Ћарс ‘он “риер: бегущий по лезвию бритвы

¬рем€ публикации: 2 Ќо€бр€ 2006
јвтор: јгент  упер

¬ то врем€, как большинство кинематографистов гонитс€ за новомодными приемами и сверхсовременной техникой, он запрещает съемку со штатива, использование простейших фильтров и даже студийное освещение.  амера в его картинах посто€нно дрожит, тер€ет фокус, кадры нередко выход€т смазанными и зернистыми, монтаж грубый, небрежный, звук Ц сырой, с множеством посторонних шумов. Ќо самое удивительное то Ц что за весь этот технический брак, за который кажда€ уважающа€ себ€ студи€ увольн€ет своих работников, Ћарсу ‘он “риеру (Lars von Trier) дают премии и присваивают звание культового режиссера нового времени. “аков он - датский провокатор и диктатор от кинематографа.

“риер родилс€ 30 апрел€ 1956 года в ƒании, в городе  опенгаген. ¬ 20 лет сн€л свою первую любительскую короткометражку Ђ—адовник, выращивающий орхидеиї (Orchidegartneren). —ейчас он неохотно вспоминает об этой работе, говор€, что давно не пересматривал - она давалась ему нелегко. Ђ” мен€ в ней душа нараспашку, - говорит “риер, - с годами приходит умение не обнажать себ€ до такой степени, а показывать ровно столько, сколько необходимо. ѕо€вл€етс€ элемент самоконтрол€, тогда как раньше его не было. Ђ—адовник, выращивающий орхидеиї был каким-то Ђпсихованнымї Ч это самовыражение молодого человека, который пребывал в очень-очень плохом состо€нииї. «накомые оценили первый кинематографический эксперимент молодого Ћарса и посоветовали ему поступить в ƒатский »нститут  инематографии. „то он и сделал.

¬о врем€ учебы в киношколе начинающий режиссер сн€л еще несколько короткометражек, в которых про€вил большую страсть к экспериментам и отрицанию закостеневших академических приемов. Ђя никогда не занималс€ эстетическими экзерсисами только ради того, чтобы что-то попробовать. я просто делал какие-то вещи так, как было нужно. “е же темы и те же стилистические приемы вновь возникают и в моих более поздних работах, но ранние дали мне возможность поэкспериментировать с определенной техникойї. ¬доволь поэкспериментировав и успешно закончив киношколу, “риер дебютировал в большом кино. ≈го полнометражный фильм ЂЁлемент преступлени€ї (Forbrydelsens element) получил призы на фестивал€х в  аннах, ћангейме и „икаго.

”же в первой большой работе был за€влен особый взгл€д “риера на визуальную эстетику кино Ц элементы германского импрессионизма сочетались здесь с мрачным голливудским нуаром.  о всему прочему нестандартные изобразительные эксперименты Ћарс ‘он “риер совмещал с концептуальным подтекстом.  ак оказалось впоследствии, ЂЁлемент преступлени€ї стал первой частью эпической трилогии под условным названием Ђ≈вропаї, в которую вошли два следующих фильма “риера ЂЁпидеми€ї (Epidemic) и собственно Ђ≈вропаї (Europa), предрекающих падение европейской культуры, подтачиваемой засилием культуры американской.

¬ 1991-м году “риер вместе с продюсером Ђ≈вропыї ѕетером ќльбеком …енсеном (Peter Aalbek Jensen) создает собственную кинокомпанию ЂZentropa Entertainmentsї, задуманную как мощный продюсерский центр и ставшую ведущей силой скандинавского кинопроизводства. ¬ 1994 году они берутс€ за производство телевизионного сериала Ђ оролевствої (Kingdom), который тут же был окрещен Ђевропейским ответом на американский Ђ“вин ѕиксї (Twin Peaks). „етырехсерийный фильм о страшных тайнах и мистике, твор€щейс€ в огромной больнице, собрал такой высокий рейтинг, что в 1997 году “риер сн€л продолжение полюбившегос€ зрител€м сериала. ћало того - Ђ оролевствої даже было показано в европейских кинотеатрах.

–абота над телевизионным продуктом подтолкнула “риера к мысли о том, что зрителю не важна стилистика и технологическа€ сторона процесса, а все эффекты и сложные съемки только отвлекают от сюжета и персонажей. Ѕолее четко эти соображени€ были изложены в концептуальном киноманифесте Ђƒогма-95ї. ћанифест был подписан “риером, его посто€нным соратником “омасом ¬интербергом и  ристианом Ћевринсом и вызвал большой резонанс среди остальных кинематографистов.  то-то видел в нем спасение от засили€ так называемого Ђспецэффектногої кинематографа, кто-то считал работы Ђдогматиковї декадентскими, упадочными.

¬от лишь несколько отрывков из манифеста:

1. ¬се съемки могут происходить только на натуре. ѕри съемках не могут использоватьс€ декорации.
2. «вук и изображение не могут быть записаны отдельно друг от друга.
3.   использованию допускаетс€ только ручна€ камера.

4. ‘ильм должен быть цветным. Ќо специальное освещение недопустимо.
5. ќптические приемы, а также фильтры запрещаютс€.
6. ‘ильм не должен содержать поверхностного действи€. Ќе должно быть убийств, оружи€ и т.п.

 то-то и вовсе восприн€л Ђƒогму-95ї как забавную шутку, но Ћарс фон “риер старалс€ четко следовать этим правилам, хот€ нередко сам нарушал их в своих последующих работах. ¬ 1996 году он задумал новую трилогию, получившую название Ђ«олотое сердцеї. ¬ нее вошли картины Ђ–ассека€ волныї (Breaking the Waves), Ђ»диотыї (Idioterne) и Ђ“анцующа€ в темнотеї (Dancer in the Dark) - повествующие о люд€х, жертвующих собой ради счасть€ других.  ажда€ из картин была удостоена большого внимани€ со стороны критиков и кинофестивалей. “ак индустриальный мюзикл Ђ“анцующа€ в темнотеї с певицей Ѕьорк (Björk) в главной роли получил Ђ«олотую пальмовую ветвьї в  аннах, а Ѕьорк назвали лучшей актрисой года.

¬ данный момент “риер работает над своей третьей трилогией. ¬ противовес трилогии Ђ≈вропаї она получила название Ђ—Ўјї и, по замыслу “риера, рассказывает об јмерике, как ее видит сам режиссер. ”же сн€ты первые два фильма - Ђƒогвилльї (Dogville), Ђћандерлайї (Manderlay), в данный момент идет работа над третьей картиной Ђ¬ашингтонї (Wasington). “радиционный триерский минимализм в последних лентах режиссера доведен до крайней степени. ћало того, что все снимаетс€ на ручную камеру без специального освещени€ и адекватного монтажа, но даже натурные съемки и самые простейшие декорации в фильме напрочь отсутствуют. ¬место домов Ц нарисованные мелом схемы, вместо дн€ и ночи Ц смен€ющийс€ черный и белый задник. јктеры заход€т в несуществующие двери и смотр€т в несуществующие окна. ¬ысша€ степень аскетизма и конструктивизма. “акого не увидишь даже в телевизионных спектакл€х.

Ђ«анима€сь искусством, нужно все врем€ себ€ провоцировать, - говорит “риер, - Ќе исключено, что то, чем € сейчас занимаюсь, окажетс€ нежизнеспособным с точки зрени€ зрительского интереса или в каких-то других отношени€х, но € никогда не ставил под сомнение глубинные достоинства моей работы, то значение, которое она имеет дл€ мен€ самогої. „то ж, как говоритс€, все хорошо в определенном количестве, главное Ц чтобы дело не доходило до крайности. » “риер в своей новой трилогии, похоже, как раз до нее дошел и бежит по лезвию бритвы. —орветс€ он или достигнет своей цели Ц пока сказать сложно. Ќо €сно одно - режиссер не намерен возвращатьс€ назад.


 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ћонгслив Cookies Sheep
ѕлатье ISABELLA FELLINI
 ошелек Leo Ventoni
 уртка Furstenberg
Ѕрелок NICE GIRL
Ѕотинки Wrangler
“олстовка Patrizia Pepe
ѕуховик Hetrego
ёбка MY STYLE
—апоги Moda Donna
“апочки De Fonseca
¬ечернее платье Ashley Brooke
“уфли  Ecco
Ѕотфорты Caprice
ћини-юбка
ѕлатье ¬еста
ѕолусапоги Geox
‘утболка с принтом

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.