Новое кино: «Белая лента»

Время публикации: 10 Марта 2010
Автор: Надежда Стрелец (Сырых)
Белая лента / Das weisse Band
Драма, Германия, 2009, 144 мин.
Режиссер: Михаэль Ханеке
В ролях: Кристиан Фридель, Ульрих Тукур, Бургхарт Клаусснер, Сюзанна Лотар, Бургхарт Клаусснер


«Белая лента» Михаэля Ханеке (Michael Haneke) – старомодный черно-белый фильм, поднимающий старые вопросы с помощью художественных средств, освоенных режиссером еще в картине «Скрытое». Приемы остались прежними – большую часть длинной истории с бесконечными кадрами, скрипом половиц и тщательно выписанными деталями ровным счетом ничего происходит. Разве что множатся загадки, конкретные ответы на которые найти едва ли удастся. Изменился только масштаб  – философская составляющая  базируется теперь на социальных темах, затрагивающих проблему нескольких наций и целой исторической эпохи.
 
Триумфатор Каннского кинофестиваля и «Золотого глобуса» в 2009 году, фильм сенсационно не взял «Оскар», но от того не стал менее очевидным артхаусным лидером сезона. Главная тема – исследование человеческого сознания в совокупности представлений, присущих определенной эпохе. Определяет это сознание бытие протестантской Германии 1913–1914 годов, накануне Первой мировой войны. В свою очередь, среда и контекст также поддаются влиянию индивидуального сознания – только уже искалеченного взаимодействием с внешним миром. Таким образом, Ханеке, несущий знамя лучшего европейского режиссера современности, замахивается на постановку основного вопроса философии. Ни секунды не манерничая, он препарирует сложнейшие социальные и бытийные темы абсолютно бесстрастно, как истинный классик направления old school.
 
Медленная черно-белая история, рассказанная закадровым голосом наблюдателя, детально вырисовывает быт глухой бюргерской деревни, которую населяют семьи барона, управляющего, пастора, доктора и крестьян. В какой-то момент статичный маленький социум начинают будоражить странные эпизоды насилия вроде жестокого издевательства над ребенком с синдромом Дауна. Но постепенно в деревне все забывают о происшествиях, продолжая жить обычной жизнью, которая в контексте истории Ханеке становится бытописанием уже не патриархального, но авторитарного общества.
 
Как обычно, австрийский режиссер задает вопросы, но не только не торопится предлагать на них прямые ответы, но долгое время не дает даже малейших поводов для подозрений. Каждый в деревне живет праведной жизнью, следуя заповедям столь истово, что все человеческое кажется чуждым этой системе тотального доминирования над личностью. Так, строгие нравы семьи местного пастора гласят: дети с младенчества должны носить белые повязки «как символ чистоты и невинности». Завоевав праведными поступками доверие отца, они могут снять с себя символичные ленты, но любое неповиновение влечет жестокое наказание и возвращает их к истокам – белая лента надевается заново. Зажатые в тиски бесконечных догм и табу, дети каждой бюргерской семьи в какой-то момент теряют любые индивидуальные отличия и становятся  генераторами идей новой системы ценностей.
 
Исследуя кармическое начало всего сущего, Ханеке приходит к выводам о цикличности жестокости в человеческом обществе. Принимающие характер своеобразного ритуала инциденты множественных видов насилия: физического, сексуального, психологического и экономического – влекут за собой все новые виды жестокости. Репрессивное пуританское общество выживает за счет одной лишь сублимации, но в какой-то момент защитные механизмы психики не срабатывают, и маленький ребенок в отчаянном припадке отрезает ножницами голову живой птице.

Белые повязки в этом ключе приобретают уже другую символическую нагрузку – именно их использовали в качестве нацистских нарукавных повязок на заре формирования идеологии. Таким образом, анализ механизма тотальной регламентации превращается в социальное исследование природы фашизма и факторов его возникновения.

Дети, средоточие мирового зла по Ханеке,  – это будущее Германии, которое приведет к событиям Второй мировой войны. Воспитанные кнутом и розгами, обложенные запретами, с подавленной сексуальностью, они не резвятся на улице, но ходят стройными рядами, держатся вместе и никогда не выдают друг друга. У эмоций этих аккуратных существ нет ни одной лазейки для выхода. У них даже не может быть раскаяния, потому что насилие в этом обществе лишь укрепляет законы нравственности.
 
«Белая лента», картина, где зиму и лето даже визуально трудно отличить друг от друга, есть едва ли не лучшая работа Михаэля Ханеке – монохромная, скупая, с идеально расставленными акцентами, хоть и без невероятных кинематографических открытий. И совершенно необъяснимо, где Ханеке находит главную фактуру – детей, которым под силу гениально отыграть истории о хронической неразрешимости конфликтов жертв и насильников.
 


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

dtgahmum
27 Июня 2011
9ifVtt <a href="http://mmcajzncksap.com/">mmcajzncksap</a>
nyqoal
25 Июня 2011
uaSFqI , [url=http://vcjuzmddtahy.com/]vcjuzmddtahy[/url], [link=http://wtyedkqfmfmn.com/]wtyedkqfmfmn[/link], http://jetfxbxupfei.com/
nszzua
25 Июня 2011
HkqyL5 <a href="http://nokrjocgalqy.com/">nokrjocgalqy</a>
Chuckles
24 Июня 2011
Wow, your post makes mine look fbeele. More power to you!
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.