Ларс Фон Триер: бегущий по лезвию бритвы

Время публикации: 2 Ноября 2006
Автор: Агент Купер

В то время, как большинство кинематографистов гонится за новомодными приемами и сверхсовременной техникой, он запрещает съемку со штатива, использование простейших фильтров и даже студийное освещение. Камера в его картинах постоянно дрожит, теряет фокус, кадры нередко выходят смазанными и зернистыми, монтаж грубый, небрежный, звук – сырой, с множеством посторонних шумов. Но самое удивительное то – что за весь этот технический брак, за который каждая уважающая себя студия увольняет своих работников, Ларсу Фон Триеру (Lars von Trier) дают премии и присваивают звание культового режиссера нового времени. Таков он - датский провокатор и диктатор от кинематографа.

Триер родился 30 апреля 1956 года в Дании, в городе Копенгаген. В 20 лет снял свою первую любительскую короткометражку «Садовник, выращивающий орхидеи» (Orchidegartneren). Сейчас он неохотно вспоминает об этой работе, говоря, что давно не пересматривал - она давалась ему нелегко. «У меня в ней душа нараспашку, - говорит Триер, - с годами приходит умение не обнажать себя до такой степени, а показывать ровно столько, сколько необходимо. Появляется элемент самоконтроля, тогда как раньше его не было. «Садовник, выращивающий орхидеи» был каким-то «психованным» — это самовыражение молодого человека, который пребывал в очень-очень плохом состоянии». Знакомые оценили первый кинематографический эксперимент молодого Ларса и посоветовали ему поступить в Датский Институт Кинематографии. Что он и сделал.

Во время учебы в киношколе начинающий режиссер снял еще несколько короткометражек, в которых проявил большую страсть к экспериментам и отрицанию закостеневших академических приемов. «Я никогда не занимался эстетическими экзерсисами только ради того, чтобы что-то попробовать. Я просто делал какие-то вещи так, как было нужно. Те же темы и те же стилистические приемы вновь возникают и в моих более поздних работах, но ранние дали мне возможность поэкспериментировать с определенной техникой». Вдоволь поэкспериментировав и успешно закончив киношколу, Триер дебютировал в большом кино. Его полнометражный фильм «Элемент преступления» (Forbrydelsens element) получил призы на фестивалях в Каннах, Мангейме и Чикаго.

Уже в первой большой работе был заявлен особый взгляд Триера на визуальную эстетику кино – элементы германского импрессионизма сочетались здесь с мрачным голливудским нуаром. Ко всему прочему нестандартные изобразительные эксперименты Ларс Фон Триер совмещал с концептуальным подтекстом. Как оказалось впоследствии, «Элемент преступления» стал первой частью эпической трилогии под условным названием «Европа», в которую вошли два следующих фильма Триера «Эпидемия» (Epidemic) и собственно «Европа» (Europa), предрекающих падение европейской культуры, подтачиваемой засилием культуры американской.

В 1991-м году Триер вместе с продюсером «Европы» Петером Ольбеком Йенсеном (Peter Aalbek Jensen) создает собственную кинокомпанию «Zentropa Entertainments», задуманную как мощный продюсерский центр и ставшую ведущей силой скандинавского кинопроизводства. В 1994 году они берутся за производство телевизионного сериала «Королевство» (Kingdom), который тут же был окрещен «европейским ответом на американский «Твин Пикс» (Twin Peaks). Четырехсерийный фильм о страшных тайнах и мистике, творящейся в огромной больнице, собрал такой высокий рейтинг, что в 1997 году Триер снял продолжение полюбившегося зрителям сериала. Мало того - «Королевство» даже было показано в европейских кинотеатрах.

Работа над телевизионным продуктом подтолкнула Триера к мысли о том, что зрителю не важна стилистика и технологическая сторона процесса, а все эффекты и сложные съемки только отвлекают от сюжета и персонажей. Более четко эти соображения были изложены в концептуальном киноманифесте «Догма-95». Манифест был подписан Триером, его постоянным соратником Томасом Винтербергом и Кристианом Левринсом и вызвал большой резонанс среди остальных кинематографистов. Кто-то видел в нем спасение от засилия так называемого «спецэффектного» кинематографа, кто-то считал работы «догматиков» декадентскими, упадочными.

Вот лишь несколько отрывков из манифеста:

1. Все съемки могут происходить только на натуре. При съемках не могут использоваться декорации.
2. Звук и изображение не могут быть записаны отдельно друг от друга.
3. К использованию допускается только ручная камера.

4. Фильм должен быть цветным. Но специальное освещение недопустимо.
5. Оптические приемы, а также фильтры запрещаются.
6. Фильм не должен содержать поверхностного действия. Не должно быть убийств, оружия и т.п.

Кто-то и вовсе воспринял «Догму-95» как забавную шутку, но Ларс фон Триер старался четко следовать этим правилам, хотя нередко сам нарушал их в своих последующих работах. В 1996 году он задумал новую трилогию, получившую название «Золотое сердце». В нее вошли картины «Рассекая волны» (Breaking the Waves), «Идиоты» (Idioterne) и «Танцующая в темноте» (Dancer in the Dark) - повествующие о людях, жертвующих собой ради счастья других. Каждая из картин была удостоена большого внимания со стороны критиков и кинофестивалей. Так индустриальный мюзикл «Танцующая в темноте» с певицей Бьорк (Björk) в главной роли получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а Бьорк назвали лучшей актрисой года.

В данный момент Триер работает над своей третьей трилогией. В противовес трилогии «Европа» она получила название «США» и, по замыслу Триера, рассказывает об Америке, как ее видит сам режиссер. Уже сняты первые два фильма - «Догвилль» (Dogville), «Мандерлай» (Manderlay), в данный момент идет работа над третьей картиной «Вашингтон» (Wasington). Традиционный триерский минимализм в последних лентах режиссера доведен до крайней степени. Мало того, что все снимается на ручную камеру без специального освещения и адекватного монтажа, но даже натурные съемки и самые простейшие декорации в фильме напрочь отсутствуют. Вместо домов – нарисованные мелом схемы, вместо дня и ночи – сменяющийся черный и белый задник. Актеры заходят в несуществующие двери и смотрят в несуществующие окна. Высшая степень аскетизма и конструктивизма. Такого не увидишь даже в телевизионных спектаклях.

«Занимаясь искусством, нужно все время себя провоцировать, - говорит Триер, - Не исключено, что то, чем я сейчас занимаюсь, окажется нежизнеспособным с точки зрения зрительского интереса или в каких-то других отношениях, но я никогда не ставил под сомнение глубинные достоинства моей работы, то значение, которое она имеет для меня самого». Что ж, как говорится, все хорошо в определенном количестве, главное – чтобы дело не доходило до крайности. И Триер в своей новой трилогии, похоже, как раз до нее дошел и бежит по лезвию бритвы. Сорвется он или достигнет своей цели – пока сказать сложно. Но ясно одно - режиссер не намерен возвращаться назад.


Каталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Блузка-туника в полоску
Майка-борцовка
Футболка Diesel
Плавки Cari
Футболка Billionaire
Брюки Maison Scotch
Платье ICHI
Чулки OROBLU
Юбка Marc OPolo
Шторы для ванной Magic Lady
Босоножки Napapijri
Бюстгальтер Marie Meili
БАЗОВАЯ ФУТБОЛКА ДЛЯ МУЖЧИН
Платье Y.O.U.
Джинсы Diesel
Зонт-трость Flioraj
Эспадрильи Stephan
Прямые джинсы KANZLER

Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.