”крал или приснилось: 10 примеров плагиата в сфере моды

јвтор: ƒмитрий √аврилук 

Gucci подал в суд на магазин Forever 21, обвин€€ его руководство в плагиате. ѕо версии италь€нского модного дома, принт с параллельными сине-красными и зелено-красными чередующимис€ полосками — хорошо узнаваемый товарный знак бренда.

–уководство масс-маркета придерживаетс€ иной позиции, не счита€ полосатый принт чьей-либо интеллектуальной собственностью, поэтому просит суд отменить регистрацию товарного знака Gucci в јмерике. ѕока что безуспешно. » на это есть все основани€. “оргова€ марка Gucci была зарегистрирована на территории —Ўј в 1973 году, а полоски по€вились у Gucci и того раньше: сине-красные — в 1951 году, зелено-красные — в 1963 году.

Forever 21 vs GucciForever 21 vs Gucci

 

 ого еще из мира моды обвин€ли в плагиате, и как стороны конфликта реагировали на подобные претензии?

Gucci и Undercover

 

Gucci и Undercover
 

 

–аз уж речь зашла о Gucci, то давайте продолжим. ∆урналисты издани€ Highsnobiety заметили, что нова€ рекламна€ кампани€ с инопланет€нами похожа на видео 2011 года, сн€тое брендом Undercover. » действительно — сходство налицо.

Gucci и Saint Martins

Gucci и Saint Martins
 

 

Ёти же инопланетные образы из последнего кампейна Gucci вызвали другой скандал. ¬ыпускник Central Saint Martins ѕьер-Ћуи ќвре опубликовал в Instagram пост, в котором обвинил креативного директора италь€нского бренда јлессандро ћикеле в плагиате — €кобы дизайнер позаимствовал идею и образы осенней рекламной кампании из его выпускной работы.

ћикеле не стал отмалчиватьс€ и в интервью Business of Fashion за€вил, что это неправда. ѕо его словам, «речь идет о моих воспоминани€х, и о фильмах 70-х, которые € смотрел в детстве посто€нно. Ёто больше о космосе, у нас есть роботы, инопланет€не». “акже он отметил, что подготовка кампейна зан€ла несколько мес€цев, тогда как фотографии выпускника по€вились в —ети за 7 недель до начала съемок.

Ќо важнее друга€ мысль ћикеле — художественный €зык кампейна очень прост и пон€тен даже ребенку. » этот комментарий дизайнера заставл€ет задуматьс€ о циркул€ции образов в современном цифровом мире и упрощении художественного €зыка в контексте массовой культуры.

Gucci и Dapper Dan

 

Gucci и Dapper Dan
 

 

Ќо и это не все. ѕоказ круизной коллекции Gucci не на шутку взбаламутил воду. ¬ центре внимани€ оказалась шуба с дутыми рукавами, капл€ в каплю похожа€ на творение известного портного 1980-х годов из √арлема ƒэниела ƒэ€, более известного как DapperDan. »таль€нский модный дом быстро отреагировал на эту претензию, вначале перевед€ случившеес€ в шутку, а затем извинилс€ перед американским дизайнером за столь откровенное цитирование.

Dolce&Gabbana и Vivienne Westwood 

Dolce&Gabbana и Vivienne Westwood 

 

ƒизайнер бренда —тефано √аббана призналс€ в Instagram, что очень попул€рный в конце 1980-х годов чокер с надписью SEX он позаимствовал у британского дизайнера и «матери фешн-панка» ¬ивьен ¬ествуд. ќн написал: «ƒа, это правда! ћы были глупыми и невежественными. ћы просим прощени€ у гени€ #viviennewestwood за то, что привлекли слишком много внимани€ к ее работе!». ќп€ть же стоит обратить внимание на стиль извинени€.     

Dolce&Gabbana и Chanel

 

Dolce&Gabbana и Chanel

 

«а несколько дней до этого признани€ —тефано √аббана опубликовал в Instagram коллаж, на котором можно увидеть туфли D&G 2014 года и туфли из круизной коллекции 2017 года от Chanel.  аблуки у туфель двух брендов оказались выполнены одинаково — в виде греческой колонны. Ќо многие пользователи не преминули напомнить италь€нскому дизайнеру о злосчастном чокере Vivienne Westwood.

Meme-культура: Boolenciaga/Balenciaga и Vetememes/Vetements

 

 

Meme-культура: Boolenciaga/Balenciaga и Vetememes/Vetements

 

23-летний ƒавиль “ран не так давно создал два бренда, которые пародируют Vetements и Balenciaga. ¬се вещи Boolenciaga и Vetememes представл€ют собой пародии самых попул€рных моделей Balenciaga и Vetements. «ан€тно, что креативный директор Vetements и Balenciaga ƒемна √васали€ отнесс€ с Boolenciaga и Vetememes благосклонно: «Ќадеемс€, он получил от своего проекта не меньше удовольстви€, чем мы от своего». 

ѕредшественниками этих клонов были ироничные бренды «Féline» вместо «Céline» и «Homies» вместо Hermès. ƒаже в –оссии возник анонимный бренд «√оша √азинска€», отсыла€ к личност€м и брендам очень известных отечественных дизайнеров. ѕравда, с иронией и рефлексией у него проблема.

Vika Gazinskaya и художник Ѕрэд “ромел

 

Vika Gazinskaya и художник Ѕрэд “ромел

 

—овсем недавно разразилс€ крупный скандал с участием российского дизайнера ¬ики √азинской. јмериканский художник Ѕрэд “ромел обвинил ее в использовании его работы при создании своей новой коллекции, представленной в ѕариже на Ќеделе моды. ¬ доказательство он опубликовал в Instagram сравнительные снимки.

ѕримечательна реакци€ ¬ики √азинской — многие расценили ее поведение как про€вление хамства, хот€ нашлись и сторонники дизайнера. √азинска€ за€вила в Instagram, что может использовать произведени€ художников, как хочет и сколько хочет.

Viktor & Rolf и “ерренс „жоу

 

Viktor & Rolf и “ерренс „жоу

 

ћолодой дизайнер “ерренс „жоу обвинил бренд Viktor & Rolf в плагиате его работ. — его слов, он присылал руководству модного дома свое портфолио, чтобы попасть к ним на стажировку, но его не вз€ли. „ерез мес€ц он увидел, что на показе бренда модели носили большие кукольные головы, похожие на те, которые он выслал в резюме. 

ћодный дом категорически отрицает подобные обвинени€. ѕреподаватели Central Saint Martins, где училс€ „жоу, сказали ему, что плагиат — это норма модного бизнеса, поэтому к такому надо просто привыкнуть.

Pull&Bear и Finch

Pull&Bear и Finch

 

’удожница Ќана Ѕ€кова за€вила, что компани€ Pull&Bear украла принт с гимнастами, который она разработала дл€ бренда Finch. ¬первые этот принт по€вилс€ в рамках Ќедели моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days. ¬скоре этот образ с дополнительными элементами перекочевал на майки Pull&Bear. “еперь представители Finch требуют изъ€ть из продажи вещи с их дизайном.

Finch и Ulyana Sergeenko

 

Finch и Ulyana Sergeenko

 

ƒо этого скандала были и другие случаи плагиата. ¬ 2016 году российский дизайнер ”ль€на —ергеенко представила портфель со встроенными планшетами на показе в ѕариже. ѕредставители Finch полагают, что основой дл€ этой вещи послужил разработанный ими ранее совместно с Bright Inside рюкзак TechPack.

÷итаты, кражи и случайности

¬ общем-то, говорить о плагиате в сфере моды и приводить этому примеры можно бесконечно. Ќо стоит отметить несколько интересных деталей.

¬се приведенные выше случаи индивидуальны, каждый из них следует рассматривать отдельно: что в одном случае может быть вариацией на широкую тему, в другом окажетс€ бессовестным плагиатом.

—овременна€, постмодернистска€ культура базируетс€ на принципе цитатности.

Ќо она еще и пародийна€ по своему характеру — один из ее истоков кроетс€ в безудержной иронии, доминирование которой в современном мире объ€сн€ет попул€рность мемов. 

÷итаты, кражи и случайности

 

ѕоэтому границы между реминисценцией, пародией, оммажем, цитированием, аллюзией, реконструкцией, репликой, вариацией стали прозрачными и хрупкими. —ложности добавл€ет и заметное упрощение художественного €зыка глобальной массовой культуры, который сужаетс€ до чистых знаков и форм — брендомании, эмодзи. ”словно говор€, довольно трудно придумать что-то новое и уникальное, когда у вас на всех есть один коробок спичек. 

ак как же отличить плагиат от оммажа или пародии?

ƒл€ постмодернистского мироощущени€ контекст и среда зачастую намного важнее самой вещи, существующей в них. ѕоэтому критери€ми плагиата станов€тс€ именно они — среда, контекст, реакци€, высказывание.

 огда Gucci шутливо признаетс€ в цитировании Dapper Dan — это можно воспринимать как оммаж, дань уважени€; когда јлессандро ћикеле говорит о космических геро€х своего детства — это область почти бессознательного и архетипов; когда ¬ика √азинска€ хамит художнику — это может быть PR-стратегией или обыкновенным невежеством.

—огласитесь, разница во всех примерах стилистическа€ и ощутимо затрагивает не столько юридическую плоскость, сколько сферу этики. 

јвтор: ƒмитрий √аврилук
 
 
 

 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
 ардиган
‘утболка-поло
Ѕикини на косточках s.Oliver
Ѕотинки
“апочки ECO-OZ
Ѕюстгальтер ѕуш-јп SERMIJA LINGERIE
ѕовседневные шорты
Ѕотинки ECCO
ѕриталенное платье с рукавами 3/4 Blumarine
Ѕрюки-стрейч MELROSE
“русы классические SERMIJA LINGERIE
Ѕрелок Inesse M
Ѕазова€ футболка
Ўелковый галстук
Bygakoff Ѕрошь 187633
јксессуар дл€ техники
ƒлинна€ юбка BEACH TIME
Ћегинсы, 2 пары MELROSE


ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.