Парижская сокровищница

Время публикации: 16 Ноября 2006
Автор: Анна Волохова

В открывшемся недавно Музее Прикладных Искусств (Musée des Arts Décoratifs) в Париже выставлены лучшие произведения французских ремесленников. Среди принадлежащих музею шедевров – самая большая коллекция украшений во Франции. Галерея Украшений (La Galerie des Bijoux), открывшаяся благодаря поддержке меценатов, дает возможность увидеть лучшие произведения из замечательной коллекции музея, складывавшейся веками.

 

Украшения для нас значат многое. Это символ преемственности поколений, искусной работы мастеров и удовольствия, полученного от созерцания драгоценной вещи и обладания ею. В музее декоративного искусства сохранились лучшие произведения мастеров, как нельзя лучше передающие всю гамму чувств, свойственную людям по отношению к драгоценностям: от восторга перед их красотой и утонченностью до желания заполучить Вещь и куда-нибудь припрятать, изредка выставляя ее на обозрение. Коллекция музея насчитывает  более 4 000 таких соблазнов, начиная от эпохи Античности до наших дней. В ней находятся все возможные типы украшений – начиная от диадем и перстней и заканчивая браслетами и пряжками для поясов. С 1878 года в коллекцию постоянно поступают новые экземпляры, купленные в галереях, у коллекционеров и дизайнеров, а также предложенные музею в дар. Некоторые шедевры музею подарили известные ювелирные Дома Франции, такие как Cartier, Boucheron, Chanel, Van Cleef & Arpels.  

 

Около 1200 произведений, извлеченных из недр музея на свет божий и представленных в Галерее Украшений, отражают историю ювелирного искусства от Средневековья до нашего времени. Хронологический порядок экспозиции, подбор лучших экземпляров разных эпох, а также подробные иллюстрации техник производства и использования материалов для создания колец, бус, браслетов и брошей, делают выставку интересной и неискушенному посетителю, плохо разбирающемуся в тонкостях создания ювелирного изделия. А уж профессионалу просто обязательно нужно ее посетить.

Минималистичный дизайн Галереи - черные стены, локальное освещение, украшения как будто парят в воздухе - создан архитектором Роберто Остинелли. Она занимает два зала на втором этаже музея. В первом находятся старинные ювелирные изделия, во втором - современные произведения. Украшения выставлены в стеклянных витринах на черном фоне. Среди них - несколько шедевров Средневековья, Возрождения и XVIII  века, например, желто-оранжевая подвеска-камея XVI века из Италии с вырезанным в твердом камне женским профилем, обрамленным бронзовой рамой. Или другая подвеска,  из Испании: миниатюра в золотом обрамлении  под хрустальным экраном.  А какая рядом лежит красивая брошь XVIII  века в виде банта из серебра и берилла... В Галерее есть и множество изумительных примеров работы мастеров  XIX века: золотые украшения эпохи Ампир с крупными сердоликами, камеями и жемчугом, брошь «Банты» из жемчуга и золота в виде нескольких бантов, изящный золотой браслет начала века со стеклянными вставками и жемчугом, и золотая булавка для галстука в виде мыши, сидящей на вилке и подкрадывающейся к жемчужине.

Эпоха Модерна представлена произведениями Рене Лалика, Жоржа Фуке, Люсьена Гайара и Дома Вевер. Ар Деко и тридцатые годы получили отражение в работах Раймона Темлиера, Жана Деспре, Жана Фуке, а также легендарных Домов Моды Вендомской Площади – Бушерон и Картье. Тут просто глаза разбегаются. Нам понравилось серебряное украшение для корсажа работы Гюстава-Роже Сандоса, датированное 1900 годом, расческа из рога, золота, жемчуга и эмали того же времени от Поля и Анри Веверов, подвеска их же работы из золота, агатов, рубинов и эмали и абстрактная брошь из платины, оникса, хрустали и бриллиантов.

Коллекции из других городов Франции, а также выборочная экспозиция китайских, японских и индийских ювелирных изделий, представлены в центре зала в вертикальных витринах в виде колонн. Отдельная витрина посвящена пришедшим к нам из античности камеям, или геммам – миниатюрным сюжетам или профилям, вырезанным в камне так, что получается настоящая картина. 

В зале современного искусства находятся французские работы, созданные после 1940 года: произведения ювелиров Лины Вотрен, Альбера Дюра и художников Жоржа Брака, Александра Кальдера, Анри Лоранса и Жана Люрса. Новые формы, появившиеся в 60-70-е годы, отражаются в минималистичных украшениях Торен, Жана Дина Вана, Костанца, Анри Гаргата, Этторе Соттсасса и творениях скандинавских мастеров. А в 80-е годы во французском ювелирном мастерстве появилось новое течение: молодые дизайнеры интерпретировали коды старинного ремесла, создавая изделия, не всегда соответствующие традиционным представлениям об украшениях. Благодяря сотрудничеству с некоторыми из них известные Дома освежили свои коллекции и сделали их более современными и модными. Эти изделия, а также произведения их «коллег» из других стран завершают экспозицию.

В Галерее есть очень интересный стенд, рассказывающий о материалах, используемых при создании украшений. Какими только они не бывают! Оказывается, помимо золота, серебра и платины украшения в разное время делались из железа, стали, мельхиора. Например, во время Второй Мировой Войны эти материалы использовались в Германии для создания брутальных украшений для истинных арийцев. «Бирюльки» для нас, любимых, делают и из натуральных, природных материалов: из коралла, слоновой кости, перламутра, рога, волоса и панциря. А какими красивыми бывают фантазийные украшения из пластика и стразов... Но, конечно, чем менее дорогой материал выбирается для создания изделия, тем больше он привязан к тенденции и тем быстрее он выходит из моды. А вот «бриллиант вечен», говорит рекламный слоган одной известной ювелирной марки, и остается классическим украшением вместе с золотом и платиной.  

Глядя на эти украшения, хочется за бесценными приобретениями в следующий раз идти не на Вандомскую Площадь, а в антикварный магазин. Для тех, кто уже туда собрался, FashionTime сообщает о ценах, приведенных влиятельным французским журналом по антиквариату Antiquités Catalogue. В общем, цены не очень высокие, если это не украшения марки или подписанные известным ювелиром. К примеру, брошь-кулон эпохи Наполеона III с жемчугом и камеей из перламутра стоит 400 евро. Подвеска XIX века из зеленого, желтого и розового золота в виде амфоры с бахромой – 530. Именное и пронумерованное колье Zolotas из золота с цепочкой в виде змеи и подвеской-овном, держащим в зубах кольцо из слоновой кости, стоит уже подороже,1500. Но, конечно, это не тот уровень работы и не те драгоценности, которые выставлены в Галерее Украшений. Поэтому, если вы любите только самое  лучшее, то...просто идите в музей и любуйтесь.

La Galerie des Bijoux

Musée des Arts Décoratifs

107, rue de Rivoli
75001 Paris



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.