«Пять препятствий»: что рождается в споре

Время публикации: 3 Ноября 2006
Автор: Агент Купер

Каждый ученик мечтает превзойти своего учителя. Для режиссера Ларса Фон Триера (Lars von Trier) таким учителем стал Йорген Лет (Jørgen Leth), читавший ему лекции по кинематографии в Копенгагене.  Триер стал страстным поклонником его творчества и, в частности, пересматривал 12-минутную короткометражку «Совершенный человек» (Det perfekte menneske), снятую Летом в 1967 году, порядка 20 раз. Это была любопытная черно-белая лента, в которой два актера (мужчина и женщина) выполняли простые действия – танцевали, ели, прыгали, падали на пол – а закадровый голос придавал происходящему на экране метафизический смысл. В какой-то момент ученик (Триер) решил, что стал экспертом в творчестве своего учителя (Йоргена Лета), и ему в голову пришла интересная идея. А что если устроить своеобразный художественный эксперимент – интеллектуальную битву между Летом и Триером, в ходе которой должна обнажиться творческая и человеческая сущность Учителя? Самое удивительное заключается в том, что Йорген согласился на эту странную авантюру и подчинил себя воле садиста–догматика, а все, что из этого получилось, стало основой для одной из самых удивительных лет последнего времени - «Пять препятствий» (De Fem benspænd).

Эксперимент начался. Триер предложил Йоргену сделать пять римейков «Совершенного человека» - пять раз мастер должен будет переснять свой фильм, а Триер будет ставить ему новые ограничения – так называемые «препятствия». Препятствие первое – фильм должен быть снят в том месте, где Йорген никода не был, без декораций, а длительность каждого плана не должна превышать 12 кадров (полминуты). Препятствие второе – съемки должны проходить в самом убогом по мнению автора месте на Земле, главного героя сыграет сам режиссер, который должен будет съесть богатый ужин перед камерой и бедными людьми, находящимися на съемочной площадке. Препятствие третье стало одним из самых сложных, его главное и единственное условие – абсолютная творческая свобода. Четвертое препятствие – «Совершенный человек» должен превратиться в мультфильм, самый нелюбимый жанр обоих авторов. И наконец последнее, пятое препятствие, заключается в том, что свой вариант короткометражки снимет сам Ларс Фон Триер, а Йорген Лет прочитает по бумажке текст, написанный специально для него. Весь процесс создания фильмов, дискуссии ученика и учителя, а так же конечные результаты их работы и станут впоследствии  материалом для картины «Пять препятствий».

Удивительная лента. Она сочетает в себе элементы документалистики, игрового кино, мультипликации, видеоклипа и других разновидностей аудио-визуального искусства. Все это производит неизгладимое впечатление на зрителя, открывая завесу тайны на процесс кинопроизводства и рисуя на экране подлинную сущность людей, стоящих по ту сторону экрана. Триер выглядит на экране настоящим тираном – он откровенно издевается над Летом, ставя его в жесткие, а иногда и вовсе невыполнимые условия. Датский догматик хочет сорвать со своего учителя маску «Великого Творца», пытается обнажить его человеческую сущность. Он желает, чтобы Йорген сдался и отказался от участия в проекте, признав тем самым свою творческую несостоятельность. Но Лет не так-то прост. Он режиссер со стажем и не привык останавливаться на пол пути.

«Пять препятствий» - это самая настоящая война (если это слово применимо в отношении искусства): Ларс Фон Триер объявил бой, Йорген Лет его принял. И у каждого свои методы борьбы: Триер берет своим прагматизмом и злой иронией по отношению к кинематографу. В мистере Лете же живо понимание искусства, как высшего дара от Бога, и он до конца продолжает служить этой вере. Чем больше наседает на него Триер, тем сильнее и качественнее выходит результат работы, так проявляется своеобразная самозащита автора от воздействия извне.

И как бы критики не ругали само понятие «римейка», фильм «Совершенный человек» возводит его в особый ранг искусства. Римейк – это не просто пересъемка старого материала на новый лад. Это своеобразное переосмысление исходной картины, свежий взгляд – попытка полемики со старым фильмом. Эксперимент Триера показывает, что в споре может родиться не только истина, но и самое настоящее искусство.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.