкивает воду и любые жиры).

Швейцарская компания Schoeller недавно представила ткань под названием 3XDRY, на которой не образовываются пятна от пота, которая способна охлаждать зоны повышенного потоотделения и отталкивать почти любую грязь – все это благодаря  технологии NanoSphere. Аналогичный материал уже давно поставляет на рынок их американский конкурент NanoTex: уникальную ткань покупают многие знаменитые марки – от Perry Ellis и  Brooks Brothers до Hugo Boss и Adidas.

Не менее интересной и перспективной является фабрицевтика – синтез текстильной и фармацевтической отраслей. Одно из действующих и успешно применяемых изобретений – ткань Lycra Body Care, созданная совместно компаниями Lycra и International Flavors & Fragrances. Благодаря особым микрокапсулам этот материал при соприкосновении с кожей способен выделять массу полезных веществ – от ароматических композиций и антицеллюлитных кремов до витамина Е и экстракта алоэ. 

И, наконец, относительно «старое» направление – биоинженерия. Основной объект этой науки – биоактивные материалы, содержащие живые бактерии. Благодаря им ткань практически живет своею жизнью: сама очищается, «съедает» собственный неприятный запах и нагревается в случае необходимости. Еще в 1997 году бельгийский дом Martin Margiela в сотрудничестве с микробиологами скрестил хлопок и бактерии, благодаря чему ткань приобрела естественный эффект «декоративной ветхости». А известный экспериментатор Хусейн Чалаян проделал то же самое с шелком, сшив из этой полуразрушенной ткани потрясающую коллекцию.

Ну а электронными тканями сегодня вообще уже никого не удивишь. То, что одежда может нагреваться, включаться, подключаться к Интернету, прослушивать музыку и подсчитывать калории, – вполне привычное явление. Особое распространение это направление получило в спортивной одежде: знаменитая ткань ElekTex со встроенным iPod давно используется  Zegna Sport,  Marks & Spencer и многими другими марками.

А ведь еще несколько лет назад подобные новинки казались революционными. Теперь же нет никаких сомнений в том, что эта область будет развиваться и дальше, причем все более стремительно. Ведь несмотря на всю ретроспективность, о которой говорят эксперты, мода не может оставаться на месте, двигаясь в ногу со временем. А иногда – намного опережая его.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.