«Королева»: тонкий английский юмор

Время публикации: 19 Марта 2007
Автор: Агент Купер

Фильм Стивена Фрирза (Stephen Frears) «Королева» (The Queen) сложно вписать в какие-либо жанровые рамки. Да и нужно ли это делать? Фрирз – автор властный, волей его твердой режиссерской руки политическая драма плавно перетекает в ироническую комедию, периодически перемешиваясь с кадрами документальной хроники, а из всего этого собирается живая и непринужденная лента о быте британской монархии, и в частности, ее главной представительницы – королеве Великобритании Елизавете II. Хелен Миррен (Helen Mirren) неслучайно удостоилась оскаровской премии «Лучшая женская роль» за игру в этом фильме. В образе ее Королевы представлен не только яркий портрет Елизаветы, но и собирательная картина всей Великобритании, скупой на эмоции, но метущейся где-то глубоко внутри.

Май 1997 года. К власти в Великобритании приходит молодой и амбициозный политик Тони Блэр, представитель лейбористской партии. Елизавета II относится к нему довольно предвзято, реформаторский настрой свежеиспеченного премьер-министра идет вразрез с ее консервативными взглядами. Тем не менее мистера Блэра любит и поддерживает народ, а потому королева принимает это как должное. Три месяца спустя происходит трагедия – в Париже в автомобильной катастрофе гибнет принцесса Диана. Великобритания погружается в траур, но королевский двор во главе с Елизаветой II занимает жесткую позицию: Диана не имеет королевских регалий, а значит, ее смерть – сугубо семейное дело и никаких официальных мероприятий по этому поводу происходить не должно. К такой позиции народ, любящий и боготворящий Диану, относится с непониманием, и британская монархия находится под угрозой развала. Тогда Тони Блэр берет на себя миссию убедить королеву в том, что она поступает неправильно.

С первых же секунд фильм удивляет своим довольно свежим и непредвзятым взглядом на людей, стоящих у руля истории, причем людей, которые стоят у него прямо сейчас, а не в далеком прошлом. Последний факт накладывает высокую ответственность хотя бы потому, что, допустим, Клеопатра не смогла бы посмотреть ленту, снятую по мотивам ее биографии, а потому автор мог ограничиваться только рамками собственной фантазии. Так что подобной смелости со стороны Фрирза можно позавидовать – режиссер не делает из власть имущих идолов, а показывает их обычными людьми со свойственными им действиями и ситуациями. Кто бы мог представить премьер-министра великой державы, решающим важные государственные вопросы, стоя у себя на кухне в дурацкой футболке и совмещая это с мытьем посуды?

В «Королеве» таких моментов предостаточно, и именно этим очаровывает картина Фрирза – ее ироничный прищур не унижает героев, а наоборот, пробуждает к ним большую симпатию. Вместе с тем режиссер не ударяется в политическую сатиру, он сочувствует и реформаторам, и консерваторам, однако политические нюансы находятся для него на втором или третьем месте, а на первый план Фрирз выносит личные отношения между людьми. Его задача - раскрыть конфликт поколений на уровне психологии, а не с точки зрения политических взглядов – вот почему при подборе актеров главную роль играло не внешнее сходство, а совпадение внутренних качеств.

Движущая сила сюжета – развитие отношений между Елизаветой II и Тони Блэром. В каком-то плане это похоже на любовную историю. Он – вечно улыбающийся юнец, готовый свернуть горы и повернуть реки вспять, она – умудренная опытом дева, которая все привыкла делать по определенным правилам этикета (при знакомстве непременно кланяться и целовать руку, во время разговора никогда не поворачиваться спиной и прочие условности). Их поженили против собственной воли: для королевы это конституционный долг, а для него – необходимая процедура на пути к власти. Но они работают над собой и пытаются найти друг в друге положительные качества, постепенно приходя к взаимопониманию, несмотря на разницу в возрасте и взглядах на жизнь. Наблюдать за этим порой смешно, порой грустно, но ни в коем случае не скучно – автор умудряется поддерживать динамику даже в такой спокойной разговорной ленте. Так что «Королеву» можно рекомендовать не только людям, интересующимся международной политикой, но и тем, кто ищет в картинах не увлекательные сюжеты или масштабные спецэффекты, а яркие и интересные портреты живых людей.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.