Модные кадры: состояние рынка труда в современной fashion-индустрии

Время публикации: 8 Сентября 2009
Автор: Роман Сидоров
Алексей Захаров
Алексей Захаров
Андрей Бурматиков
Андрей Бурматиков
Лариса Акулова
Лариса Акулова
Сергей Душин
Сергей Душин
Антон Ильенков
Антон Ильенков
Российская fashion-отрасль как сегмент легкой промышленности — явление интересное, сложное и противоречивое. Сегодня она интенсивно развивается, ежегодно появляются новые марки самого разного уровня, увеличивается международный престиж существующих брендов, столичные компании ведут активную экспансию в регионы, а региональные дизайнеры пытаются открывать бутики и корнеры в столицах. Все эти процессы немыслимы без достаточного кадрового ресурса. В каком состоянии сейчас находится кадровый вопрос? Как на количество вакансий влияет кризис? Есть ли смысл начинать карьеру в модной сфере, и какие специальности наиболее востребованы?

Сытый центр

Анализ ситуации методом экспертного опроса выявил вполне предсказуемую закономерность – на уровне столиц fashion-индустрия практически не испытывает кадрового голода ни по одному из направлений. Во многом этому способствует стабильный отток специалистов из регионов, уверенные темпы роста рынка одежды и его достаточная мобильность, позволяющая легко и относительно безболезненно модифицироваться под влиянием  экономической рецессии.  «Проблемы кадрового голода в индустрии моды сейчас – на рубеже 2009–2010 годов — практически нет. Вследствие кризиса многие бизнесы сократили штаты. В то же время и проблема трудоустройства не так остра, как, может быть, в других сферах, — комментирует директор отдела консалтинга компании Fashion Consulting Group Андрей Бурматиков. — В первой половине 2008 года на подъеме экономики рынок одежды демонстрировал высокие темпы роста – порядка 15-18% по сравнению с предыдущим годом, поэтому остро ощущалась нехватка кадров в специализированных областях – коммерческом управлении, категорийном менеджменте, маркетинге, визуальном мерчендайзинге в индустрии моды».

Несколько иные сведения — о растущем кадровом спросе под влиянием кризиса — сообщает президент рекрутингового портала SuperJob Алексей Захаров: «К концу 2008 года количество вакансий в разделе «Индустрия моды» сократилось в 4,5 раза. Стабильный рост предложений в этом сегменте мы стали отмечать с марта 2009 года.  В период с марта по август число вакансий в разделе «Индустрия моды» увеличилось на 25%. Структура регионального спроса идентична московскому, однако предлагаемые заработные платы составляют 50-70% от уровня столичных предложений».

При этом, как отмечает Алексей Захаров, наибольшее количество вакансий – более 33% из 340, приходится на должности конструктора, модельера, конструктора-модельера и технолога производства. Для этих специалистов зарплатные предложения находятся в диапазоне от 20 до 80 тысяч рублей.

Постшоковый синдром

Весенний рост количества вакансий можно объяснить выходом из кризисного шока, когда по осени руководители предприятий, напуганные мрачными перспективами, начали значительное сокращение штатов, а затем были вынуждены заново открыть вакансии, чтобы продолжить эффективное функционирование. Однако грядущей осенью некоторые эксперты прогнозируют рост безработицы в модной индустрии. Например, глава европейского Совета по экспорту текстильной продукции (EFTEC) Рейнхард Допфер (Reinhard Doepher) считает, что до конца года нашу страну покинет 30% всех европейских компаний и брендов — около 15000, что приведет к увольнению множества квалифицированных сотрудников. Российские аналитики менее пессимистичны в оценке ближайших перспектив. В комментарии порталу bloomberg.com президент компании Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс сообщила о возможном 10-20-процентном сокращении зарубежных компаний и добавила, что их места могут быстро занять другие импортеры, например, из Китая и Турции. Это означает, что значительных потрясений на кадровом рынке ожидать не стоит. Такой точки зрения придерживается и Андрей Бурматиков: «Кадровая ситуация в индустрии останется довольно стабильной. Одежда будет первым сегментом, который быстро восстановится после кризиса, причем уже на этапе стабилизации экономики. Ситуации достаточно достигнуть «дна», чтобы затем потребители увидели перспективу пусть медленного, но роста, а следовательно, в обществе изменилась эмоциональное настроение – на позитив, а следовательно – на потребление. Покупка одежды – это первое, что позволит людям быстро выразить смену настроения (начало нового цикла жизни), так как  она доступна потребителю в стесненных финансовых условиях (не автомобиль же или жилье сразу покупать)». Впрочем, здесь может сыграть свою роль и отложенное потребление, особенно осенью – когда рачительно настроенные люди покупке обновки предпочтут сдать в ремонт зимнюю одежду, воспользоваться услугами химчистки или потратить деньги на мелкий ремонт машины или квартиры. Этот фактор способен замедлить быстрое посткризисное восстановление fashion-рынка.

В целом положение на столичном fashion-рынке можно считать стабильным и благоприятным для дальнейшего становления и развития отечественной индустрии моды — для этого как минимум есть необходимый кадровый резерв. Совсем другая картина сформировалась в регионах, где проблема дефицита квалифицированных сотрудников остра как никогда.

Дефицит знаний

«Ситуация в российской моде такова, что дизайнеры как были наедине со своими идеями, работами и творчеством, так и остались, — комментирует продюсер российско-британского форума моды в Екатеринбурге и проекта FASHION WE'EKATERINBURG, бренд-директор Сергей Душин. — Рядом с ними не появляются организаторы производственного процесса, грамотные менеджеры и администраторы. Не хватает людей, которые бы помогали реализовать дизайнерские замыслы, находили места для размещения заказов, контролировали качество производства, занимались ценообразованием, формировали сеть сбыта, решали вопросы брендинга и продвижения — пока весь этот ворох проблем вынуждены разгребать сами дизайнеры. Если бы у них в команде оказались не обязательно профессионально искушенные люди, но понимающие список задач и способы их решения, ситуация бы гораздо лучше. Другая важная проблема — это отсутствие в отечественной модной индустрии института байерства, что особенно остро ощущается в регионах».

Дизайнеры-практики помимо сложностей с организацией брендинга видят и более банальную проблему. «У нас элементарно некому шить! Найти грамотного закройщика или портного — очень большая удача, — рассказывает владелица дизайн-студии Лариса Акулова (Северодвинск). — Если раньше можно было взять молодого выпускника техникума или училища, поработать с ним, чтобы он отвечал нашим требованиям и стандартам, то с последними закрытиями ряда профессиональных учебных заведений такого выбора просто нет. Возможно, придется учить людей самостоятельно, инвестировать в их образование. Но опять же, как только человек достигает определенных успехов, он сразу уезжает в поисках больших карьерных перспектив в центральные города страны».

Недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки конструкторов, закройщиков и портных отмечают практики и в других городах страны. Особенно остра проблема соответствия полученных знаний современным технологиям. «Я с удивлением сталкиваюсь с плохими знаниями по материаловедению у некоторых исполнителей, — подтверждает мысль директор компании по поставкам тканей «Miracle» Ольга Грымова (Архангельск). — Производители не стоят на месте, развиваются технологии, дизайнеры пробуют различные сочетания волокон, красители, поэтому каждая ткань индивидуальна, и чем она дороже, тем более бережного отношения требует. К сожалению, не все мастера понимают это, не у всех достаточно опыта обращения с такими материалами. Они часто обрабатывают их по старинке, а в результате виноватыми оказываются либо ткань, либо фигура».

С тем, что уровень подготовки специалистов в профильных заведениях не отвечает современным требованиям, согласен и креативный директор марки Anton Ilyenkov Designe Антон Ильенков (Екатеринбург): «Например, в нашем городе лишь одно заведение готовит профессиональных портных и закройщиков  — оно дает большой объем практики и теоретических сведений, но не развивает композиционного мышления и важных для дизайна и работы навыков рисования. В другом месте отлично преподают эскиз, учат правильно мыслить и большое внимание уделяют рисунку, но выпускники совершенно не умеют шить. А я считаю, что для эффективной работы даже у портного должно быть некоторое представление обо всех этапах создания коллекции – от дизайнерского скетча до готовой вещи».

In summa

Таким образом, в целом для всей российской модной индустрии характерен дефицит специалистов в области fashion-менеджмента. Кстати, по мнению директора отдела консалтинга компании Fashion Consulting Group Андрея Бурматикова это наиболее перспективная сфера для карьерного роста: «Самыми востребованными специалистами индустрии моды в ближайшие 3 – 5 лет станут баеры/бренд-менеджеры/категорийные менеджеры – названия одной и той же сферы деятельности – коммерческое планирование и управление товарного запаса и ассортимента как в ритейле так и в производстве торговых марок». Проблема лишь в том, что качественное и современное образование по этим специальностям можно получить в очень ограниченном количестве учебных центров.

Один из них, кстати, создан усилиями компании Fashion Consulting Group на базе Высшей Школы экономики (ГУ ВШЭ) – это «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды», который предлагает как длительные учебные курсы (от 1,5 до 2 лет), так и краткосрочные программы (2-3 месяца). Ключевые направления обучения – это «Стратегический менеджмент в индустрии моды» (по программам MBA), «Бренд-менеджмент», теория и практика визуального мерчендайзинга, PR и другие. Помимо столь масштабных образовательных программ, Fashion Consulting Group проводит корпоративное обучение, тренинги и семинары, в том числе с участием ведущих зарубежных экспертов.

Фундаментальное образование в индустрии моды также можно получить в Центре MBA в МГУ, где действует двухгодичная программа «MBA – Индустрия моды». За время обучения слушатели рассматривают широкий круг тем – от истории костюма и моды, до правовых аспектов, вопросов менеджмента, ритейлинга и мерчендайзинга, проходят стажировки в Милане или Нью-Йорке. Так же, действуют годичные курсы «Теория моды», «Арт-рынок» и «Модный бизнес».

Подготовкой специалистов индустрии моды по направлению «Master of Arts: Fashion & Marketing» занимается и Московский Государственный Университет Дизайна и Технологии, который является аккредитованным партнером парижской школы ESMOD INTERNATIONAL FASHION UNIVERSITY GROUP. Программа, рассчитанная на три семестра, состоит из четырех блоков и направлена на формирование навыков и оптимального объема знаний для успешного создания и развития бренда, продвижения товаров. Помимо основных дисциплин, слушателям предоставляется возможность бесплатного изучения французского языка, что может быть очень кстати при прохождении стажировки в Парижской школе дизайна ESMOD. Выпускники программы получают диплом магистра индустрии моды и государственный диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Менеджмент организации».

Помимо администраторов  и управленцев стабильно высокий  спрос, а особенно в регионах, останется  непосредственно на «производственников» — закройщиков, портных, конструкторов. Причем, чем более актуальными знаниями будет обладать соискатель, тем выше его ценность в глазах потенциального работодателя. И если разрешить дистанцию между учебной программой и современной практикой профильные заведения пока неспособны, то следует уповать только на самообразование и постоянное совершенствование навыков.  

«Для руководителя производства в вакансиях обычно требуется наличие профильного высшего образования, знание всего технологического процесса в соответствующем производстве и опыт работы в аналогичной должности от 5 лет. Для менеджеров по продажам  необходимо высшее/неполное высшее  или среднее специальное образование и опыт работы в продажах определенной группы товаров от 1 года. Для мастеров достаточно опыта работы от одного года в аналогичной должности», - добавляет президент рекрутингового портала SuperJob Алексей Захаров, к чьему мнению прислушиваются профессионалы отрасли. Напомним, что на сегодня SuperJob.ru считается наиболее оптимальным порталом для поиска работы в системе модной индустрии. В базе данных сайта собрано наибольшее количество вакансий (340),  причем около 40% - от зарубежных компаний.

Если вы еще  только учитесь, то можно попробовать  «напроситься» на учебную/производственную/преддипломную  практику в интересующую вас компанию, ну а дальше – все зависит от того, насколько грамотным специалистом вы себя проявите. Однако если после практики вам откажут в трудоустройстве, то попросите рекомендации – они могут сыграть решающую роль.

Еще один отличный шанс найти достойную работу в желаемой области представится с 6 по 9 сентября — в этот период в ЦВК «Экспоцентр» пройдет выставка моды CPM, в рамках которой будет работать Деловой центр, о чем, кстати, Fashion Time уже рассказывал.



Полезная информация:
www.superjob.ru - портал №1 для размещения и поиска вакансий в fashion-индустрии

www.fashionconsulting.ru - must-have для всех желающих повысить свою квалификацию в fashion-индустрии, а также оставить резюме или заявку на вакансию


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Anna_A
14 Сентября 2009
Со всеми согласна, и со скептиками, и с оптимистами, поэтому суммирую: да, всё фигово, рынок не развивается в нужном направлении (это я про дефицит новых российских имён), профессионалов индустрии недостаточно (если не совсем нет) и ещё много много минусов...поэтому предлагаю всем дружно взяться за дело, а не биться в истерике, что всё плохо ))
Wanna_Frost
11 Сентября 2009
2_Андрей,
мне об этом и хотелось сказать, что во-многом тут могли бы помочь журналисты, которые вместо того, чтобы на Недели моды ходить потусить и пообмениваться ужимками, ходили туда работать и писали не дежурные обзоры за ради того чтобы отписаться, а нормальные статьи и тренд-анализ.
И, пожалуй, у нас как нигде работает принцип "Нет пророка в своем Отечестве". Кто мешает журналистам находить новые имена и PR-ить их? - никто, кроме собственной лени. Куда проще орать "У нас нет толковых дизайнеров!", чем искать их и помогать им, как это делается во всем остальном мире.
Андрей
10 Сентября 2009
никто российскую моду не поддерживает, все развивается по принципу - спасение утопающих дело рук самих утопающих!!!! Модные магазины не хотят продавать российских дизайнеров, а глянцевые журналы, все это Воги-щмоги пишут про одних и тех же!!!!! Нина-донис и Чапурин в каждом номере!!!! ( ну у них и так все прекрасно!!!!!) smile:-))))
Wanna_Frost
8 Сентября 2009
2 Анна,
можно регулярно причитать о том, что "в стране нет индустрии моды, дизайнеров" и т.д., а можно делать что-то, чтобы изменить ситуацию. В конечном итоге, ткани можно в Китае закупать, как это делают в Екатеринбурге, например.
Маша
8 Сентября 2009
О какой индустрии тут идет речь? три с половиной текстильные фабрики, пара достойных дизайнеров, две никому не нужные Недели Моды и никакой господдержки???

Fashion Consulting Group - шарлатаны, которые сами не знают о чем говорят, а если говорят, то много и не о чем! В особенности госпожа Лейбсак-Клейманc, которая ни чем не примечательна кроме своей фамилии.
Анна
8 Сентября 2009
все это не профессионально. как не было в россии индустрии моды так и нет. о чем говорить??? некому здесь это не нужно, нет тканей, швейных фабрик, да и магазины... все хотят продавать иностранные шмотки, ну а русские люди их покупать соответственно. умерла россиийская мода, не успев родиться!!!!
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.