КУБ – все гениальное просто

Время публикации: 2 Ноября 2006
Автор: Агент Купер

Для того, чтобы снять фильм, о котором будут говорить многие годы и который будут пересматривать неоднократно, каждый раз открывая в нем новые грани, не нужен большой бюджет и раскрученные кинозвезды. Достаточно небольшого замкнутого кубического помещения длиной, высотой и шириной в 14 футов, 7 малоизвестных актеров и концептуальный сценарий. Собственно говоря, на сценарии, а точнее - на одной простой, но интересной идее держится фильм «Куб» (Cube), который за очень короткое время наделал много шума в жанре фантастического триллера. 

Несколько человек, никак не связанных между собой, обнаруживают себя в странных кубических комнатах, многие из которых таят в себе ужасные ловушки. Однако самым неизбежным препятствием для несчастных стал их собственный страх, плавно перетекающий в панику и паранойю. Совершенно не понятно, кто заточил их в этом бесконечном лабиринте и что их здесь ждет. Пытаясь разгадать страшный ребус, они погибают один за другим, но вопрос о том, чей же страшный гений изобрел эту загадочную конструкцию, становится практически неразрешимым.

До того, как в 1997 году этот низкобюджетный канадский фильм стал сенсацией независимого кинематографа, его режиссер был известен только в качестве одного из создателей сериала «Пси-фактор» ("PSI Factor: Chronicles of the Paranormal"). Винченцо Натали (Vincenzo Natali) родился в Детройте в 1969 году, а когда ему исполнился год, родители переехали жить в Торонто. Там он увлекся кино, окончил кинематографический факультет и устроился работать на режиссерской студии Канадского центра кинематографии. В 1996 году вышел первый небольшой фильм Винченцо «Elevated», получивший специальный приз канадской киноассоциации.

Этот успех позволил ему найти инвестиции на съемки первой полнометражной работы, которой и стал «Куб». Картина была снята за смехотворные для большого кино деньги – 300 тысяч долларов, при том,  что все спецэффекты к фильму известная компания C.O.R.E. (известная, кстати, по спецэффектам в фильмах «Люди-Икс» (X-men) и «Блэйд-2» (Blade-2)) делала бесплатно – в этом выражалась ее поддержка канадской киноиндустрии. И инвесторы не прогадали. Этот мрачный клаустрофобический триллер, в основе которого лежит оригинальный и захватывающий сюжет, принял участие в двух десятках международных фестивалей и получил 5 призов в Торонто.

Впрочем, критики восприняли этот фильм сдержанно – актерская игра в нем явно не блистала, каких-то особых визуальных изысков здесь тоже не было, да и диалоги были слабыми и наивными. Все признавали только одно неоспоримое достоинство картины – необычную идею. Действительно, поместить семь человек в замкнутое пространство, таящее в себе много опасностей, не давая этому однозначных объяснений – идея достаточно смелая и интригующая, а экзистенциализм и экстремальная психология создавали картине неповторимый ореол таинственности и экспрессии.

Кстати, на этом концептуальная составляющая фильма не заканчивалась. Дело в том, что семь заключенных зловещего куба носили имена, созвучные с названиями шести известных тюрем: Квентин был назван в честь тюрьмы Сан-Квентин в Калифорнии, Холлоуэй – это известная тюрьма в Англии, Рене – во Франции, тюрьма Альдерсон находится в Западной Вирджинии, Ливэн и Уорт составляют название тюрьмы Ливэнуорт в Канзасе, и даже про Россию авторы не забыли – имя Кэзан образовано от названия города Казань, где, как известно, находится знаменитая казанская тюрьма.

Гениальность задумки Винченцо Натали заключалась в том, что он так и не объяснял до конца, что же на самом деле произошло с героями. Это создавало удивительную атмосферу тайны и предполагало бесчисленное множество трактовок: кто-то думал, что это очередной правительственный эксперимент, другие предполагали, что это проделки внеземных цивилизаций, а третьи и вовсе воспринимали происходящее, как массовую галлюцинацию. К несчастью, продюсерам часто плевать на внутреннюю философию картины. Им нужны быстрые деньги, а потому каждая прибыльная идея тут же пускается в оборот. Так случилось и с «Кубом». Сиквел (продолжение) «Гиперкуб» (Cube 2: Hypercube ) и приквел (предыстория) «Куб ноль» (Cube Zero) были основаны на идее первого фильма, но за сравнительно большим сюжетом скрывалась коммерческая эксплуатация темы. Концовка «Гиперкуба» срывала с оригинальной задумки ореол тайны, а «Куб Ноль» и вовсе детально показывал весь механизм «устройства».

Все происходящее в трилогии было объяснено, как секретный правительственный эксперимент, а детальные подробности оказались настолько банальными, что многие поклонники первого фильма заявили, что лучше бы такого продолжения и вовсе не было. Кстати, Винченцо Натали был режиссером только первой части, а в остальных двух фигурировал только в качестве продюсера.

Вряд ли изначально он думал о таком исходе дела. Еще до появления сиквела ходила легенда о том, что в 1997 году режиссер снял короткометражный фильм, показывающий Куб изнутри, но вовремя спохватился и уничтожил его. Уж больно автор не хотел раскрывать эту тайну. Однако большие деньги заставили его изменить свои принципы. Сейчас Винченцо Натали стал успешным режиссером – его новые картины «Шифр» (Cypher) и «Пустота» (Nothing) тоже получили признание любителей новаторской фантастики, а сейчас он работает над своим очередным фильмом под рабочим названием «High Rise». А ведь все так загадочно начиналось. Впрочем, от всего этого первый «Куб» не теряет своего очарования.

 



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.