Такеши Китано: грустный весельчак

Время публикации: 4 Ноября 2006
Автор: Агент Купер

Кто бы мог подумать, что нелепый кривляющийся комик из японского телевизионного шоу спустя некоторое время станет едва ли не главной фигурой азиатского авторского кинематографа. Актер и режиссер Такеши Китано (Takeshi Kitano) – улыбающийся человек с грустными глазами – снимает фильмы, похожие по характеру на него самого: печальные и смешные одновременно. Кого бы он ни играл – жестокого полицейского, сумасшедшего ученого или веселого бездельника – зритель всегда проникается к нему безумной симпатией, а то, что он хочет сказать будучи режиссером, проникает в самые потаенные уголки наших душ.

Такеши Китано родился в Токио 18 января 1947 года. Учился в Токийском Университете Мейджи, но через несколько лет бросил учебу – его не радовала перспектива стать  офисным служащим. Жил на деньги, полученные случайными заработками, сменил кучу работ и, работая кассиром в маленьком стриптиз-клубе, увлекся шоу-бизнесом. Попробовав себя в жанре пародии, Такеши решил стать комиком. От выступлений на маленьких сценах - к популярному телевизионному шоу. Комедийный дуэт «Two Beats» состоял из Бита Такеши (сценический псевдоним Китано) и его приятеля – Бита Киеши. Ребята достигли немалых успехов – уже через два года «Два бездельника» (так можно перевести название дуэта) получили приз японской телекомпании как лучший комический дуэт.

Ну а от телевидения недалека дорога в кино. Уже в 1981 году Такеши Китано снялся в первом большом фильме «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (Merry Christmas Mr. Lawrence), где исполнил свою первую серьезную драматическую роль - сержанта Хары. Успешно развенчав собственное комедийное амплуа, Китано в 80-е годы снялся во множестве фильмов разных жанров и различной художественной ценности. Ну а через восемь лет на экраны вышла первая работа Китано-режиссера – психологическая драма «Жестокий полицейский» (Violent Cop), рассказывающая о смертельном поединке между полицейским и преступником, каждый из которых должен преступить моральные принципы во благо своей цели.   

Японская мафия якудза на какое-то время стала основной темой творчества Такеши Китано. Ей посвящены такие работы режиссера как «Точка кипения» (Boiling Point) и «Сонатина» (Sonatine) – жестокие драмы с элементами классического криминального боевика, полные насилия и чисто японской ментальности. Китано-режиссер оказался человеком уравновешенным, снимающим глубокое созерцательное кино, в котором действие показано холодно и отстраненно. Статичная камера и продуманность каждого кадра стали фирменным стилем Китано. 

Впрочем, после этого режиссер решил попробовать себя в несколько другом кино. Трогательная поэтическая история «Сцены у моря» (Ano natsu, ichiban shizukana umi) и комедия абсурда «Снял кого-нибудь?» (Minnâ-yatteruka!) продемонстрировали, что он способен снимать совершенно разные по жанру и настроению картины, при этом сохраняя свой собственный стиль. 

В 1994 году в жизни режиссера происходит перелом – он попадает в аварию, отчего часть лица охватывает паралич. Это послужило поводом переосмыслить свою жизнь и творчество. В интервью того времени он заявлял, что должен изменить себя и свои фильмы. Так и случилось – следующая работа Китано «Детки возвращаются» (Kidzu ritan) в корне отличается от предыдущих. Здесь не обошлось без крови, драк и смерти, но язык режиссера в корне изменился. Он стал еще более философским и сентиментальным – в серой обыденности режиссер стал упорно искать красоту и гармонию. В итоге картина «Детки возвращаются» попала в программу Каннского кинофестиваля. 

А сразу после этого Такеши Китано порадовал киносообщество едва ли не лучшим фильмом 90-х годов – криминальной драмой «Фейерверк» (Hana-bi), где вновь вернулся к теме взаимоотношений полиции и якудза, рассказав печальную и кровавую историю бывшего копа, самостоятельно воюющего с японскими преступными кланами и заботящегося о своей больной жене. Без наград на мировых фестивалях не обошлось.

Затем был «Кикуджиро» (Kikujiro) - забавная история о великовозрастном бездельнике, помогающем девятилетнему мальчику найти его маму. Надо заметить, что в большинстве своих картин Китано сам исполняет главные роли и «Кикуджиро» - не исключение тому. В образе Кикуджиро актер и режиссер вновь проявил силу своего комедийного таланта – этот странный пройдоха и беспредельщик заставляет зрителя смеяться и грустить одновременно. Картина  опять же участвовала на Каннском кинофестивале, но увы – не получила ни одной награды – во всем виноват проказник Дэвид Кроненберг (David Cronenberg), возглавлявший жюри в том году. 

Но упорный Китано продолжал атаковать мировые фестивали – и в первую очередь Венецианский. Именно на нем произошли премьеры таких картин как «Куклы» (Dolls) и «Затойчи» (Zatoichi). Первая представляла собой невероятно красивый альманах историй любви, а вторая – историческую сагу о слепом воине, заступнике бедных. В результате «Куклы» остались без наград (хотя были встречены крайне одобрительно), а вот благодаря «Затойчи» Такеши Китано отхватил приз за лучшую режиссуру. Еще бы, многие после этой картины называли Китано едва ли не новым Куросавой.

Обрадованный победой в 2005 режиссер подарил Венеции шуточный сюрприз – комедийную картину «Такешис» (Takeshis’) - рассказывающую о закулисье шоу-бизнеса, в которой высмеял многие тайные стороны индустрии развлечений. А вот чему будет посвящен следующий фильм режиссера – покрыто пеленой тайны. Впрочем, как можно было убедиться – плохого от него ждать не имеет смысла.



Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.