Кино недели: «Нерожденный»
Время публикации: 20 Января 2009
Нерожденный/The Unborn
триллер
США, 2009
Режиссёр: Дэвид С.Гойер
В ролях: Одетта Юстман, Гэри Олдман, Карла Гуджино,
Джеймс Ремар, Идрис Элба, Джейн Александер,
Кэм Жиганде, Меган Гуд
Премьера фильма «Нерожденный» сулила поклонникам триллеров много сюрпризов: релиз настраивал если не на шедевр, то на качественный экшн – недаром продюсером картины выступил один из самых «попадающих» в аудиторию деятелей киноиндустрии Майкл Бэй (Michael Bay) («Трансформеры», «Армагеддон», «Плохие парни»), а режиссером - Дэвид С. Гойер (David S. Goyer) (на его счету авторство сюжета «Темного рыцаря» и режиссура «Блэйд: Троица»).
Однако магии имен оказалось явно не достаточно – фильм если и войдет в анналы киноистории, то исключительно в качестве цитатника культовых японских и голливудских ужастиков. Обращение ко всем архетипам и ключевым образам фильмов обозначенного жанра происходит не в формате аллюзий и реминисценций, не является пародией и не сообщает старым образам дополнительного развития, и это ставит под большое сомнение художественную ценность картины.
Сюжетная линия довольно незамысловата: молодая женщина Кейси (Одетт Юстман) неожиданно узнает, что при родах умер ее брат-близнец – этот факт родители отчего-то всегда от нее скрывали. Героиню неожиданно начинают преследовать навязчивые образы – в поисках ответов на вопросы она обращается к прошлому умершей матери, которая хранила газетные вырезки со всеми нужными подсказками. Разгадывать буквально ничего не требуется: старая женщина Софи (Джейн Александер), к которой ведут все ниточки, оказывается родной бабушкой главной героини, владеющей всей нужной информацией – именно она популярно объясняет Кейси, что еще со времен нацистской Германии в детей их рода вселялся демон диббук, который обретает силу с каждым новым переселением. На счастье, возникает человек, который может все это безумие остановить – Седак (Гэри Олдман) соглашается произвести обряд экзорцизма и изгнать дьявола.
Между этими эпизодами происходит несколько схваток, погонь и сцен, которые не просто напоминают японские ужастики Хидео Накаты (Hideo Nakata) «Звонок» и «Темные воды» и «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина (William Friedkin), но являются точной их копией. Для убедительности обыграно еще несколько хрестоматийных образов: колокольчики, предвещающие звоном беду («Ловец снов» Лоуренса Каздана/(Lawrence Kasdan)), ангелоподобный ребенок с тяжелым взглядом («Омен» Ричарда Доннера /(Richard Donner)), роговицы глаз крупным планом, отражающие потустороннее и неизведанное («Глаз» Дэвида Моро (David Moreau) с Джессикой Альбой (Jessica Alba) в главной роли), ползающий парализованный («Ключ от всех дверей» Айэйн Софтли (Iain Softley) с Кейт Хадсон (Kate Hudson), ну и, конечно, «Зеркала» Александра Аджа (Alexandre Aja), вдохновившие авторов «Нерожденного» на выбор главного проводника нечисти из потустороннего мира. Апофеозом признания вторичности стал эпизод с просмотром черно-белой кинопленки, на которой не хватало только колодца и девочки с гладкими длинными черными волосами.
Однако магии имен оказалось явно не достаточно – фильм если и войдет в анналы киноистории, то исключительно в качестве цитатника культовых японских и голливудских ужастиков. Обращение ко всем архетипам и ключевым образам фильмов обозначенного жанра происходит не в формате аллюзий и реминисценций, не является пародией и не сообщает старым образам дополнительного развития, и это ставит под большое сомнение художественную ценность картины.
Сюжетная линия довольно незамысловата: молодая женщина Кейси (Одетт Юстман) неожиданно узнает, что при родах умер ее брат-близнец – этот факт родители отчего-то всегда от нее скрывали. Героиню неожиданно начинают преследовать навязчивые образы – в поисках ответов на вопросы она обращается к прошлому умершей матери, которая хранила газетные вырезки со всеми нужными подсказками. Разгадывать буквально ничего не требуется: старая женщина Софи (Джейн Александер), к которой ведут все ниточки, оказывается родной бабушкой главной героини, владеющей всей нужной информацией – именно она популярно объясняет Кейси, что еще со времен нацистской Германии в детей их рода вселялся демон диббук, который обретает силу с каждым новым переселением. На счастье, возникает человек, который может все это безумие остановить – Седак (Гэри Олдман) соглашается произвести обряд экзорцизма и изгнать дьявола.
Между этими эпизодами происходит несколько схваток, погонь и сцен, которые не просто напоминают японские ужастики Хидео Накаты (Hideo Nakata) «Звонок» и «Темные воды» и «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина (William Friedkin), но являются точной их копией. Для убедительности обыграно еще несколько хрестоматийных образов: колокольчики, предвещающие звоном беду («Ловец снов» Лоуренса Каздана/(Lawrence Kasdan)), ангелоподобный ребенок с тяжелым взглядом («Омен» Ричарда Доннера /(Richard Donner)), роговицы глаз крупным планом, отражающие потустороннее и неизведанное («Глаз» Дэвида Моро (David Moreau) с Джессикой Альбой (Jessica Alba) в главной роли), ползающий парализованный («Ключ от всех дверей» Айэйн Софтли (Iain Softley) с Кейт Хадсон (Kate Hudson), ну и, конечно, «Зеркала» Александра Аджа (Alexandre Aja), вдохновившие авторов «Нерожденного» на выбор главного проводника нечисти из потустороннего мира. Апофеозом признания вторичности стал эпизод с просмотром черно-белой кинопленки, на которой не хватало только колодца и девочки с гладкими длинными черными волосами.
Как известно, киноязык, состоящий из приемов воздействия на психику человека, изобрел еще Альфред Хичкок (Alfred Hitchcok), однако при всей универсальности «саспенс» работает только в связке с оригинальным образным рядом и талантливым воплощением. Не случайно когда-то обеим версиям «Звонка» - оригинальной и ремейку - хватило и менее протяжного нарастания ожидания, чем в классических триллерах, чтобы стать мировым бестселлером и законодателями канонов жанра: казалось, авторы вычленили из коллективного бессознательного все самые леденящие душу образы и вставили в видеоряд, напоминающий технику т. н. subliminal message - 25-го кадра.
Остальные цитируемые «Нерожденным» триллеры вряд ли являются шедеврами, но все их отличает определенная концептуальная целостность - механизмы работают слаженно, подчинены центральной идее и выражаются логично вытекающими из концепта художественными средствами. Так, в «Омене» акцентируется контраст невинного облика и бесовского естества, а также нумерологический символизм трех шестерок - развитие методов подчинено интерпретации библейского сюжета об Антрихристе и Конце света. В «Ключе от всех дверей» главным механизмом устрашения стало обыгрывание всего старого и ветхого (апофеоз – ползание парализованного), куда в бегстве от реальности попадает главная героиня. В «Зеркалах» страшное не случайно появляется из отражений в зеркалах – герой сознательно избегал правды о себе, отгораживаясь иной реальностью… В «Нерожденном» этой цельности мира нет, как нет и оригинальных образов - набору цитат и казавшихся универсальными приемов не находится оправдания в общем контексте.
Особенно разочаровывает решающая сцена экзорцизма, которой не предшествовало ни одного способа справиться с демоном, за счет чего победа выглядит легкой, а эмоциональный эффект резко снижается. Момента вовлечения не происходит совершенно – весь фильм зрителю предстоит только одно увлекательное занятие: угадывать до ужаса знакомые образы.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.