Топ-10: музыкальные фильмы
Время публикации: 31 Августа 2012
С разницей в пару недель российский прокат призваны украсить “Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире” (уже) и “Боб Марли” (совсем скоро) – снятые маститыми режиссерами документальные ленты о титульных музыкальных легендах. Пользуясь моментом, FashionTime выбирает десять лучших фильмов о музыке и музыкантах – документальных и игровых, легендарных и совсем новых, общепризнанных и малоизвестных. С тремя уточнениями: никаких мюзиклов (их час в этой рубрике еще настанет), герои картин должны быть всамделишными музыкантами (простите, “Однажды” и “Почти знаменит”) и каждому из них может быть выделено только одно место в топ-10 (простите, “Битлз” и Боб Дилан).
Герои: Самая популярная группа в истории рок-н-ролла на пике собственной популярности – The Beatles.
Жанр: мокьюментари
Вердикт: Бесстрашно высмеивая отдельные эпизоды и целые главы из своей мифологии (и, само собой, исполняя хит за хитом), Джон, Пол, Джордж и Ринго не только обессмертили битломанию во всей ее дикой красе, но и сыграли главные роли во вполне самостийной комедии (номинация на “Оскар” за лучший сценарий).
Герои: Телеведущий, импресарио, основатель Factory Records и хозяин hacienda Тони Уилсон (Tony Wilson) – и все-все-все, благодаря кому английский Манчестер известен не только как футбольная, но и как музыкальная столица.
Жанр: неортодоксальный байопик с уклоном в комедию
Вердикт: Заслуженно культовая картина, в которой хорошие британские актеры играют хороших британских музыкантов (которые иногда заходят в кадр, чтобы прокомментировать происходящее), а главный герой не забывает уточнить, что он – “второстепенный персонаж собственной истории”.
Герои: Боб Дилан (Bob Dylan) в обличьях негритянского мальчика, бледной женщины, Бэтмена, Джокера и Ричарда Гира (Richard Gere).
Жанр: неортодоксальный байопик с уклоном в драму
Вердикт: Ослепляющий обилием суперзвезд (Бланшетт в роли, номинированной на “Оскар”, Леджер в одной из его последних ролей), этот фильм подтвердил музыковедческую репутацию режиссера Хейнса, также ответственного за “Историю Карен Карпентер”, “Бархатную золотую жилу” и один из клипов Sonic Youth.
Герои: Выдающиеся нью-йоркские арт-рокеры Talking Heads.
Жанр: фильм-концерт – с ударением на “фильм”
Вердикт: “Stop Making Sense” навсегда вошел в историю не только великими версиями великих песен и Дэвидом Бирном (David Byrne) в гигантском пиджаке, но и количеством законов, канонов, стандартов и шаблонов, которые фильм нарушал. Все современные тренды в съемках и монтаже концертных видео будущий постановщик “Молчания ягнят” Джонатан Демме (Jonathan Demme) предвосхитил еще 30 лет назад.
Герои: Моцарт и Сальери.
Жанр: исторический эпос
Вердикт: Вдохновленный одной из “маленьких трагедий” Александра Сергеевича Пушкина, сюжет об убийстве гения “святым покровителем посредственности” приглянулся сначала великому чеху Форману, а затем и просвещенной общественности: в марте 1985 года картину наградили восемью “Оскарами” (в том числе за лучший фильм), после чего признали образцом того, как нужно делать байопики.
Герои: Самая влиятельная и попросту лучшая группа последних двадцати лет – Radiohead.
Жанр: отчасти закулисные съемки, местами бытовой хоррор – в общем, типичная гастрольная документалка
Вердикт: Щедрый на редкие и уникальные версии песен, иные из которых не изданы и по сей день, во всем остальном этот фильм – исключительно некомфортное зрелище: то, из чего их коллеги привыкли делать благостные панегирики себе и поклонникам, Radiohead превратили в нечто среднее между исповедью, сеансом саморазоблачения и репортажем из пыточной камеры.
Герои: Легенды кантри – Джонни Кэш (Johnny Cash) и его будущая жена Джун Картер (June Carter).
Жанр: ортодоксальный байопик с уклоном в неврозы Хоакина Финикса (Joaquin Phoenix)
Вердикт: Бесспорно лучшая в ряду примерно одинаковых голливудских биографий рок-звезд на пути порока: Финикс и Риз Уизерспун (“Оскар” за лучшую женскую роль) оказались не только превосходными актерами, но и на удивление достойными певцами.
Герои: Глен Хансард (Glen Hansard) и Маркета Ирглова (Marketa Irglova) – реальные музыканты и всамделишные экс-любовники, сыгравшие Парня и Девушку в изумительном инди-мюзикле “Однажды”.
Жанр: документальный сиквел вышеназванной мелодрамы
Вердикт: Душещипательная и душераздирающая, эта картина доказывает, что маленький, но гордый успех “Однажды” (“Оскар” за лучшую песню) не был случайным: этим людям сопереживаешь, как родным. И песни они пишут отличные.
Герои: Джим Моррисон (Jim Morrison) и его коллеги по самой молодой – душой – из старых рок-групп.
Жанр: психоделический байопик – реальные события драматизирующий нещадно, но все равно неотразимый
Вердикт: Разгромленный прессой и возмутивший участников группы, “Дорз” – Оливер Стоун (Oliver Stone) в его лучшем виде: нахрапистый, бравый и бескомпромиссный. Особых комплиментов заслуживает роль Вэла Килмера (Val Kilmer), внешне Моррисона не напоминающего ничуть, но в его образ вгрызающегося так, что адептам method acting и не снилось.
Герои: Исландцы Sigur Rós – концертный состав, с которым, когда он в форме, не сравнится никто на свете.
Жанр: фильм-концерт – с ударением на “концерт”
Вердикт: На “Heima” Sigur Rós запечатлены не только в их наилучшей форме, но и в наиболее подходящем им антураже – преимущественно нетронутых рукой человека родных красот. То, что могло сойти за документальное кино о живой природе, в руках канадца ДеБлуа (“Как приручить дракона”) выглядит откровением, а уж звучит “Heima” чище и пронзительнее крика младенца – заодно, как видите, избавляя от всякой боязни промахнуться с метафорой.
10
The Beatles: Вечер трудного дня / A Hard Day’s Night (1964)
The Beatles: Вечер трудного дня / A Hard Day’s Night (1964)
Герои: Самая популярная группа в истории рок-н-ролла на пике собственной популярности – The Beatles.
Жанр: мокьюментари
Вердикт: Бесстрашно высмеивая отдельные эпизоды и целые главы из своей мифологии (и, само собой, исполняя хит за хитом), Джон, Пол, Джордж и Ринго не только обессмертили битломанию во всей ее дикой красе, но и сыграли главные роли во вполне самостийной комедии (номинация на “Оскар” за лучший сценарий).
9
Круглосуточные тусовщики / 24 Hour Party People (2002)
Круглосуточные тусовщики / 24 Hour Party People (2002)
Герои: Телеведущий, импресарио, основатель Factory Records и хозяин hacienda Тони Уилсон (Tony Wilson) – и все-все-все, благодаря кому английский Манчестер известен не только как футбольная, но и как музыкальная столица.
Жанр: неортодоксальный байопик с уклоном в комедию
Вердикт: Заслуженно культовая картина, в которой хорошие британские актеры играют хороших британских музыкантов (которые иногда заходят в кадр, чтобы прокомментировать происходящее), а главный герой не забывает уточнить, что он – “второстепенный персонаж собственной истории”.
8
Меня там нет / I'm Not There (2007)
Меня там нет / I'm Not There (2007)
Герои: Боб Дилан (Bob Dylan) в обличьях негритянского мальчика, бледной женщины, Бэтмена, Джокера и Ричарда Гира (Richard Gere).
Жанр: неортодоксальный байопик с уклоном в драму
Вердикт: Ослепляющий обилием суперзвезд (Бланшетт в роли, номинированной на “Оскар”, Леджер в одной из его последних ролей), этот фильм подтвердил музыковедческую репутацию режиссера Хейнса, также ответственного за “Историю Карен Карпентер”, “Бархатную золотую жилу” и один из клипов Sonic Youth.
7
Не ищи смысла / Stop Making Sense (1984)
Не ищи смысла / Stop Making Sense (1984)
Герои: Выдающиеся нью-йоркские арт-рокеры Talking Heads.
Жанр: фильм-концерт – с ударением на “фильм”
Вердикт: “Stop Making Sense” навсегда вошел в историю не только великими версиями великих песен и Дэвидом Бирном (David Byrne) в гигантском пиджаке, но и количеством законов, канонов, стандартов и шаблонов, которые фильм нарушал. Все современные тренды в съемках и монтаже концертных видео будущий постановщик “Молчания ягнят” Джонатан Демме (Jonathan Demme) предвосхитил еще 30 лет назад.
6
Амадей / Amadeus (1984)
Амадей / Amadeus (1984)
Герои: Моцарт и Сальери.
Жанр: исторический эпос
Вердикт: Вдохновленный одной из “маленьких трагедий” Александра Сергеевича Пушкина, сюжет об убийстве гения “святым покровителем посредственности” приглянулся сначала великому чеху Форману, а затем и просвещенной общественности: в марте 1985 года картину наградили восемью “Оскарами” (в том числе за лучший фильм), после чего признали образцом того, как нужно делать байопики.
5
Meeting People Is Easy (1998)
Meeting People Is Easy (1998)
Герои: Самая влиятельная и попросту лучшая группа последних двадцати лет – Radiohead.
Жанр: отчасти закулисные съемки, местами бытовой хоррор – в общем, типичная гастрольная документалка
Вердикт: Щедрый на редкие и уникальные версии песен, иные из которых не изданы и по сей день, во всем остальном этот фильм – исключительно некомфортное зрелище: то, из чего их коллеги привыкли делать благостные панегирики себе и поклонникам, Radiohead превратили в нечто среднее между исповедью, сеансом саморазоблачения и репортажем из пыточной камеры.
4
Переступить черту / Walk the Line (2005)
Переступить черту / Walk the Line (2005)
Герои: Легенды кантри – Джонни Кэш (Johnny Cash) и его будущая жена Джун Картер (June Carter).
Жанр: ортодоксальный байопик с уклоном в неврозы Хоакина Финикса (Joaquin Phoenix)
Вердикт: Бесспорно лучшая в ряду примерно одинаковых голливудских биографий рок-звезд на пути порока: Финикс и Риз Уизерспун (“Оскар” за лучшую женскую роль) оказались не только превосходными актерами, но и на удивление достойными певцами.
3
The Swell Season (2011)
The Swell Season (2011)
Герои: Глен Хансард (Glen Hansard) и Маркета Ирглова (Marketa Irglova) – реальные музыканты и всамделишные экс-любовники, сыгравшие Парня и Девушку в изумительном инди-мюзикле “Однажды”.
Жанр: документальный сиквел вышеназванной мелодрамы
Вердикт: Душещипательная и душераздирающая, эта картина доказывает, что маленький, но гордый успех “Однажды” (“Оскар” за лучшую песню) не был случайным: этим людям сопереживаешь, как родным. И песни они пишут отличные.
2
Дорз / The Doors (1991)
Дорз / The Doors (1991)
Герои: Джим Моррисон (Jim Morrison) и его коллеги по самой молодой – душой – из старых рок-групп.
Жанр: психоделический байопик – реальные события драматизирующий нещадно, но все равно неотразимый
Вердикт: Разгромленный прессой и возмутивший участников группы, “Дорз” – Оливер Стоун (Oliver Stone) в его лучшем виде: нахрапистый, бравый и бескомпромиссный. Особых комплиментов заслуживает роль Вэла Килмера (Val Kilmer), внешне Моррисона не напоминающего ничуть, но в его образ вгрызающегося так, что адептам method acting и не снилось.
1
Heima (2007)
Heima (2007)
Герои: Исландцы Sigur Rós – концертный состав, с которым, когда он в форме, не сравнится никто на свете.
Жанр: фильм-концерт – с ударением на “концерт”
Вердикт: На “Heima” Sigur Rós запечатлены не только в их наилучшей форме, но и в наиболее подходящем им антураже – преимущественно нетронутых рукой человека родных красот. То, что могло сойти за документальное кино о живой природе, в руках канадца ДеБлуа (“Как приручить дракона”) выглядит откровением, а уж звучит “Heima” чище и пронзительнее крика младенца – заодно, как видите, избавляя от всякой боязни промахнуться с метафорой.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.