«Неуместный человек»: глянцевый ад со всеми удобствами

Время публикации: 13 Февраля 2007
Автор: Агент Купер

Комфортабельный офис с красивым видом из окна, дружелюбное начальство, выплачивающее хорошее жалование, легкодоступные красивые женщины и страстная любовь безо всяких обязательств – так ли хороши все эти вещи, к которым так упорно стремится среднестатистический обитатель больших (и не только) городов? Ожидание приятней обладания. Норвежская фантасмагория «Неуместный человек» (Den Brysomme mannen) с пугающей достоверностью рассказывает нам о том, что все те элементы жизни в стиле «люкс», так искушающе смотрящие со страниц глянцевых журналов и кадров телерекламы, на деле пресны, скучны, бессмысленны, и, что самое страшное, счастье от их обладания никогда не сравнится с запахом свежевыпеченных булочек и детским смехом.

 Андреас не помнит, как он попал в это странное место. Услужливый водитель привез его в город, который больше похож на рай - воплощение всех желаний о тихой спокойной жизни. Работа, на которую он здесь устраивается, не требует от него больших усилий, коллеги по работе заботливы и дружелюбны. Привлекательная девушка отдается ему в первый же день знакомства. Вскоре они начинают жить вместе, и ничто не омрачает их совместную жизнь - сплошное взаимопонимание. Затем он заводит любовницу, но даже когда это происходит, первая девушка не испытывает к нему никакой ревности и принимает все абсолютно спокойно. Тотальная идиллия постепенно начинает выводить Андреаса из себя, он чувствует, что в этом мире что-то не так: отрезанный палец через несколько часов снова появляется у него на руке, а сбросившийся из окна сотрудник на следующий день снова оказывается на своем рабочем месте. Этот мир явно не для тех, кто желает чувствовать вкус жизни, настоящий живой вкус человеческого существования.

Норвежский самородок и рок-музыкант в прошлом открывает новый взгляд на киножанры, где давно уже все устоялось и выдумывать вроде бы нечего – и так хорошо. Но никогда еще антиутопия не была такой уютной, привлекательной и искусно замаскированной под волшебную сказку: просторные улицы, приветливые жители, свободная любовь и классическая музыка, услаждающая слух, – все это так не похоже на страшные миры Оруэлла, Замятина и других предвестников глобализации. Режиссеру Йенс Льену (Jens Lien) удается найти в этом видимом благополучии отрицательные стороны: блаженная самодостаточная жизнь обесценивает сама себя - даже алкоголь теряет в мире «неуместного человека» свои опьяняющие свойства, ведь главное его назначение – затуманить мозги, позволить человеку забыть о своих проблемах. А потому в мире без проблем водка выполняет лишь декоративную функцию. Ее пьют потому, что так принято.

Собственно, и все остальное здесь потому, что так принято. Дружба – потому, что так принято, секс – потому, что так принято, работа – потому, что так.… Не приняты здесь лишь смерть и тяжелые мысли, а те, кто об этом все-таки задумывается, моментально вписывается в ряды «неуместных людей» - такие индивиды несовместимы с идеальным миром, и таким является Андреас, один из немногих живых людей в мире беспечных манекенов.

Неуместен главный герой, неуместен и сам фильм. В современной системе координат, где даже для стран третьего мира налаживают экспорт сказок о великой американской мечте, он выглядит вызовом идеологии внешнего лоска и пресловутого внутреннего духless'а. С серьезностью, характерной романам Кафки, Йенс Льен пересказывает страшный сон человека, попавшего в секту правильных людей. Но правильно – не есть хорошо, ибо счастье не поддается правилам рационализма. Как бы бесконечно красивы ни были эти кадры, и как бы ни была волшебна атмосфера, созданная усилиями режиссера, операторов и актеров, страшного здесь больше, чем смешного и нелепого. Фильм «Неуместный человек» оставляет после себя долгое и приятное послевкусие, и ощущение этого послевкусия сигнализирует нам о том, что антиутопия Йенса Льена еще не до конца завоевала реальный мир. Мы все еще можем чувствовать и страдать. И это здорово.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.