ќльга ћихайловска€: "ћолодые журналисты пишут о моде жуткими штампами"

¬рем€ публикации: 15 Ќо€бр€ 2012
»сточник: FashionTime.ru
ќльга ћихайловска€†–†один из самых профессиональных и востребованных авторов гл€нцевых журналов в нашей стране. –аботу гл€нца ќльга знает изнутри: в разное врем€ она работала редактором российского VOGUE, директором моды ELLE и IN STYLE, а также креативным директором CITIZEN K. Ќа ее счету интервью с такими культовыми дизайнерами, как ћиучча ѕрада (Miuccia Prada), –аф —иммонс (Raf Simons), Ёди —лиман (Hedi Slimane)†и ∆ан-ѕоль √отье (Jean-Paul Gaultier), а также фотосъемки со многими известными мировыми фотографами, среди которых ƒжошуа ƒжордан (Joshua Jordan), Ћуис —анчес (Luis Sanchez)†и  еннет ¬иллард (Kenneth Willardt). ѕо просьбе ћаксима јгаханова она стала ведущим преподавателем зимнего интенсива по фэшн-журналистике† Ѕританской высшей школы дизайна и ответила на вопросы FashionTime.ru о новом профессиональном опыте.


” вас большой опыт работы в медиа. —лучалось ли вам раньше преподавать?
– ¬ середине 90-х годов € читала в ѕетербурге смешной спецкурс «Ќовейшие тенденции» дл€ дизайнеров одежды в ћухинском училище, там же рецензировала дипломы. Ёто был не преподавательский, но весьма ценный опыт. ¬ ћоскве € довольно много читала лекции и проводила мастер-классы, так что, думаю, с ролью ведущего преподавател€ справлюсь.

ќ чем вы будете рассказывать в рамках курса?
– ћы затрагиваем все аспекты фэшн-журналистики. ћы с куратором составили программу так, что получилс€ сугубо практический курс. я буду рассказывать, из чего складываетс€ професси€ фэшн-журналиста и как делать конкретный материал: портрет дизайнера, интервью, тренды, истори€ бренда и т. д. ѕо каждой лекции будет домашнее задание.

“акже будем боротьс€ со стереотипами. Ќапример, мужчины, которые начинают писать дл€ гл€нцевых журналов и имеют, как им кажетс€, более серьезный искусствоведческий бэкграунд, в силу российской ментальности уверены, что гл€нец – это работа дл€ идиотов, и писать нужно, ориентиру€сь на дурочек, которые будут это читать. Ёто всегда ужасно, потому что многие талантливые журналисты на нашей территории допускают глупые ошибки, даже когда пишут про кино.

ƒруга€ беда – арми€ выпускников факультетов журналистики (никого не хочу обидеть, но придетс€), которых обучают какому-то абстрактному предмету не очень высокого качества. ¬ –оссии много людей, хорошо пишущих от природы, это исторически страна слова. Ќо у нас не приучают к тому, что, когда ты о чем-то пишешь, ты должен это в первую очередь понимать, должен разбиратьс€ в сути €влени€, а не просто св€зывать слова в фразы.

ћолодые журналисты пишут о моде жуткими штампами! ¬се слащавое, бессмысленное. я считаю: очень важно, когда человек пишет про моду, чтобы он понимал, что в моде есть серьезна€ суть, отсылки к истории, к искусству, к кино, к литературе. „тобы он это видел, осознавал. ѕисать можно не так красиво, но зато по делу.

ћо€ любима€ рубрика на сайте журнала Interview††смешные пресс-релизы, которые приход€т редактору отдела красоты. Ќо, возможно, поэтому многие считают сотрудников гл€нца снобами.
– Ёто не так. ≈ще одно распространенное заблуждение, которое поддерживаетс€ дурацкими фильмами и книгами.  стати, не только у нас. «ƒь€вол носит Prada» – это безобразное произведение, порочащее индустрию. ћальчикам и девочкам, которые идут за легкой красивой жизнью в фэшн-журналистику, приходитс€ нелегко. ” нас многие профессии нивелированы, и потому наблюдаетс€ кризис профессионализма почти во всех сферах, а в области PR это наиболее заметно. ѕиар-специалисты должны понимать, как работает фэшн-редактор, им этот курс будет очень полезен. Ћучшими пиарщиками в области моды станов€тс€ те, у кого есть опыт работы в гл€нцевых журналах.

ƒолжен ли журналист разбиратьс€ в профессии и навыках дизайнера одежды?
– Ёто помогает, знаю по себе. я начинала работать в ужасном месте — Ћенинградском доме моделей, на самом его излете. Ёто было простое советское производство, фабрика, куда надо было приходить на работу в 8.30. Ёто был страшный сон. Ќо позже € пон€ла, насколько это было полезно. я увидела кухню близко: конструкцию, крой, технологии. ” многих западных журналистов этот опыт тоже есть. я вижу, как они оценивают коллекцию, могут, например, обратить внимание на качество кро€.

Ёто позвол€ет самому не становитьс€ заложником пиара. Ќапример, когда —телла ћаккартни начинала работать в Chloe, ни одно ее платье нормально не сидело. ѕон€тно, что она не кроит сама, но она не могла нан€ть грамотного конструктора. ј про јлександра ћаккуина все было пон€тно с первой минуты: он сам, по сути, работал закройщиком. ¬ажно понимать, правильно сидит плечо или не правильно, где это нарочитые сбитые пропорции, а где человек просто не владеет ремеслом. ќчень легко, облада€ таким опытом, оценивать российских дизайнеров, которые пока не могут похвастатьс€ высоким профессионализмом.

я также считаю, что базовым знанием дл€ журналистов €вл€етс€ люба€ визуальна€ культура, оп€ть же - истори€ искусства, театр, кино. Ѕез этого невозможно быть в профессии. Ёту базу можно набрать самосто€тельно, главное –†любить то, чем ты занимаешьс€.

„то происходит с индустрией гл€нцевых изданий? ћне кажетс€, что произошло некое усреднение и формат одного журнала трудно отличить от другого.
– ” мен€ ощущение, что индустри€ застыла. 15 лет назад, когда мы запускали русский Vogue, казалось, что все в таком зачаточном состо€нии, но вот пройдет год-два-три, максимум п€ть, и все будет так же, как за рубежом. Ётого не произошло. ¬ том числе и потому, что мало людей понимают и знают, как делать правильное издание: не бо€тьс€ оформл€ть его в рамках, прин€тых в цивилизованном мире. Ѕез этой провинциальной ссылки «это лучшее, что у нас есть». ћожет, € максималист, но € считаю, что нельз€ самим себе занижать планку, нельз€ делать вид, что это не ћосква, а Ћондон. Ёто ћосква. Ќо критерии качества должны оставатьс€ теми же самыми. ∆урнал «јфиша», который все врем€ делал вид, что у нас тут не ћосква, а Ћондон, в этом плане сослужил не лучшую службу.

¬се издани€ стали похожими друг на друга.  то-то несколько лет назад в шутку даже предлагал сделать объединенную редакцию. Ёто про то, что € говорю: нельз€ бо€тьс€. ¬ысокохудожественные издани€ должны держать планку и не бо€тьс€, что их не поймут. ≈сли сделать хорошо, поймут.

Ќо не будем забывать, что гл€нец сильно зависит от рекламодателей, и у пишущего фэшн-журналиста степень свободы не так высока. √л€нцевое издание в принципе не подразумевает никакого критического взгл€да. ≈сли ты пишешь об этом €влении, значит, оно тебе нравитс€. ќ чем бы ни шла речь: дизайнер, меропри€тие, новый бренд. ѕишем — значит нам нравитс€. ј если не нравитс€, мы об этом просто не пишем и молчим. Ёто така€ идеальна€ картинка.

ѕон€тно, что, если что-то нам не нравитс€, но это материал нашего рекламодател€, ситуаци€ немного ина€. я никогда не видела здесь большой трагедии и считаю, что это оп€ть же вопрос профессионализма. я понимаю, что любую самую некрасивую вещь можно сн€ть красиво, и хороший стилист это сделает. ѕисать о плохой коллекции сложно, но можно найти в этом что-то занимательное, проследить историческую параллель, например. ¬сегда можно выкрутитьс€, хот€ это не всегда честно по отношению к читателю.

‘эшн-блогеры и интернет-медиа вли€ют на качество журналистики?
– ≈сть арми€ любителей тр€пок, которые ежедневно публикуют свои непрофессиональные, ни к чему не об€зывающие заметки. »х читают такие же любители тр€пок. Ёто отдельна€ истори€, котора€, к сожалению, в целом планку снижает. ѕисать может любой, субъективно, без опыта и каких-либо знаний.

ј есть материалы, которые просто размещены в »нтернете. ≈сть серьезные авторы, например, мой любимый портал The Business of Fashion — это мегапрофессионалы. –азницы никакой нет, просто в »нтернете сейчас получать информацию удобнее.

“ри года назад фэшен-блогеров носили на руках, а сейчас мне все больше попадаютс€ критические заметки на этот счет, потер€ независимости, продажность вли€тельных блогеров, которые теперь более ангажированы, чем журналисты гл€нцевых изданий.

–† ого бы вы хотели видеть среди слушателей на этом курсе?
– я бы хотела видеть поменьше людей с факультета журналистики и больше людей с искусствоведческим образованием. ¬ эту сферу должны приходить именно такие люди. ”спех газеты « оммерсант», например, начиналс€ с того, что они не брали в штат людей с журналистским образованием. ѕрофессиональных журналистов было несколько, остальные €вл€лись специалистами в той теме, о которой они писали: экономисты про экономику, искусствоведы про искусство, историки про политику (политологов тогда не было) и т. д. ѕотом это, конечно же, размылось, но начинание было хорошее. Ёто самый важный журналистский принцип: человек должен понимать, про что он пишет.

 ого сейчас интересно читать? «а кем стоит следить модным журналистам?
– Ќадо подписатьс€ на портал The Business of Fashion (www.businessoffashion.com), читать блог Fashionista, журнал NET-A-PORTER. ƒл€ них пишут серьезнейшие фэшн-журналисты. Ќу и есть очевидные вещи, как New York Times и наиболее интересный их автор  эти ’орин (Cathy Horyn), котора€ пишет про все с позиции бизнеса. » напоследок две мои любимицы — это ¬ивьен Ћаш (Vivien Lash) из Hint Fashion Magazine и —ьюзан ‘ранкель (Susannah Frankel) из Independant.


”знать больше о курсе «Fashion-журналистика: энерги€ гл€нца» можно на сайте†Ѕританской высшей школы дизайна.†

 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ѕосоножки Amazonga
Ѕюстгальтер Bluebella
ќчки солнцезащитные Furla
 ардиган
„улки 20 den Ќј“”–јЋ-Ѕ≈∆ OMSA
“русы Lascana
Ѕосоножки Heine
Ѕикини
ёбка Rick Cardona
 ороткое платье
“уфли
Ѕотфорты Dorothy Perkins
‘утболка с текстовым принтом
ѕринтованна€ рубашка
 ардиган из хлопка KANZLER
Ѕотинки NOBBARO
ƒжинсова€ юбка
“уалетна€ вода Calvin Klein

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.