Black Tie, White Tie: расшифровывая коды

Время публикации: 31 Мая 2006

Btr, A5, Bb, R.S.V. P, S.t., C.t. – это не формулы ДНК, не резус-принадлежность, не шахматные ходы, но коды, без умения расшифровывать которые в современном мире нет доступа к успешной и респектабельной жизни. Быть своим в высшем обществе – удел избранных, но не чувствовать себя белой вороной в этом обществе вполне может позволить каждый амбициозный и целеустремленный индивидуум. Главное – обладать вкусом, чувством стиля и определенными знаниями Кодекса Одежды. О базисе престижа, о тонкостях дресс-кода мы беседуем с Ануш Гаспарян, коммерческим директором Fashion Consulting Group, руководителем программы «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» в Высшей Школе Менеджмента ВШЭ-ГУ.

FashionTime: Ануш, для начала давайте разберемся в классификации. Какие Dress Code-разновидности существуют?

Ануш Гаспарян: Вся одежда и соответственно дресс-коды, которыми эта одежда «облагается», делится на три больших сегмента. Это formal (формальный классический бизнес-стиль), casual (повседневный) и After Five (нарядная одежда). В соответствии с этим рубрикатором подразделяются и дресс-коды. Под дресс-кодом мы в данном случае подразумеваем одежду, которую нужно носить в определенное время в определенном месте. Пока ты пребываешь вне социального контекста, ты свободен и от dress-рамок. Ситуация меняется, как только ты становишься членом какого-то определенного сообщества. Тут как раз и необходима внешняя атрибутика, позволяющая проидентифицировать себя с группой, в которую ты вхож.

FashionTime: Обязанность жить по Кодексу ни в ком не вызывает раздражения?

Ануш Гаспарян: Конечно, есть те, кто агрессивно выражает свое неприятие всякого рода дресс-кодов. Если по статусу такие «бунтари» могут себе это позволить – крамолы в том нет. Просто существует определенная категория людей, которым не нужно самоутверждаться при помощи имиджа. Порою возникает противление причислению себя к общей массе, однако здесь вступают в ход социальные амбиции. Если ты занимаешь определенное место в обществе и хочешь в этом деле преуспеть, ты обязан играть по навязываемым этим обществом правилам.

FashionTime: По отношению к кому дресс-коды применяются особенно жестко?

Ануш Гаспарян: В первую очередь дресс-кодируются сильные мира сего. Мужской гардероб позволяет четко прописать правила, касающиеся внешнего облика. Он предельно формален и системен, ибо его основу составляет традиционный набор: костюм, сорочка, галстук. Сочетания и вариации трех этих компонентов и являются иллюстрациями кодов. Требования к «экипировке» делового мужчины предельно строги.

Женский гардероб трактуется гораздо более свободно. Там нет жестких деклараций, есть некие условные рекомендации, придерживаться которых желательно. Вопрос женских дресс-кодов намного демократичнее. Есть клубные запросы – пометка «Jet Set», к примеру, обязывает к фантазийному сногсшибательно дорогому имиджу. Или, к примеру, Glamour – повсеместно афишируемый дресс-код. Слово уже затерто настолько, что скорее вызывает противление. А вообще дамы вполне свободны в вопросах внешнего вида. Разумеется, излишняя консервативность и неприметность костюма – это то, что должно остаться за бортом. Естественно, если вы занесены в списки гостей на экстраординарное мероприятие, выглядеть следует подобающе.

FashionTime: То есть дресс-код – это своего рода пособие, разъясняющее, как одеваться грамотно и стильно?

Ануш Гаспарян: Клиенты, обращающиеся за помощью в создании имиджа, зачастую слабо себе представляют, с чем связываются. В первую очередь проблемы возникают у мужчин. Существует довольно кондовая система, которая называется «Коэффициент Консервативности». Это жесткая, логическая, структурированная и очень доступная схема. Истинна она или нет, это уже идеологический вопрос. Но непреложным остается факт – при помощи этого свода правил мужчину довольно легко можно обучить азам делового стиля. Ведь очень важно озвучить основания и причины, почему нужно одеваться именно так. Эмоциональные категории «как здорово!», «мне нравится!», «ты выглядишь роскошно!» из уст подруг и жен мужчины, как правило, не распознают. В данном случае мы не затрагиваем категории людей, обладающих генетическим вкусом, врожденным чувством стиля. К сожалению, таковые чаще встречаются на Западе. С соотечественниками ситуация обстоит гораздо сложнее. Мы ведем речь о среднестатистическом бизнес-персонаже с широкой спиной, который по наивности пытается «упаковать» свое тело в немецкий крой… Приходится решать эту проблему при помощи подробных директив. Дабы наши представители высшего эшелона не чувствовали себя командировочными в Париже, Лондоне или Нью-Йорке.

FashionTime: Как высчитывается этот коэффициент?

Ануш Гаспарян: Коэффициент консервативности слагается из трех вещей: сферы деятельности человека, занимаемой им должности и уровня общения с клиентами. В зависимости от этих составляющих в системе от единицы до десяти этот показатель высчитывается математически. Каждая цифра транслирует совершенно конкретный вариант подбора одежды, подробно расписываются причины, по которым для конкретного типа уместен только данный look. Путем нехитрых вычислений определяется номер, под которым прописывается совершенно определенная информация: вам следует носить такие-то сорочки, с таким-то рисунком, такими-то воротничками и галстуками. Мужчинам очень удобно пользоваться такой системой. Они благодарны за четкие указания, ибо это избавляет их от мучительных раздумий перед створками шкафов. Для начинающих следить за своим имиджем – это прописные истины, необходимый базис. Когда люди погружаются в эту сухую схему, им поневоле приходится штудировать вопросы внешнего вида в комплексе. Они начинают разбираться, какими бывают типы кроя, тканей, уместные цветовые сочетания, могут ли они позволить себе брюки с «защипами», сорочка с каким воротником подойдет к данному костюму. Человек четко осознает, что ему нужно: двух- или трехпуговичный пиджак, однобортный или двубортный, приталенный или свободный. Клетка, полоска, горох - какие цвета и рисунки являются консервативными, как правильно все комбинировать.

Существуют разные контексты, разные школы подбора галстука к сорочке и костюму.
Есть, к примеру, испанская школа – весьма демократичная. Здесь может сочетаться и полоска, и клетка, и горох в одном look’е. Костюм в полоску, рубашка в клетку, галстук в горох… Испанцы делают это виртуозно. Нашим мужчинам, разумеется, такого советовать не нужно. Здесь в приоритете жесткость рамок. Со временем количество трансформируется в качество, они набивают руку, переходят на другой уровень позиционирования самих себя. Вероятность ошибки сводится к минимуму при использовании этой схемы. Это определенная гарантия адекватной совместимости с любым евросообществом.

Дресс-код – вещь узко специализированная. Для того, чтобы не попасть впросак, нужны совершенно определенные знания. Классическим стал случай, когда один из наших политиков на инаугурации (это сугубо утреннее мероприятие), предполагающей либо деловой костюм, либо «визитку» (что, однако, могут себе позволить самые экстраординарные персонажи), появился в смокинге. Это была очень грубая ошибка, на которую обратили внимание все западные информ-агентства. Нетрудно догадаться, что после этого иностранные газеты пестрели статьями отнюдь, не с речью госдеятеля, а с подробным разбором его неумения одеваться. Во избежание подобных неприятных казусов необходимо уметь читать дресс-коды. Термины Black Tie, White Tie, Business Best, Business Traditional не должны вызывать ни малейшей заминки, воспринимаясь как прямые инструкции к применению.

Формальные дневные дресс-коды, касающиеся трудовой сферы, достаточно условны. Хотя на международных конференциях, сессиях, слетах, саммитах аббревиатура на пригласительных c конкретными look’ами вполне может быть пропечатана.

Корпоративные дресс-коды, как правило, бывают прописаны в уставах компаний. Нужно различать коды ситуативные (не имеющие к твоей работе никакого отношения, так называемый invited dress code, строго декларирующий необходимость облачиться в смокинг, фрак или вечернее платье) и корпоративные. Как-то мне довелось принимать участие в одном очень статусном семинаре-круизе по Атлантике. И там дресс-коды были прописаны четко на каждый день. Мужчинам был рекомендован смокинг. Некий заоблачно состоятельный американский бизнесмен забыл свой смокинг дома. Отмечу, что выглядел он весьма жалко и нелепо: с коктейльным бокалом в руках и отчаянными попытками донести до общества, что он вовсе не нарушитель традиций и не невежда, но чемодан с его смокингами не успели вовремя подать к трапу. И именно для того, чтобы не выглядеть белой вороной среди своих же, необходимо дресс-коды соблюдать.

Вечерний код для женщин очень конкретный – платье «в пол» или коктейльное. Есть тонкость, о которой не все помнят. В коктейльном платье девушка свободна в выборе компании: она может прийти или уйти одна, со спутником, сменить партнера в ходе вечера. Вечернее же платье подразумевает обязательное наличие кавалера. Мировые правила таковы, что сопровождающий – это такой же атрибут имиджа, как и фиксированная длина наряда.

FashionTime: Пересекаются ли каким-то образом мода и дресс-код?

Ануш Гаспарян: Если мы ведем речь о формальном гардеробе, эти категории практически никак не коррелируют. Основой мужского дресс-кода является костюм. С 20-х годов он не претерпел практически никаких изменений. Мода в данном случае может диктовать количество пуговиц – двух- или трехпуговичным должен быть пиджак, двубортным или однобортным. Однобортный трехпуговичный пиджак является самым консервативным. Если брать конец 70-х – начало 80-х годов, то доминировали две пуговицы. С середины 80-х модными считались двубортные костюмы. Периодически лидирует какой-то один из четырех видов костюмного кроя. Итальянский зауженный крой принадлежит к разряду вечной классики. Достаточно свободный, не приталенный немецкий крой, часто именуемый универсальным, позволяет дышать полной грудью и хорошо смотрится на широких плечах. Французский крой носить умеют лишь немногие обладатели тонкого вкуса и комплекции (зауженная линия плеча, брюки-дудочки, очки-бабочки – такие костюмы с шиком носили герои годаровских фильмов в 60-е годы) - специфическая эстетика, предполагающая специфическую внешность. Бельмондо в молодости, Ален Делон – отличные иллюстраторы этого стиля. В Москве я лишь однажды видела пример удачного «оперирования» этим типом кроя. И была приятно удивлена этому. Четвертый крой – американский, так называемый «free sack». 80-е годы, спущенная линия плеча, мешковатый силуэт, брюки с многочисленными «защипами», не возбранялось демонстрировать отвороты с белой подкладкой. Американский и французский типы кроя периодически становятся трендами. Плюс существует очень красивый, довольно специфический доспехообразный английский костюм, подразумевающий идеальную осанку и выправку, носить его тоже дано не каждому. В нем не расслабишься – подчеркнутая грудная клетка, очень прямое плечо, характерная деталь – кармашек для мелочи, брюки с завышенной талией, часто на подтяжках. А универсальный и итальянский – из категории вечно актуальных. Fashion-дизайнеры очень любят обыгрывать именно английский крой. Естественно, модельеры никогда не демонстрируют эти типы кроя в чистом виде.

Сорочки наиболее подвержены актуальным тенденциям. Сейчас вновь вернулась мода на воротнички «собачьи ушки», тонкие галстуки в стиле 30-х годов. Гангстерская полоска – то входит в моду, то выходит из нее. Мода здесь не быстротечна, ее сезоны длятся несколько в других временных протяженностях. Обувь и аксессуары – своеобразные модные катализаторы. В смокингах нет никакой моды. Если костюм сшит вручную по индивидуальному заказу – Made-to-measure – портной-оригинал может изголяться, меняя крой, проявляя креативность.

FashionTime: Цвет смокинга – это табу? Голливудские экспрессивные обитатели часто позволяют себе вольно трактовать каноническую форму и палитру этого классического одеяния. Джонни Депп, к примеру, всегда довольно смело трактует традиционную tuxedo-гамму. Подобные выходки – печать еретиков и бунтарей?

Ануш Гаспарян: Это и есть проявление творческой оригинальности, самовыражение персонажа, которому статус позволяет толковать общепризнанные законы. Если сфера деятельности позволяет человеку такую экстравагантность, единственным стопором здесь может служить его фантазия. Шоумены, люди моды, актеры, певцы, как правило, не дресс-кодируются, если, конечно, они не приглашены на прием к английской королеве. Хотя и здесь личности масштабные позволяют себе экстраординарные наряды. Шинейд О’Коннер, Элтон Джон, Мик Джаггер предпочитают не подгонять свою индивидуальность под кальку общепризнанных постулатов и приличий. Главное, помнить, каких целей вы подобными выходками хотите достичь.

FashionTime: Если за счет костюма в светском обществе выделиться достаточно сложно, быть может, аксессуары могут помочь в вопросе personality? Могут ли запонки, булавки для галстуков, ювелирные украшения служить предметами идентификации и самовыражения? Или здесь тоже есть свои каноны и вычурность не уместна?

Ануш Гаспарян: Запонки – это очень интересная тема. Как правило, они подразумевают французские «пробитые» манжеты, которые могут быть одинарными или двойными. В большей степени запонки считаются деталью After Five, но сегодня практически все мужчины Запада предпочитают их обыкновенным пуговицам даже в дневном look’е. Этот предмет гардероба, также, как и костюм, подлежит классификации по степени консервативности. Дневными считаются запонки без камней, с геральдикой или эмалью, квадратной или вытянутой формы, из белого металла, некрупного размера. Чем заметнее запонка, тем она менее консервативна. Сегодня в приоритете одинарные манжеты. Не так давно даже была мода на скрепляющие шелковые узелки, которые изначально давались в бутиках при примерке сорочек. Это, конечно, допустимо, но не комильфо. Вечерние же запонки могут быть самыми фантазийными. Это очень красивая вещь, но, к сожалению, наши мужчины практически не умеют ее носить. Что касается других аксессуаров, зажимы для галстуков сегодня являются уже скорее пережитками прошлого. Они, на мой личный взгляд, портят весь вид, заминают галстуки. Правильно подобранный и красиво заправленный платок в левом нагрудном кармане я считаю высшим пилотажем. По законам жанра он всегда должен идти вразрез с галстуком, контрастировать и по цвету, и по фактуре. Несколько лет назад тоновое совпадение двух этих составляющих элегантного образа даже тиражировалось некоторыми Модными Домами.

FashionTime: Актуальны ли бутоньерки?

Ануш Гаспарян: Почему бы и нет. Но это больше деталь After Five. Виртуозно их подбирать умеют представители южных средиземноморских стран. Италия, Испания, Португалия – темпераментные представители этих солнечных земель с удовольствием носят мини-букетики из живых цветов. На них это смотрится весьма органично, это соответствует погоде, настроению, их умению носить костюм с легкой небрежностью. Быть одетым с иголочки, но держаться раскованно – это очень важный аспект, высший шик. Наши мужчины, как правило, либо чересчур пафосно себя преподносят, либо слишком зажимаются, не осознавая, комфортно ли им в этом виде или нет.

FashionTime: То есть должна декларироваться информация, что рамки дресс-кода не загоняют в ступор, но позволяют чувствовать себя гармонично в определенном сообществе?

Ануш Гаспарян: Безусловно. Очень важно уметь правильно преподнести мужчине этот кодекс. Мелочи решают все – уголки сорочки должны быть закрыты лацканами, пресловутая длина носка, где должен заканчиваться галстук, как носить запонки, на сколько сантиметров манжеты сорочки должны выглядывать из-под рукавов пиджака.

FashionTime: А парфюм каким-то образом прописывается в дресс-коде?

Ануш Гаспарян: Кроме общепринятых правил – днем количество парфюмерии должно быть на порядок меньше, чем вечером, – строгостей особенных в этом вопросе нет. Существенный минус российских мужчин – они не чувствуют пределов, слишком обильно себя «орошая» духами и источая слишком концентрированный запах, словно клумбы.

FashionTime: Ваши советы российским мужчинам.

Ануш Гаспарян: Наш мужчина заграницей «выкупается» по прическе – короткая челочка, «Воробьиный Стайлинг». Кто их так стрижет, что за парикмахерская школа? Нужно тщательнее выбирать мастера и стиль укладки. Еще один совет мужчинам – не выбирать для костюмов зеленый цвет. Часто они останавливаются на сложных сочетаниях болотного, зеленого, коричневого – это просто ужас, никто в мире такого не носит! Цветотип наших мужчин не позволяет им подобной гаммы. Люди выглядят в подобном облачении как бледные спирохеты. Загорелый тон кожи, темные глаза и волосы – такие оттенки могут себе позволить скорее испанцы.

FashionTime: Кстати, о цвете кожи. Есть ли какой-то лимит на загорелость, после какого уровня бронзовый оттенок становится неприличным?

Ануш Гаспарян: Все это в рамках разумного – пережаренные мужчины и женщины не выглядят эстетично, их бывает жалко.

FashionTime: Как во всем своде этих общепринятых норм сохранить свою индивидуальность?

Ануш Гаспарян: Униформа не подразумевает индивидуализирования. А в других случаях, каким бы ни был дресс-код, всегда можно выглядеть элегантно, с изюминкой. Сводом правил нужно пользоваться как базисом. Для того, чтобы делать потом это с легкостью и не задумываясь.

FashionTime: Есть ли среди представителей нашего истеблишмента яркие и стильные персонажи?

Ануш Гаспарян: Греф очень изысканно одет. Наш президент тоже стал весьма стильно подбирать гардероб. Зюганов прекрасно выглядит, его костюмы абсолютно соответствуют его образу – он говорит лозунгами и его костюмы такие же. Он умеет их носить, отлично в них держится.

FashionTime: История с галстуками среди публичных россиян?

Ануш Гаспарян: Раздражает чрезмерная консервативность при выборе этого предмета гардероба. Диагональная полоска, столь популярная среди наших мужчин, является самой консервативной и скучной. А, к примеру, роскошные галстуки в горох они не приемлют. «Горошек – женское!» - их приговор, а ведь бордовый галстук в горох – это классика жанра. Появление цвета тоже очень настораживает наших соотечественников. Галстуки от Hermes мало кто носит, они несколько смелые. Отменно ими оперируют грузины. Они вообще прекрасно одеваются, у них есть внутреннее чувство стиля, они достаточно смелы в своем выборе. Некоторое их пижонство в сочетании с национальным колоритом дает неожиданно гармоничные результаты.

Главный мой совет: нужно сочетать лоск и небрежность. Ибо утрированный глитер, как правило, приводит к двум крайностям: либо к чрезмерной напомаженности, либо к формату официантов средиземноморских ресторанов. Что недопустимо в облике людей состоятельных, состоявшихся и успешных.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.