¬ера ’олодна€: прекрасный призрак

¬рем€ публикации: 28 ƒекабр€ 2005
јвтор: Ќадежа ¬айнер

¬аши пальцы пахнут ладаном
» в ресницах спит печаль.
Ќичего теперь не надо ¬ам,
Ќичего теперь не жаль.

ќн посв€тил эти строки той, в которую был безнадЄжно влюблЄн. ќн, спевший о русском декадансе – ей, этот декаданс сыгравшей. ќн – ѕьеро.†ќна – загадка, грЄза, муза. ќн – јлександр ¬ертинский.†ќна – ¬ера ’олодна€, одна из самых прекрасных и самых загадочных русских актрис. ќна была символом того странного времени, когда страна жила между войной и революцией, эпохи «расп€тых кокаином» поэтов, расцвета «Ѕрод€чей собаки», тревоги, упадка и разложени€. » пусть почти все еЄ фильмы однотипны, но сама она, женщина с прекрасными колдовскими очами и лицом, какие встречаютс€ лишь на старинных фресках, вкладывала в них всю себ€, зачаровыва€ зрителей – и заставл€€ их выносить двери кинотеатров.

¬опреки легендам, загадочна€ ¬ера ’олодна€ не была ни испанкой, ни еврейкой, ни цыганкой. —тарша€ дочка четы Ћевченко родилась в ѕолтаве. — самого детства еЄ считали «не от мира сего» - за привычку разговаривать с собой и предпочитать кукол сЄстрам. ќна устраивала куклам насто€щие спектакли, «живые картины», похожие на те, которые проходили в доме Ћевченко с того времени, как они переехали в ћоскву.

 огда ¬ере исполнилось дес€ть лет, еЄ отдали в гимназию ѕерепЄлкиной. ќднажды девочка вместе с классом побывала в Ѕольшом театре – и с этого момента началась любовь к балету. ќна поступила в балетное училище при Ѕольшом театре и проучилась там год. Ќо потом еЄ строга€ бабушка сказала, что балетное училище – не лучшее место дл€ взрослой девицы из хорошей семьи. » ¬ере пришлось вернутьс€ в гимназию.

ќна была легко увлекающейс€ натурой. —трасть к балету была позабыта после того, как в ћоскву приехала ¬ера  омиссаржевска€. ѕосле этого наваждением дл€ старшей дочери семейства Ћевченко стал драматический театр.   сожалению, еЄ мечте о сцене не суждено было сбытьс€…

1910 год стал дл€ ¬еры решающим сразу по двум причинам. ¬о-первых, она закончила гимназию. ј во-вторых, познакомилась с ¬ладимиром ’олодным. ≈й, как и принцессе из сказки ѕерро, были скучны скромные юноши из хороших семейств, с которыми она даже не могла спокойно поговорить. ј ¬ладимир, добродушный студент-юрист, в первый же вечер знакомства читал девушке стихи нежно любимого им √умилЄва.… ¬ том же году они поженились, тихо и скромно, вызвав дружное неодобрение обоих семейств, возражавших против столь раннего брака.

¬ 1912 году у супругов ’олодных родилась дочь ≈вгени€. Ёто стало большим испытанием дл€ ¬еры, еЄ здоровье было подорвано, а врачи запрещали ей заводить ещЄ детей. Ќо год спуст€ в семье по€вилс€ ещЄ один ребЄнок – приЄмна€ дочь Ќонна.

«“еатр теней» стал третьим – определ€ющим – увлечением ¬еры ’олодной. ѕосле того, как в –оссии вышел фильм с первой насто€щей кинематографической актрисой јстой Ќильсен, велика€ скандинавка стала кумиром ¬еры.  стати, они были схожи манерой игры. » Ќильсен, и ’олодна€, в отличие от своих коллег, старались передать трагедию не с помощью заламывани€ рук, а мимикой и достаточно скупыми жестами. ≈щЄ одной причиной, по которой ’олодна€ пошла в кинематограф, стало то, что в 1914 году еЄ мужа призвали в армию, и денег в семье стало катастрофически не хватать.  огда ¬ера впервые пришла в мастерскую «“имана и –ейнгарда» ей дали сыграть лишь в двух эпизодах, а после этого режиссЄр, который не увидел «особого таланта» предпочЄл расстатьс€ с дебютанткой. Ќо “иман, отсмотрев сн€тое, решил дать ¬ере рекомендательное письмо к режиссеру конкурирующего «ƒома ’анжонкова».

¬ то врем€ там снимали «ѕеснь торжествующей любви» по “ургеневу, и удивительна€, нетипична€, мистическа€ красота молодой актрисы как нельз€ лучше отвечала пожелани€м Ѕауэра, гениального российского режиссЄра. ќн был настолько впечатлЄн актрисой, что сразу же после окончани€ съЄмок предложил ей роль в ещЄ одной картине. — этого момента и началась слава ¬еры ’олодной, которую боготворили все, от мала до велика. ѕочти все фильмы, в которых она играла, принадлежали к жанру «салонного кино». ¬ере доставались роли красавиц, которых внезапно настигала рокова€ любовь.  отора€, к слову, заканчивалась обычно красивой смертью.

¬ 1915 году ’олодной, тогда уже знаменитой актрисе, пришло известие о том, что еЄ муж т€жело ранен и находитс€ в госпитале. ќна бросила всЄ и отправилась к ¬ладимиру. ќна проводила с ним дни и ночи – и буквально спасла его, вытащила с того света. ¬ ћоскву ’олодные вернулись вместе. » сразу же после этого ¬ера, ведуща€ актриса, без которой всЄ простаивало, уехала на съЄмки в —очи. ј спуст€ некоторое врем€ ¬ладимир снова отправилс€ на фронт.

ќн писал ей очень много писем. » одно из них привЄз ¬ере человек, сыгравший огромную роль в еЄ судьбе. Ётим человеком был јлександр ¬ертинский, который надолго превратилс€ в преданного пажа актрисы, в еЄ лучшего друга. »х никогда не св€зывали амурные отношени€ – ¬ера любила лишь кино и мужа – но взаимна€ нежность нашла своЄ отражение и в тех номерах, которые они исполн€ли совместно, и в романсах, посв€щЄнных ¬ертинским актрисе…

1917 год прошЄл мимо ¬еры и еЄ жизни. » рабочие на улицах, и паника, и голод, и две революции – всЄ это не мешало ’олодной сниматьс€ всЄ в тех же «салонных» фильмах о красивой любви в красивой обстановке. »менно в 1917 году был сн€т самый известный фильм с еЄ участием – «ћолчи, грусть, молчи…» ¬ истории о циркачке, которую соблазн€ет богатый человек, сн€лись все звЄзды того времени: ќсип –унич, ¬итольд ѕолонский,  онстантин ’охлов. ‘ильм пользовалс€ попул€рностью у публики – на фоне двух революций «жестокий романс» в красивых декораци€х стал идеальной таблеткой от серых и странных будней.

Ќо ћосковский кинокомитет не одобрил картину, признав еЄ сюжет «верхом пошлости и мещанства», и порекомендовал руководству студии, где работала ¬ера, снимать больше фильмов по классике. » следующей еЄ ролью стала цыганка ћаша из «∆ивого трупа» по пьесе “олстого. Ёта экранизаци€ стала классикой российского кино. ¬ере поступали предложени€ сниматьс€ в √олливуде, в Ѕерлине, но она отказалась.

Ћетом 1918 года ¬ера ’олодна€, вз€в с собой мать, сестру и старшую дочь, уехала в ќдессу. ¬ феврале следующего года она выступала на концерте в пользу фонда профессионального союза театральных художников города ќдессы. ¬ зале театра было холодно, а актриса предстала перед публикой в лЄгком, открытом платье. ¬ тот же день она слегла. ƒиагноз – «испанка», особа€ форма гриппа. —пуст€ неделю актрисы не стало… ≈Є внезапна€ смерть стала поводом дл€ огромного количества слухов. √оворили, что она была отравлена...†» что умерла вовсе не она…

 огда актриса впервые прочла слова романса «¬аши пальцы пахнут ладаном…», она попросила јлександра ¬ертинского убрать строчку посв€щени€. ќн выполнил еЄ просьбу, вернув строку лишь тогда, когда ¬еры не стало.


 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
¬одолазка TWO&TWO
“апочки ECO-OZ
 оротка€ рубашка
 ардиган
Ѕотинки ECCO
Coat John & Yoko
“уфли PROVOCANTE
Ѕазова€ футболка
∆енские трусы Artu
Ѕикини на косточках s.Oliver
Bygakoff Ѕрошь 187633
ѕлатье-стрейч
 остюм Wessi
‘утболка с принтом
Ѕазовые джинсы Straight Fit
ѕл€жное платье BEACH TIME
“уника
Ѕрюки-стрейч из бенгалина

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.