Кино недели: «Нерожденный»

Время публикации: 20 Января 2009
Автор: Надежда Стрелец (Сырых)

Нерожденный/The Unborn
триллер
США, 2009
Режиссёр: Дэвид С.Гойер
В ролях: Одетта Юстман, Гэри Олдман, Карла Гуджино,
Джеймс Ремар, Идрис Элба, Джейн Александер,
Кэм Жиганде, Меган Гуд

Премьера фильма «Нерожденный» сулила поклонникам триллеров много сюрпризов: релиз настраивал если не на шедевр, то на качественный экшн – недаром продюсером картины выступил один из самых «попадающих» в аудиторию деятелей киноиндустрии Майкл Бэй (Michael Bay) («Трансформеры», «Армагеддон», «Плохие парни»), а режиссером -  Дэвид С. Гойер (David S. Goyer) (на его счету авторство сюжета «Темного рыцаря»  и режиссура «Блэйд: Троица»).

Однако магии имен оказалось явно не достаточно – фильм если и войдет в анналы киноистории, то исключительно в качестве цитатника культовых японских и голливудских ужастиков. Обращение ко всем архетипам и ключевым образам фильмов обозначенного жанра происходит не в формате аллюзий и реминисценций, не является пародией и не сообщает старым образам дополнительного развития, и это ставит под большое сомнение художественную ценность картины.

Сюжетная линия довольно незамысловата: молодая женщина Кейси (Одетт Юстман) неожиданно узнает, что при родах умер ее брат-близнец – этот факт родители отчего-то всегда от нее скрывали. Героиню неожиданно начинают преследовать навязчивые образы – в поисках ответов на вопросы она обращается к прошлому умершей матери, которая хранила газетные вырезки со всеми нужными подсказками. Разгадывать буквально ничего не требуется: старая женщина Софи (Джейн Александер), к которой ведут все ниточки, оказывается родной бабушкой главной героини, владеющей всей нужной информацией – именно она популярно объясняет Кейси, что еще со времен нацистской Германии в детей их рода вселялся демон диббук, который обретает силу с каждым новым переселением. На счастье, возникает человек, который может все это безумие остановить – Седак (Гэри Олдман) соглашается произвести обряд экзорцизма и изгнать дьявола.
 
Между этими эпизодами происходит несколько схваток, погонь и сцен, которые не просто напоминают японские ужастики Хидео Накаты (Hideo Nakata) «Звонок» и «Темные воды» и «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина (William Friedkin), но являются точной их копией. Для убедительности обыграно еще несколько хрестоматийных образов: колокольчики, предвещающие звоном беду («Ловец снов» Лоуренса Каздана/(Lawrence Kasdan)), ангелоподобный ребенок с тяжелым взглядом («Омен» Ричарда Доннера /(Richard Donner)), роговицы глаз крупным планом, отражающие потустороннее и неизведанное («Глаз» Дэвида Моро (David Moreau) с Джессикой Альбой (Jessica Alba) в главной роли), ползающий парализованный («Ключ от всех дверей» Айэйн Софтли (Iain Softley) с Кейт Хадсон (Kate Hudson), ну и, конечно, «Зеркала» Александра Аджа (Alexandre Aja), вдохновившие авторов «Нерожденного» на выбор главного проводника нечисти из потустороннего мира. Апофеозом признания вторичности стал эпизод с просмотром черно-белой кинопленки, на которой не хватало только колодца и девочки с гладкими длинными черными волосами.
 
Как известно, киноязык, состоящий из приемов воздействия на психику человека, изобрел еще Альфред Хичкок (Alfred Hitchcok), однако при всей универсальности «саспенс» работает только в связке с оригинальным образным рядом и талантливым воплощением. Не случайно когда-то обеим версиям «Звонка» - оригинальной и ремейку - хватило и менее протяжного нарастания ожидания, чем в классических триллерах, чтобы стать мировым бестселлером и законодателями канонов жанра: казалось, авторы вычленили из коллективного бессознательного все самые леденящие душу образы и вставили в видеоряд, напоминающий технику т. н. subliminal message - 25-го кадра.
 
Остальные цитируемые «Нерожденным» триллеры вряд ли являются шедеврами, но все их отличает  определенная концептуальная целостность -  механизмы работают слаженно, подчинены центральной идее и выражаются логично вытекающими из концепта художественными средствами. Так, в «Омене» акцентируется контраст невинного облика и бесовского естества, а также нумерологический символизм трех шестерок  - развитие методов подчинено интерпретации библейского сюжета об Антрихристе и Конце света. В «Ключе от всех дверей» главным механизмом устрашения стало обыгрывание всего старого и ветхого (апофеоз  – ползание парализованного), куда в бегстве от реальности попадает главная героиня. В «Зеркалах»  страшное не случайно появляется из отражений в зеркалах –  герой сознательно избегал правды о себе, отгораживаясь иной реальностью… В «Нерожденном» этой цельности мира нет, как нет и оригинальных образов -  набору цитат и казавшихся универсальными приемов не находится оправдания в общем контексте.
 
Особенно разочаровывает решающая сцена экзорцизма, которой не предшествовало ни одного способа справиться с демоном, за счет чего победа выглядит легкой, а эмоциональный эффект резко снижается. Момента вовлечения не происходит совершенно – весь фильм зрителю предстоит только одно увлекательное занятие: угадывать до ужаса знакомые образы.

 



Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
bob
3 Апреля 2010
smile:oops:
bob
3 Апреля 2010
посьотреть
Анечка
23 Января 2009
Я пошла в кино с подружкой 22 числа, мы сели на предпоследний ряд и как только начался фильм мы держались за руки. напряжение было уже с первых минут фильма, было действительно страшно на протяжении всего фильма, а в один момент моя подружка настолько испугалась, что от неожиданности дернула руку и заехала мне по челюсти) если бы я сидела одна я наверное не выдержала и убежала, как эта девушка Настя. я думала либо я сломаю спинку кресла и ногти об ручки или вообще закричу.
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.