Кино недели: «Вики Кристина Барселона»

Время публикации: 23 Января 2009
Автор: Надежда Стрелец (Сырых)
Вики Кристина Барселона/Vicky Cristina Barcelona
мелодрама
Испания, США, 2008
Режиссёр: Вуди Аллен
В ролях: Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Патриция Кларксон, Кевин Данн, Крис Мессина
96 мин.

 
«Вики Кристина Барселона» - кино, которое в России ждали. Выходящий в отечественный кинопрокат почти на год позже мировых премьер, фильм уже успел наделать много шума на Каннском кинофестивале тем, что остался там без наград (незаслуженно, как полагают западные журналисты), и получить «Золотого глобуса» как лучшая комедия 2008 года. Кроме того, картина имеет все шансы сделать триумфатором церемонии «Оскар» Пенелопу Крус (Penelope Cruz), которая была так отчаянно прекрасна разве что в «Возвращении» Альмодовара. Убедительно эволюционировавшая из амплуа экзотической испанской красотки в артхаусных героинь с энергетикой итальянских актрис эпохи неореализма, она буквально взрывает своей игрой хрупкое пространство тонких алленовских интонаций и полутонов. Крус не оставляет никаких шансов блистать не только Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson), которую переигрывает даже Ребекка Холл (Rebecca Hall), но и блестящему Хавьеру Бардему (Javier Bardem) – попадать в один кадр с ней остальным актерам оказывается просто опасно.

«Вики Кристина Барселона» стал не только самым кассовым фильмом Вуди Аллена (Woody Allen), но и несомненной творческой победой -  впервые за долгие годы он попадает в десятку и убеждает даже отъявленных скептиков, делящих его творчество на периоды расцвета и упадка, что находится в  наилучшей форме.  Автор сценария и режиссер, Аллен превращает надрывную чувственную историю о природе любви и страсти в легкое настроенческое интеллектуальное кино о «важных глупостях».  

Формальные приемы все те же, что и в «Сенсации», «Матч Пойнте» или «Мечте Кассандры», иной лишь назидательный пафос – ранее авторский взгляд был ироничным и отстраненным, теперь же он  сменился безудержным хохотом и откровенным присутствием: закадровый голос обходится без намеков, называя вещи своими именами, комментируя каждый шаг и каждое душевное волнение героев. Повествование от третьего лица делает характеры еще выразительнее и  задает событиям  бешеную скорость – в вихре испанских страстей все развиваются подчеркнуто стремительно.

Итак, американки Вики (Ребекка Холл) и Кристина (Скарлетт Йоханссон) едут в Барселону на каникулы – предпочитающая стабильность старомодная Вики собирается изучать «каталонское самосознание» и архитектуру Гауди, а спонтанная раскованная Кристина банально ищет приключений. В первый же день девушки знакомятся с испанским художником-концептуалистом Хуаном Антонио (Хавьер Бардем), который появляется в кадре под комментарий «то ли он пытался убить свою жену, то ли она пыталась убить его».

Без долгих прелюдий художник приглашает девушек провести вместе уик-энд в Овьедо и заняться любовью втроем. Вики, как водится, шокирована, Кристина в восторге – и все трое попадают в пучину страстей, не подозревая, что главной героиней всего этого действа станет четвертый - и главный - персонаж.  

Мария Елена (Пенелопа Крус), бывшая жена художника, незримо присутствует в фильме с первых эпизодов – легендарная история ее взаимоотношений с Хуаном Антонио стала такой же неотъемлемой частью испанского колорита, как коррида и фиеста. Болезненная любовь-ненависть, страсти на грани нервного срыва заставляют эту семейку периодически брать тайм-аут и искать покоя на стороне, пока  отношения не обретут равновесие и былая страсть не вспыхнет в полную силу. Так, в период увлечения Хуана Антонио Кристиной Мария Елена появляется, чтобы не просто заставить новую пассию бывшего мужа ревновать, но и влюбить ее в себя. Именно в тот момент, когда шаткое равновесие было достигнуто, неожиданно появляется уже замужняя Вики… Комментарии «автора» сопровождают нас по ходу всего повествования, что делает и без того пикантную сюжетную линию почти анекдотичной.
 
Три женщины в истории Аллена – словно три разные стихии, и если целомудренная Вики и раскрепощенная Кристина  нравятся Хуану Антонио с равной силой, но по-разному, то необузданная Мария Елена у него на особом счету – он перенял ее манеру писать картины и выражать эмоции – самозабвенно, брутально, с размахом, крупными мазками -  но она так и осталась для него неразгаданной и непознанной.  В этом четырехугольнике с тремя женщинами на одного мужчину одна побеждает совершенно очевидно даже до появления в кадре – порой даже возникает впечатление, что Марии Елене в цепочке «Вики-Кристина…» досталась роль символа Барселоны - настоящей сумасбродной почти карикатурно типичной Кармен, которая живет ярко, страстно, жадно любит жизнь и идет только на те компромиссы, которые сулят ей победы.

Интересная подробность: в реальной жизни между Крус и Бардемом действительно случился роман, который, по мнению съемочной группы, явился катализатором творческой активности каждого из них.

Несмотря на абсолютно анекдотичные перипетии, в испанской истории Вуди Аллена небанально буквально все – сюжет, художественные решения, диалоги. Расхожие испанские стереотипы (архитектура Гауди, гитара, мачо с глубоким взглядом в расстегнутой красной рубашке и патетичная чувственность Хуана Антонио и Марии Елены) в творческом методе Аллена скорее не пародия, но, при всей клоунаде, тонкая уайльдовская ирония, позволяющая шутить так, чтобы это кино было востребовано абсолютно всеми. Эстеты найдут здесь тонкости и нюансы типичного алленовского «интеллектуального» очерка характеров, масс-маркет примет забавную историю человеческих взаимоотношений.

 


Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Ай
23 Января 2009
я скачал на торенте, перевод уродский, нюансов не передает
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.