Канны-2010: запомните это имя
Время публикации: 25 Мая 2010
В минувшее воскресенье были оглашены имена победителей очередного, 63-го Каннского кинофестиваля – в целом небогатого на события, зато наконец-то занесшего в энциклопедии имя тайского режиссера Апитчапона Вирасетакуна (Apichatpong Weerasethakul), чей новый фильм “Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни” был награжден Золотой пальмовой ветвью. Таково устроившее, кажется, всех вернувшихся с Лазурного Берега решение Каннского жюри под руководством американца Тима Бертона (Tim Burton).
“Дядюшка Бунми” – первый с 1997 года азиатский фильм, взявший самую престижную награду кинофестиваля, ранее отмечавшего работы Вирасетакуна призами жюри (“Тропическая болезнь”, 2004) и программы “Особый взгляд” (“Благословенно Ваш”, 2002). Эта победа окончательно утвердила тайского режиссера в статусе любимца синефилов и кинокритиков, в котором он пребывает с начала двухтысячных, и, вероятно, заставит выучить его паспортные данные и тех, и других, и особо расторопных неофитов. Помимо прочего, “Дядюшка Бунми” (жанр которого принято определять как фантастическую комедию, а стилистику – как мистический неореализм) – часть целого арт-проекта “Примитив”, объединяющего фотографии, видеоинсталляции, а также короткий и полный метр. “Он снял то, чего никто из нас еще не видел”, – резюмировал выбор жюри его глава.
Второй по важности фестивальный приз – Гран-при – достался драме “О богах и людях” француза Ксавье Бовуа (Xavier Beauvois). Не остались без призов и его соотечественники Матье Амальрик (Mathieu Amalric), названный лучший режиссером за отмеченный еще и премией FIPRESCI фильм “Турне”, и Жюльетт Бинош (Juliette Binoche), признанная лучшей актрисой за роль в собравшей преимущественно хорошие отзывы “Заверенной копии” иранца Аббаса Кияростами (Abbas Kiarostami). Ранее награждавшаяся в Берлине и Венеции Бинош укомплектовала тем самым впечатляющий фестивальный хет-трик – отличное дополнение к имеющейся у нее премии “Оскар”.
С приза лучшему актеру за главную роль в “КрасАте” Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Alejandro González Iñárritu) начинается очередная оскаровская кампания Хавьера Бардема (Javier Bardem) – у академиков на хорошем счету и актер, и режиссер, а чем закончилось аналогичное признание годичной давности для Кристофа Вальца (Christoph Waltz), все мы хорошо знаем. Справедливости ради, Бардем, в отличие от Вальца, свой приз разделил – с Элио Джермано (Elio Germano) за роль в итальянской комедии “Наша жизнь”.
Среди других картин, заявивших о претензиях на участие в призовом сезоне, стоит отметить “Еще год” англичанина Майка Ли (Mike Leigh) и “Честную игру” американца Дага Лаймана (Doug Liman). Во втором случае критики отмечают роли Шона Пенна (Sean Penn) и в особенности Наоми Уоттс (Naomi Watts), а вот “Еще год” имеет шанс на целый ряд номинаций, включая “Лучший фильм”. Оправдали ожидания и Мишель Уильямс (Michelle Williams) с Райаном Гослингом (Ryan Gosling) из “Голубой валентинки” (программа “Особый взгляд”), и Майкл Дуглас (Michael Douglas) с Кэри Маллиган (Carey Mulligan) из внеконкурсного “Уолл-стрит 2” Оливера Стоуна (Oliver Stone).
Мнения по поводу новой картины Вуди Аллена (Woody Allen) предсказуемо разделились, а “Утомленные солнцем 2” Никиты Михалкова не менее ожидаемо оставили фестивальную публику в недоумении (а вот игровой дебют документалиста Сергея Лозницы был принят в целом доброжелательно). За пределами основного конкурса заметный резонанс вызвали предположительно последняя работа живого классика Жана-Люка Годара (Jean-Luc Godard), 5,5-часовой телефильм “Карлос” Оливье Ассайяса (Olivier Assays) и документалка “Тайная работа” Чарльза Фергюсона (Charlse Ferguson), собравшая превосходную прессу и уже назначенная главным фаворитом соответствующей оскаровской номинации.
Так или иначе, главные итоги Канн у каждого, как водится, свои. “Я принимаю эту награду как приглашение стать частью мирового кинематографа. Мне кажется, что на этой сцене я представляю не только свой фильм, но и свою нацию, а может, и целый континент”, – сообщил, получая приз жюри, уроженец Чада Махамат-Салех Харун (Mahamat-Saleh Haroun). “Я очень счастлив, особенно тому, что работа над моим следующим фильмом стала существенно легче, – признался обладатель “Золотой камеры” Майкл Роу (Michael Rowe). – Ведь частью этой награды является продукция Kodak на 50 тысяч евро”.
Ну а вот как выглядит официальный список лауреатов 63-го Каннского кинофестиваля:
Золотая пальмовая ветвь – “Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни” (Loong Boonmee raleuk chat) Апитчапона Вирасетакуна (Apichatpong Weerasethakul)
Гран-при – “О богах и людях” (Des hommes et des dieux) Ксавье Бовуа (Xavier Beauvois)
Лучший режиссер – Матье Амальрик (Mathieu Amalric), “Турне” (Tournée)
Приз жюри – “Кричащий человек” (Un homme qui crie) Махамата-Салеха Харуна (Mahamat-Saleh Haroun)
Лучший актер – Хавьер Бардем (Javier Bardem), “КрасАта” (Biutiful) и Элио Джермано (Elio Germano), “Наша жизнь” (La nostra vita)
Лучшая актриса – Жюльетт Бинош (Juliette Binoche), “Заверенная копия” (Copie conforme)
Лучший сценарий – Чан Дон Ли (Lee Chang-dong), “Поэзия” (Shi)
Лучший короткометражный фильм – “Лающий остров” (Chienne d'histoire) Сержа Аведикяна
Золотая камера – “Año Bisiesto” Майкла Роу (Michael Rowe)
“Дядюшка Бунми” – первый с 1997 года азиатский фильм, взявший самую престижную награду кинофестиваля, ранее отмечавшего работы Вирасетакуна призами жюри (“Тропическая болезнь”, 2004) и программы “Особый взгляд” (“Благословенно Ваш”, 2002). Эта победа окончательно утвердила тайского режиссера в статусе любимца синефилов и кинокритиков, в котором он пребывает с начала двухтысячных, и, вероятно, заставит выучить его паспортные данные и тех, и других, и особо расторопных неофитов. Помимо прочего, “Дядюшка Бунми” (жанр которого принято определять как фантастическую комедию, а стилистику – как мистический неореализм) – часть целого арт-проекта “Примитив”, объединяющего фотографии, видеоинсталляции, а также короткий и полный метр. “Он снял то, чего никто из нас еще не видел”, – резюмировал выбор жюри его глава.
Второй по важности фестивальный приз – Гран-при – достался драме “О богах и людях” француза Ксавье Бовуа (Xavier Beauvois). Не остались без призов и его соотечественники Матье Амальрик (Mathieu Amalric), названный лучший режиссером за отмеченный еще и премией FIPRESCI фильм “Турне”, и Жюльетт Бинош (Juliette Binoche), признанная лучшей актрисой за роль в собравшей преимущественно хорошие отзывы “Заверенной копии” иранца Аббаса Кияростами (Abbas Kiarostami). Ранее награждавшаяся в Берлине и Венеции Бинош укомплектовала тем самым впечатляющий фестивальный хет-трик – отличное дополнение к имеющейся у нее премии “Оскар”.
С приза лучшему актеру за главную роль в “КрасАте” Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Alejandro González Iñárritu) начинается очередная оскаровская кампания Хавьера Бардема (Javier Bardem) – у академиков на хорошем счету и актер, и режиссер, а чем закончилось аналогичное признание годичной давности для Кристофа Вальца (Christoph Waltz), все мы хорошо знаем. Справедливости ради, Бардем, в отличие от Вальца, свой приз разделил – с Элио Джермано (Elio Germano) за роль в итальянской комедии “Наша жизнь”.
Среди других картин, заявивших о претензиях на участие в призовом сезоне, стоит отметить “Еще год” англичанина Майка Ли (Mike Leigh) и “Честную игру” американца Дага Лаймана (Doug Liman). Во втором случае критики отмечают роли Шона Пенна (Sean Penn) и в особенности Наоми Уоттс (Naomi Watts), а вот “Еще год” имеет шанс на целый ряд номинаций, включая “Лучший фильм”. Оправдали ожидания и Мишель Уильямс (Michelle Williams) с Райаном Гослингом (Ryan Gosling) из “Голубой валентинки” (программа “Особый взгляд”), и Майкл Дуглас (Michael Douglas) с Кэри Маллиган (Carey Mulligan) из внеконкурсного “Уолл-стрит 2” Оливера Стоуна (Oliver Stone).
Мнения по поводу новой картины Вуди Аллена (Woody Allen) предсказуемо разделились, а “Утомленные солнцем 2” Никиты Михалкова не менее ожидаемо оставили фестивальную публику в недоумении (а вот игровой дебют документалиста Сергея Лозницы был принят в целом доброжелательно). За пределами основного конкурса заметный резонанс вызвали предположительно последняя работа живого классика Жана-Люка Годара (Jean-Luc Godard), 5,5-часовой телефильм “Карлос” Оливье Ассайяса (Olivier Assays) и документалка “Тайная работа” Чарльза Фергюсона (Charlse Ferguson), собравшая превосходную прессу и уже назначенная главным фаворитом соответствующей оскаровской номинации.
Так или иначе, главные итоги Канн у каждого, как водится, свои. “Я принимаю эту награду как приглашение стать частью мирового кинематографа. Мне кажется, что на этой сцене я представляю не только свой фильм, но и свою нацию, а может, и целый континент”, – сообщил, получая приз жюри, уроженец Чада Махамат-Салех Харун (Mahamat-Saleh Haroun). “Я очень счастлив, особенно тому, что работа над моим следующим фильмом стала существенно легче, – признался обладатель “Золотой камеры” Майкл Роу (Michael Rowe). – Ведь частью этой награды является продукция Kodak на 50 тысяч евро”.
Ну а вот как выглядит официальный список лауреатов 63-го Каннского кинофестиваля:
Золотая пальмовая ветвь – “Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни” (Loong Boonmee raleuk chat) Апитчапона Вирасетакуна (Apichatpong Weerasethakul)
Гран-при – “О богах и людях” (Des hommes et des dieux) Ксавье Бовуа (Xavier Beauvois)
Лучший режиссер – Матье Амальрик (Mathieu Amalric), “Турне” (Tournée)
Приз жюри – “Кричащий человек” (Un homme qui crie) Махамата-Салеха Харуна (Mahamat-Saleh Haroun)
Лучший актер – Хавьер Бардем (Javier Bardem), “КрасАта” (Biutiful) и Элио Джермано (Elio Germano), “Наша жизнь” (La nostra vita)
Лучшая актриса – Жюльетт Бинош (Juliette Binoche), “Заверенная копия” (Copie conforme)
Лучший сценарий – Чан Дон Ли (Lee Chang-dong), “Поэзия” (Shi)
Лучший короткометражный фильм – “Лающий остров” (Chienne d'histoire) Сержа Аведикяна
Золотая камера – “Año Bisiesto” Майкла Роу (Michael Rowe)
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.