Венецианская биеннале 2009: основные вехи

Время публикации: 7 Августа 2009
Автор: Наталья Смирнова
Tobias Rehberger
Tobias Rehberger
«Death Row» Ivan Navarro
«Death Row» Ivan Navarro
Michelangelo Pistoletto
Michelangelo Pistoletto
Каждые два года Венеция – город воды и гондол – на несколько месяцев превращается в мировую арт-столицу. С 7 июня по 22 ноября здесь проходит 53-я биеннале современного искусства. В этом году главная тема, задающая концепцию фестиваля, – «Создавая миры» («Making Worlds»); куратором назначен философ и арт-критик Даниель Бирнбаум (Daniel Birnbaum).

Венецианскую биеннале часто называют «Олимпийскими играми в области современного искусства», и подобное сравнение вполне оправдано: в последние годы в конкурсе принимают участие несколько десятков национальных представительств, а победа обеспечивает призеру высокий статус в мире современного искусства.

Художественные павильоны располагаются в разных частях города: в саду Джардини (Giardini), в выставочном комплексе Арсенале (Arsenale), многочисленных двориках, старинных палаццо и даже храмах. Говорят, что обойти всю экспозицию даже за неделю невозможно.
 
Одним из показательных событий первых дней фестиваля стал перформанс итальянского художника Микеланджело Пистолетто (Michelangelo Pistoletto). «Создавая миры», он прибегнул к драматизму: безжалостно разбивая огромные зеркала, он напоминал нам о мире, где бытие невозможно без эмоций, конфликтов и боли.
 
Еще одной удивительной задумкой по праву можно назвать скандинавский павильон, выставленный как будто недвижимость на продажу. Экспозиция посвящена увлечениям бывшего хозяина-коллекционера. И в то время, пока зрители с интересом рассматривают витрины, тело его плавает в домашнем бассейне.

Помимо выставок основной программы на биеннале в Венеции открылся новый музей, где представлены произведения из коллекции Франсуа Пино (Francois Pinault) – французского магната, владельца модных брендов и аукционного дома Christie's. Здесь собраны лучшие, по мнению владельца и его кураторов, и самые дорогие работы современных художников.

Вторым крупным спецпроектом стала выставка известного британского художника Джона Уэсли (John Wesley), подготовленная Фондом Прада под руководством Миуччии Прада (Miuccia Prada). Открытие проходило на высшем уровне – его посетила целая толпа влиятельных людей и ценителей современного искусства.

Российский проект, который в этом году курирует Ольга Свиблова – руководитель «Мультимедийного комплекса актуальных искусств» – озаглавлен «Победа над будущим». В числе его участников заявлен художник и литератор Павел Пепперштейн, Алексей Каллима, Ирина Корина, Анатолий Журавлев, Андрей Молодкин, Георгий Острецов и Сергей Шеховцев.

Одной из центральных композиций российского павильона стал необычный фонтан из скатертей Ирины Кориной. Александр Пономарев, чьи креативные подводные лодки уже видели в таких городах, как Люксембург, Париж и Москва, на этот раз решил удивить посетителей Венецианской биеннале. Его расписная подлодка всплывает прямо из вод Большого канала. Оригинальную персональную выставку «Осторожно! Музей» представляют художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. На обычных холстах встретились образы классического искусства и современные медийные персонажи, но главная интрига заключается в том, что в каждую картину встроена маленькая камера, фиксирующая реакцию зрителей. Далее в отдельном зале эти забавные записи может увидеть каждый посетитель – таким образом современные художники стремятся к интерактиву в буквальном его понимании.
 
Московский центр современной культуры «Гараж» представляет в этом году мексиканского художника Гектора Замору (Hector Zamora). Он удачно вводит в программу фестиваля тему дирижаблей, создавая у зрителей настроение легкости и воздушности. Один из его арт-объектов в буквальном смысле застрял в узкой венецианской улочке поблизости от здания Кордерия.

Украинская делегация удивила представителей масс-медиа, выбрав в качестве своего куратора Владимира Кличко. К сожалению, о самом проекте иностранная пресса отзывается более скупо, чем о присутствии известного боксера. Расположенная в одном из красивейших особняков Венеции, украинская экспозиция в стиле мрачного барокко демонстрирует посетителям воображаемые декорации к съемкам фильма. Летающее платье, которое норовит измазать краской настойчивая кисть, деревянный манекен на велосипеде и первый этаж, засыпанный невероятно мягким белым песком, – вот, пожалуй, главные объекты этой выставки.

Еще одним новшеством биеннале в этом году стало участие поэтов. По аналогии с основной темой проект называется «Создавая слова» («Making Words»). В течение нескольких дней, каждый из которых носит свое название – «Хлеб», «Воздух», «Вода» и «Земля», поэты читают стихи. Но это еще не все: поэтические строки в интерактивном режиме сопровождаются красочными иллюстрациями художников.

Что касается наград, то «Золотого льва» за лучшую экспозицию в этом году получил американский художник Брюс Науман (Bruce Nauman) и его «Топологические сады» («Topological Gardens»). Фасад павильона США украшен мигающими неоновыми надписями, где «Справедливость» сменяется «Алчностью», а «Надежда» оборачивается «Завистью». Внутри — еще множество произведений одного из самых уважаемых в мире концептуалистов.

«Серебряный лев» достался Натали Юрберг (Nathalie Djurberg) – лучшей молодой художнице из Берлина, — за экспозицию «Эксперимент» («Experimentet»).
 
Лучшим художником биеннале стал немец Тобиас Ребергер (Tobias Rehberger) – за инсталляцию «То, что ты любишь, вызывает у тебя и слезы» («Was du liebst, bringt dich auch zum Weinen»).
 
«Золотые львы» за вклад в искусство были присуждены Йоко Оно и Джону Балдессару.

Резюме FashionTime: Безусловно, подводить итоги биеннале 2009 пока рано, но говорить об общих тенденциях можно. Как утверждают критики и наблюдатели, со времени предыдущего фестиваля кардинальных сдвигов и изменений в современном искусстве не произошло. Разве что стало заметно меньше «заигрываний» с чисто политическими темами, а также произошла ощутимая переориентация с широкого использования видеоарта на более осязаемые способы воздействия на зрителя: начиная с аудиоинсталляций и заканчивая  использованием запахов.

Кроме того, несмотря ни на какие экономические трудности, буквально каждой метр выставочной площади занят тем или иным объектом искусства. Кризис кризисом, а культурная жизнь бьет ключом. Как утверждает сам куратор биеннале Даниэль Бирнбаум,
«искусство — это больше чем вещь, больше чем товар, это способ видения, который может изменить мир».
 
 


Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
fnvciel
10 Августа 2011
fJO7NI <a href="http://opdjeksaqbqx.com/">opdjeksaqbqx</a>
gymprkzqnuk
9 Августа 2011
V2J5ue , [url=http://radyilahklrs.com/]radyilahklrs[/url], [link=http://jvnhldntsryq.com/]jvnhldntsryq[/link], http://dmrvhrkkblps.com/
wpxhqaaf
8 Августа 2011
x345Te <a href="http://yxdxhwewjgto.com/">yxdxhwewjgto</a>
Janet
7 Августа 2011
I wanted to spend a mitune to thank you for this.
Профиль
17 Июля 2010
Очень интересно!
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.