Между «Оскарами»: оригиналы против копий

Время публикации: 15 Июня 2011
Автор: Сергей Степанов
Источник: FashionTime.ru
“Супер 8”
“Супер 8”
“Супер 8”
“Супер 8”
“Супер 8”
“Супер 8”
"Аватар"
"Аватар"
"Начало"
"Начало"
"Монстро"
"Монстро"
“Пираты Карибского моря 4”
“Пираты Карибского моря 4”
“Люди Икс: Первый класс”
“Люди Икс: Первый класс”
На этой неделе в российский прокат выходит “Супер 8” – рекламируемая как совместное дитя режиссера Абрамса и продюсера Спилберга научно-фантастическая мелодрама про семидесятые, отрочество и – предположительно – инопланетян. Предположительно – потому что в России пока не знают того, чего еще неделю назад не знали и в Америке: сценарий “Супер 8” – текст, степени секретности (и сохранности) которого позавидовали бы иные документы из государственных архивов. Проще говоря, “Супер 8” – летний блокбастер, снятый по оригинальному сценарию.

Чтобы в полной степени осознать, насколько необычной стала для современного Голливуда эта формулировка, достаточно взглянуть на список других летних (а также весенних и осенних) блокбастеров 2011 года. “Тор”, “Зеленый Фонарь”, “Капитан Америка” – экранизации комиксов. Третьи “Трансформеры”, пятый “Форсаж”, восьмой “Гарри Поттер” – сиквелы. “Восстание обезьян”, “Люди Икс: Первый класс” и, с позволения сказать, “Три мушкетера” в 3D – перезагрузки уже известных франшиз. Неумолимо подбирающиеся к отметке в миллиард кассовых сборов четвертые “Пираты Карибского моря” – экранизация детского аттракциона, сиквел и reboot в одной упаковке. Ну и так далее.

Разогнавшись первыми “Людьми Икс”, “Гарри Поттером” и “Властелином колец”, нулевые прошли под знаком сиквелов, приквелов, ремейков, а также широкоэкранных адаптаций комиксов и литературных бестселлеров всех мастей и калибров. С какого-то момента оригинальные идеи для игровых блокбастеров сократились до блокадной квоты “одна штука в год” (с факультативным “плюс один” для комедий) и стали выдаваться исключительно избранным: в прошлом году отличился Кристофер Нолан (Christopher Nolan) с “Началом”, в позапрошлом – Джеймс Кэмерон (James Cameron) с “Аватаром”.

“Супер 8” в этом смысле отрабатывает авансы – он без звезд, не в 3D и не от режиссера “Титаника”. А, впрочем, свои козыри есть и у него: режиссер Джей Джей Абрамс (J.J. Abrams) придумал “Лост” и модернизировал “Стар Трек”, продюсер Стивен Спилберг (Steven Spielberg) съел на блокбастерах – своих и чужих – не одну собаку, а отбивать им предстоит не 200-миллионные, как у Кэмерона с Ноланом, а якобы всего лишь 50-миллионный бюджет.  

Собственно говоря, они это уже сделали – заработав без малого $38 млн за три с половиной дня в североамериканском прокате, искомую планку “Супер 8” перепрыгнул уже к среде. Однако самое интересное, если верить истории, начинается только сейчас: в отличие от выпускаемых под Хеллоуин хорроров, приуроченных к 14 февраля ромкомов или каких угодно сиквелов, блокбастеры-оригиналы входят во вкус во время еды: далеко не рекордные стартовые сборы тех же “Начала” с “Аватаром” приумножались постепенно, но значительно.

38-миллионный старт – более чем солидный фундамент для истории успеха, в случаях с подобными фильмами основанной не на быстром утолении голода масс, а на многоступенчатой стратегии, в идеале включающей в себя и разумный промоушн, и хорошую прессу, и круглосуточное вещание сарафанного радио. Если уж на то пошло, у Абрамса-продюсера одна такая история уже есть: не жаловавшаяся ни на изобретательность маркетологов, ни на реакцию прессы, ни на отзывы зрителей трехлетней давности страшилка “Монстро” стала самым успешным январским дебютом всех времен.

Разумеется, вопрос о противостоянии редких оригиналов заурядным копиям не сводится к одним лишь деньгам – в противном случае последние всегда, даже конкурируя с глыбами вроде “Аватара”, брали бы верх количеством. Увлекаться формализмом тут всяко не стоит: снятая по оригинальному сценарию “Битва за Лос-Анджелес” стартовала немногим хуже “Супер 8”, заработала вполне сносные 200 миллионов, но не понравилась, кажется, никому, а в летописях если и останется, то с комплиментами “шумная, жестокая, уродливая и тупая” от Роджера Эберта (Roger Ebert). В то же время финчеровская “Девушка с татуировкой дракона”, хоть и является экранизацией – да еще и не первой – дико популярной книжки, имеет все шансы обернуться триумфом режиссера над первоисточником.

То же самое можно предположить и по адресу сиквела “Шерлока Холмса” Гая Ричи (Guy Ritchie) или, допустим, экранизации комикса “Ковбои против пришельцев” Джона Фавро (Jon Favreau). Конечно, фильмам с уже доказавшей свою лояльность фанатской базой проще – колоссальный успех очень слабых четвертых “Пиратов” и второго “Мальчишника” это, увы, доказывает. Конечно, блокбастерам со звездами зарабатывать легче, чем блокбастерам без звезд – на удивление крепкий приквел “Людей Икс” с россыпью талантливейших молодых актеров выступает заметно хуже, чем ожидалось. Но, в конечном счете, сумма достоинств конкретного фильма, копия он или подлинник, дает о себе знать: “Аватар” с “Началом” – это в первую очередь отличные фильмы (и уже потом – картины, снятые по оригинальным сценариям).

Иными словами, все авансы, выданные “Супер 8”, 50-миллионному Давиду в окружении огромных и тупых Голиафов, это пока именно что авансы, а место фильма в истории будет зависеть исключительно от того, насколько он окажется хорош. Ждать осталось всего ничего.


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.