H&M и IKEA : шведская формула успеха

Время публикации: 10 Ноября 2006
Автор: Cофья Райфикершт

Они продают свою мебель и свою одежду по всему миру, они известны всем и каждому, а их доходы являются гарантом будущей стабильности: из года в год шведские брэнды H&M и  IKEA демонстрируют успех и процветание. Что связывает эти марки кроме страны происхождения? Общая стратегия развития, так называемая шведская формула успеха, отточенная до совершенства за более чем шестьдесят лет существования.

«Бесспорно, между нашими компаниями очень много общего, - в один голос говорят Шарлота Линдгрен и Дженни Тапер, представители Ikea и  H&M соответственно. - Основатели наших марок – Ингвар Кампрад (IKEA) и Эрлинг Перссон (H&M) – очень хорошо знают друг друга и часто встречаются для дискуссий и обменов опытом».

Обе марки была созданы также почти в одно время: 1943 и 1947 году. И, словно сговорившись, их создатели выбрали для своего бизнеса простой и гениальный принцип: предлагать максимально широкий ассортимент товаров по доступным ценам, позволяющий привлечь как можно больше клиентов. «Шоппинг является удовольствием и для богатых, и для бедных», - справедливо заметил в свое время Перссон.

H&M  начинался с магазина Hennes, что по-шведски означает «её», ведь изначально в новых бутиках продавалась лишь женская одежда. В 1968 году Перссон приобретает магазин Mauritz Widforss, торгующий охотничьим снаряжением. Сначала он добавляет в ассортимент этой сети мужскую одежду, а позже объединяет оба свои «детища» в единую марку Hennes & Mauritz, которая сегодня чаще называется аббревиатурой H&M.

Этой мегапопулярной  марке с огромным ассортиментом уже много лет удается сделать модные тенденции доступными для большинства клиентов. На аналогичном принципе строится и сотрудничество H&M с ведущими дизайнерами – Карлом Лагерфельдом, Стелой МакКартни и дуэтом Victor&Rolf. Представители среднего класса получают возможность приобрести те вещи, о которых раньше они могли лишь мечтать, – и по вполне приемлемой цене.

Название марки IKEA  - также аббревиатура, основой для которой послужили имя основателя, а также названия его имения и родной деревни: Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd. В греческом это слово схоже с «οικία» («дом»), а в финском – с «oikea» («правильный»). Ну а рифма со словом  «идея», которое в большинстве европейских языков звучит одинаково,  стала основой для знаменитого слогана.

Сначала в магазинах IKEA продавались ручки, фоторамки, часы, носки  и сотни других полезных мелочей, которые стоят недорого, но необходимы каждому. В 1947 году ассортиментный ряд марки был расширен мебелью, а спустя 8 лет IKEA занялась дизайном собственных коллекций. «Доступные решения для лучшей жизни» - вот одна из главных целей компании.

Чтобы добиться поставленной цели, оба лейбла не экономят ни на исследовании рынка, ни на связях с общественностью. У них в штате работают лучшие дизайнеры, а приглашенные звезды, такие как Мадонна, становятся настоящей сенсацией.

В фокусе внимания IKEA и H&M в первую очередь клиент. Владельцы обоих брэндов всегда знают, где находится их покупатель и что он хочет получить. Эти шведские марки, по сути, никогда не  стремились занять на рынке лидирующие позиции, но тем не менее заняли их без особого труда. И в данном случае именно ориентирование на клиента сыграло решающую роль: знать, какой стиль ищет покупатель, что нового он хочет видеть в их магазинах, и давать именно это  и является главной задачей Ikea и H&M.

Еще один общий элемент: одинаковая стратегия международной экспансии. Эти марки знают практически в любой стране, причем их доля рынка весьма велика.

IKEA имеет 212 магазинов  в 44 странах, где   работает в общей сложности 104 000 человек, H&M, в свою очередь, насчитывает 24 страны, 50 000 служащих и 1 264 бутика.

«Брэнд IKEA любят в России, Китае, Японии, по нашему глубокому убеждению, именно эти страны и являются рынком будущего. Большой интерес представляет также Индия, правда, пока не известно, откроем ли мы в этой стране свои магазины: там слишком жесткие условия для иностранных компаний», - комментируют представители марки.

Дальнейшие планы обоих брэндов впечатляют: IKEA в следующем году планирует открыть 20 крупных магазинов, создав тем самым 10 000 рабочих мест, H&M уже сейчас ведет речь о 150 новых бутиках.

Самые известные шведские марки могут стать эталонами блестящего менеджмента: семьи основателей  обоих лейблов и по сей день оказывают огромное влияние на управление. В компаниях все сотрудники имеют четкие обязанности и ясные цели, очевидную мотивацию, свободу слова, а также называют друг друга только на «ты».

Выросший в беднейшем районе Швеции ныне 80-летний Ингвар Компрад, разумеется, уже не занимает пост генерального директора: он освободил его для более молодого и энергичного преемника в 1986 году. Однако он по-прежнему осуществляет контроль над своей компанией, ведь ему принадлежит значительная часть всех ее материальных фондов.

Сегодняшний товарооборот IKEA составляет 17,3 миллиарда евро, и в ближайшие 5-6 лет компания планирует удвоить свои доходы. H&M также демонстрирует превосходные финансовые результаты: доход модного предприятия в этом году вырос на 10% . Остановятся ли на этом шведские гиганты? Вряд ли. Ведь их идеальная формула успеха уже давно превратилась в аксиому, которая является гарантом успеха и процветания.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.