ћода в ¬енеции: назад к истокам

¬рем€ публикации: 20 »юл€ 2005

¬ эти дни в самом таинственном и загадочном месте —анкт-ѕетербурга, ћихайловском замке, проходит уникальна€ выставка «–емесло и мода в ¬енеции в XIII-XVIII веках», представл€юща€ удивительную эпоху, когда ¬енеци€ вступила на королевский престол моды.

÷ель выставки – продемонстрировать на различных исторических материалах (гравюрах, картинах, одежде, обуви, аксессуарах), как творчество венецианских мастеров превратило ¬енецию в мировую столицу моды.

¬ период с VIII по XVIII века, почти тыс€чу лет, ¬енеци€ была «самой безм€тежной республикой».   тому же, благодар€ выгодному географическому положению на јдриатике между ¬остоком и «ападом и передовой политической системе, ¬енеци€ стала одной из важнейших торговых наций, воротами к экзотическому, ман€щему и тогда еще неизвестному ¬остоку.

Ѕыстрыми темпами развивалась не только торговл€, но и мастерство ремесленников, быстро объединившихс€ в хорошо организованные цехи со своими школами и уставами. Ёти профессиональные объединени€, членство в которых было об€зательным дл€ легальной работы, стали основой венецианской республики.

”же к концу XIII века венецианцы, использу€ секреты, привезенные ћарко ѕоло из  ита€, обошли в искусстве производства шелка византийских мастеров. ј в XVIII веке св€занные с модой ремесла приобретают узко направленную специализацию. –емесленник выбирал себе зан€тие один раз на всю жизнь.

— начала существовани€ ¬енецианской –еспублики существовали определенные законы, направленные против роскоши, которые приговаривали любого, кто изобретет «новую моду», к штрафу или тюремному заключению. –егламентируетс€ даже использование в одежде определенной цветовой гаммы, котора€ должна подчин€тьс€ строгой иерархии и определ€ть социальный, экономический и политический статус нос€щего.

ѕод вли€нием ¬изантии цветами дожей и патриархов становитс€ пурпурный, аристократии – голубой. Ќо после падени€ в 1204 году  онстантинопол€ главенствующим цветом одежды того времени становитс€ кармазинно-красный, получаемый путем длительных манипул€ций с микроскопическими насекомыми, паразитирующими нам стволе средиземноморского дуба. Ётот цвет (нар€ду с белым и золотым) используетс€ только в одежде дожей и высокопоставленных сановников.

«наменитый красный, имеющий особое неповторимое свечение из-за того, что ткань полоскали в соленой воде каналов ¬енеции, пользовалс€ огромным спросом при королевских дворах ≈вропы. ќстальные знатные граждане, в зависимости от положени€ в обществе, одеваютс€ в голубые и лиловые тона, а также в вечный черный.

ћастера-красильщики хранили рецепты изготовлени€ своих красок в строжайшем секрете, рассказыва€ всевозможные отпугивающие легенды о злых демонах и духах, обитающих вблизи красилен.

ќднако, несмотр€ на законодательство, диктующее сдержанность в моде, одежда венецианцев отличалась богатством, элегантностью, разнообразием линий и стилей. Ёто мы можем наблюдать в различных альбомах-сборниках изображений костюмов различных эпох.

Ќа выставке представлен уникальный экспонат первого издани€ самого важного каталога европейской моды XVI века «ќдежда антична€ и современна€» „езаро ¬ечеллио (¬енеци€, 1590 г.) с подробными описани€ми одежды, аксессуаров и соответствующей терминологией. “реть€ часть «—борника гравюр изображений одежды различных народов» “еодоро ¬ьеро (¬енеци€, 1783 – 1790 гг.) почти полностью посв€щена русскому костюму.

ќсобый трепет вызывают иллюстрации с модел€ми женской одежды из бумаги с крохотными аппликаци€ми из ткани и тончайшей вышивкой (XVIII в.), « нига образцов шелковых бархатов» (¬енеци€, 1775-1800) и каталог с образцами кружев »забель  атанеа ѕарасоль под названием «”роки дл€ добродетельных дам» (–им, 1597 г.). ќ венецианских кружевах написаны тома по истории моды, о неповторимости узоров и невесомости и нежности изделий при сложнейшей фактуре слагаютс€ легенды. „то касаетс€ их красоты и оригинальности, достаточно представить себе кружева, сшитые знаменитым венецианским стежком с барочным украшением золотой или серебр€ной нитью или выпуклым рисунком листьев, иллюстрирующим экзотичность растительного мира —реднего и ƒальнего ¬остока.

 ак правило, кружева использовались дл€ отделки манжет и воротников. ”никальные по рисунку, цвету, в€зке, плетению, шедевры венецианского мастерства пережили врем€, сквозь века донес€ до нас теплоту рук их создателей.

јксиома, что лучший портной – это мужчина, была известна еще венецианцам XIII века. ∆енщины в то врем€ выполн€ли лишь отделку, украшение и вышивку. »нтересен факт, что новую моду диктовали не портные, а заказчики, которые самосто€тельно выбирали ткани и модели. ѕортной ограничивалс€ лишь выбором подкладки и, собственно, кройкой и шитьем.

—уществовал даже закон, запрещавший портным вводить новые стили, так как считалось, что это может повлечь за собой большие расходы дл€ заказчика (в 1340 г. затраты на изготовление нар€да дл€ девушки из семьи городской аристократии равн€лись годовому заработку ремесленника).

ѕоэтому дл€ поддержани€ репутации венецианские портные полагались на свой профессионализм, а не на способность создавать новые модели. Ќапример, покрой тоги венецианского дожа не мен€етс€ веками. ¬ зависимости от времени года она шьетс€ из сукна или шерсти, бархата или шелкового дамаска и подбиваетс€ ценными породами меха. Ќа плечо особым образом накидываетс€ длинна€ «туника» из специального рельефного бархата с геральдическим рисунком.

ќбращает на себ€ щегольство, тщательность подхода и богатство вкусам мужской моды. „его только сто€т мужские жилеты с заостренными боковинами, круглым вырезом по шее и карманами под накладными клапанами из белого шелкового атласа с цветочными узорами, вышитыми шелком, золотом и серебром. »ли Cuoietto (носилс€ поверх камзолов) из замши, расшитой зеленым шелком, галунами и позолоченным серебром, с подкладкой из конского волоса, ночные колпаки из парчи, тафты и атласа.

Ѕольшими оригиналами и новаторами были венецианские сапожники. »х изобретательность про€вл€лась в большом разнообразии форм и моделей, особенно женской обуви, котора€, как правило, далеко не отличалась практичностью. “ак, мода на платформу дл€ женской обуви означала, что часто женщина не могла передвигатьс€ без помощи двух людей, поддерживающих ее с обеих сторон.

ѕожалуй, самый запоминающийс€ экспонат выставки – туфли на платформе 52 см (¬енеци€, конец XV в.) из дерева и кожи белого цвета. Ќесмотр€ на запрет носить обувь на подошве больше 9 см, венецианцы носили туфли на платформе, намного превышающей допустимую высоту. Ёто еще раз подчеркивает слабость венецианцев к новому, а иногда и шокирующему стилю.

ќсобыми любительницами подобных высот слыли куртизанки (кстати, в венецианском обществе к привычному нам смыслу слова «куртизанка» необходимо добавить «дама с хорошими манерами, образованна€ и начитанна€, умеюща€ играть на музыкальных инструментах, танцевать, писать стихи и поддерживать легкую непринужденную беседу»).

ќбувь той эпохи изготовл€лась в тон платью из кожи, шкур, вышитой тафты. ќб€зательно на подкладке. — всевозможными пр€жками и даже липучками. ѕрототипом современных сабо были так называемые «мулы», туфли с закрытым носом и открытой п€ткой без застежки, изготовл€емые из кожи мула.

¬ конце XVIII века, после падени€ –еспублики, сапожники практически исчезли. “о небольшое их число, которое осталось в мастерских, в основном было вынуждено выполн€ть скромные заказы или ремонтировать старую обувь. » все же именно здесь в конце XIX века произошло второе рождение этого ремесла в современной обувной промышленности, котора€, развившись и окрепнув, превратилась в мирового лидера обувной моды.

¬ажное место в истории венецианской моды занимают галантерейщики (marzeri). ѕоскольку стили одежды могли мен€тьс€ только постепенно, в св€зи с высокими затратами и строгими законами, именно галантерейщики могли с помощью новых украшений и аксессуаров измен€ть одежду и становитьс€ законодател€ми моды. ¬ цех marzeri входили шл€пники (baratteri), изготовители женских шл€п (cappelleri), лент и шнуров (passamaneri), кружев и тесьмы (stringheri), очков (occhialeri) и т. д.

ѕриглушенный свет выставочных витрин аккуратно ложитс€ на золото. »м покрыты…пуговицы. явл€€сь самосто€тельным аксессуаром, пуговицы изготовл€лись из серебра, меди, дерева, расшивались еле заметной шелковой нитью. Ќа одной пуговице можно рассмотреть маленькую коробочку. ¬ то галантное и неповторимое в своем из€ществе врем€ такие крохотные дамские тайнички служили дл€ хранени€ ароматных засушенных трав.

» конечно, бессменный аксессуар насто€щей дамы – сумочка. »з глубины веков на нас смотр€т миниатюра из твердого картона цвета красного вина, по форме напоминающа€ морскую раковину, сумка из белого меха и коричневой кожи тончайшей выделки, сплетенный из серебр€ных нитей мешочек.

¬нимание привлекает один, на первый взгл€д неприметный, экспонат – сумочка из зеленого атласа, расшитого белым и желтым шелком, с неизвестными инициалами по обеим сторонам…  то сжимал в руках этот маленький шедевр?  акие тайны хран€т две вышитые буквы? Ќе узнать никогда.

Ќам остаетс€ бродить по парадным залам ћихайловского замка, представл€ть свою историю туфель, пуговиц, шкатулки, обувной отвертки… и безмолвно любоватьс€ непреход€щими вековыми ценност€ми, бережно сохраненными глубиной времени.

“екст подготовлен по материалам выставки «–емесло и мода в ¬енеции в XIII-XVIII веках»


 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
¬етровка с капюшоном
AMPTHILL TERRA PUT
 оротка€ рубашка
“апочки ECO-OZ
 ардиган
Ѕотинки ECCO
Ѕазова€ футболка
 оврики комнатные ARLONI
Bygakoff Ѕрошь 187633
ƒжемпер
SNEAKERS U.S. Polo Assn.
Shams Ѕраслет 122880
Ѕосоножки MELROSE
 уртка HUSKY
Ћосьон дл€ рук и тела AVALON ORGANICS
“опы, 3 штуки VIVANCE
 остюм
“русы John Richmond

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.