Знакомое незнакомое: современная Россия глазами Vandevorst

Время публикации: 10 Января 2006
Уже достаточно давно Антверпен считается столицей мировой авангардной моды. Нестандартность взглядов обитателей этого красивого европейского города проявляется во всём: в отношениях с миром, в одежде – кажется, что почти все прохожие сбежали с какого-то концептуального дефиле – и, разумеется, в организации выставок.

Антверпенский Музей Моды (MoMu) пригласил дизайнерский дом A.F. Vandevorst, чтобы создать экспозицию в рамках проекта «Европалия–Россия-2005». Знаменитый бельгийский дуэт решил переосмыслить приевшиеся всем туристам стереотипы, связанные с нашей страной. Такие, как чёрная «волга», матрёшки, медведи – куда же без них? – чёрная икра, очереди и магическое слово «касса», универсальный маяк для всех заблудших и утомлённых душ.

Эти штампы создают искажённое представление о современной России и затеняют разнообразие ее народов, культур, стилей и исторических периодов. Объединяя эти клише в сценографию выставки, A.F. Vandevorst заставляют зрителей открыть современную Россию заново. Экспозиция построена по принципу матрёшки: она включает несколько измерений, в которых собрание одежды государственного Исторического Музея Москвы сочетается с вполне современными вещами, так что выставка «Проспект Катарины» расположен на границе между различными стилями, историческими периодами и идеологиями.

Войлочные ботики тридцатых годов соседствуют с шубами, над которыми от души «потрудилась» моль, и хромированными сапогами, когда-то принадлежавшими самому Будённому. Но бельгийские авангардисты не просто воспользовались предоставленным материалом – они включили в экспозицию массу намёков и загадок. Например, «спрятали» среди старых советских шуб свои собственные последние творения.

В выставку также включены работы российских актуальных художников. Конечно, творений Авдея Тер-Оганяна тут нет – слишком уж скандальна слава у автора «Юного безбожника» - но рядом с кокошниками присутствует двусмысленная инсталляция Александра Косолапова под названием «Когда вы в последний раз ели черную икру?»

Логическим завершением «Проспекта Катарины» является коллекция русской униформы различных периодов. По словам самих модельеров, они очень любят именно эту одежду. На стендах можно найти как гусарские мундиры девятнадцатого века, так и современную одежду, выдержанную в этой стилистике – не зря же российская военная форма была одним из основных трендов прошедшего года.

Конечно, первооткрывателями A.F. Vandevorst назвать сложно. Загадочная страна Московия интересует европейцев с давних времён. Но именно бельгийцам стоит вынести персональную благодарность за ту глубину, которая есть в их своеобразном исследовании. За то, что они не стали паразитировать на общепринятых представлениях, а раскрыли их для европейской публики. За то, что вместо использования вырванного из контекста образа они переосмыслили целый пласт российский культуры. За то, что посетители выставки – хотя бы они – будут ассоциировать Россию не только с медведями, лаптями и знаменитыми брежневскими бровями.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.