Дэвид Финчер – творец тьмы и хаоса

Время публикации: 1 Ноября 2006
Автор: Агент Купер

Его называли преемником Джорджа Лукаса, ходили слухи, что именно он будет снимать продолжение «Звездны войн», да и сам он говорил, что именно у Лукаса учился искусству кинематографа. Однако его истинным духовным наставником на каком-то подсознательном уровне стал Альфред Хичкок. Именно Финчеру предстояло возродить каноны классического триллера, где важным  составляющим был не хоррор с огромным количеством крови и чудовищ, а по-настоящему хичкоковский саспенс, психологическое напряжение, рождающее в душах зрителя истинный ужас.

Дэвид Финчер родился в 1962 году в городе Денвер, штат Колорадо. По счастливой случайности, которая сыграла большую роль в жизни Дэвида, он жил на одной улице с известным режиссером Джорджем Лукасом, создателем знаменитых «Звездных войн». Молодой Финчер был большим фанатом этой космической саги и однажды попросил своего знаменитого соседа устроить его на работу на съемочной площадке. Таким образом в конечных титрах фильма «Возвращение Джедая» появилась надпись: «Ассистент оператора по спецэффектам – Дэвид Финчер». Но никто не мог предположить, что в будущем это имя будет появляться в начальных титрах, с непременной подписью «режиссер».

Прежде чем попасть в большое кино Финчер решил поупражняться в малых жанрах. Его рекламные ролики для фирм «Nike» и «Coca-Cola» стали лучшими образцами телевизионной рекламы 90-х годов, а музыкальные клипы для звезд первой величины – Мадонны, Майкла Джексона, Джорджа Майкла, «Роллинг Стоунз» и «Аэросмит» - вошли в золотой видеофонд MTV. Именно отсюда пошла любовь Финчера к неожиданным ракурсам и клиповому монтажу, ставшая важной составляющей его режиссерского стиля.

Вдоволь натренировавшись на 3-5 минутных роликах и клипах, Финчер решил попробовать себя в большом метре. И сразу же столкнулся с таким явлением как консервативность голливудских чиновников. Они не дали ему снимать что-то свое, авторское, а со специфичным для них скепсисом доверили успешному клипмейкеру проверенный бренд - третью часть «Чужих». Сценарий был абсолютно сырым, он помещался на 42-х страницах, но что-то надо было делать. Финчер сделал все, что мог. И в блине, который, естественно, оказался комом, все-таки можно заметить чисто финчеровскую изюминку.  

Во второй раз Финчеру повезло. Ему достался великолепный сценарий Эндрю Кевина Уолкера «Семь», история о маньяке, жестоко наказывающем людей за их грехи. Именно этот фильм показал, кто такой настоящий Финчер. Кто бы мог подумать, что ярый фанат космической сказки про звездные войны, на деле окажется творцом мрачного и депрессивного мира, покрытого серой дымкой и черными тенями. Именно черными, а не темными. Чтобы добиться такого эффекта Финчер использует специальную технику. Он говорит, что всегда любил темноту.  «Съемки - это только один процент работы, - заявляет режиссер, - Остальные девяносто девять - это собирание тотального хаоса, который тебя переполняет, в единую картину, которую ты должен снять».

В своей третьей картине «Игра» (1997) Финчер продолжил рисовать этот страшный мир, наполненный хаосом, мраком и паранойей. Главный герой фильма, роль которого исполняет Майкл Дуглас - успешный бизнесмен, который ради психологической встряски вступает в рискованную игру, где сложно различить, где выдумка, а где реальность. Постепенно встряска превращается в настоящее потрясение. Элитное развлечение превращается в жуткий кошмар, загоняющий в тупик не только героя, но и зрителей.

В 1999 году Финчер пошел на рискованное дело. Он решил экранизировать роман «Бойцовский клуб» скандального представителя современной альтернативной культуры Чака Паланика, гимн анархии и андеграунду, протест против мира массового потребления. Как и можно было предполагать, столь провокационную тему не все восприняли на ура. Критика отнеслась к картине неоднозначно, но для всех преданных поклонников Финчера именно «Бойцовский клуб» считается венцом его режиссерской карьеры. Потрясающий актерский дуэт Брэда Пита и Эдварда Нортона, яркая игра дополняющей их дуэт Хелены Бонем-Картер, отличные съемки и сумасшедший монтаж стали своего рода кинематографическим воплощением философии нового поколения ИКС. Это фильм для тех, кому надоела обывательская система ценностей, всеобщая глобализация и философия тотального потребления.

В 2002 году Финчер впервые продемонстрировал мастерство настоящего классического триллера, восходящего своими корнями к первым триллерам Альфреда Хичкока. Он снял настоящий саспенс «Комната страха», историю о женщине и ее дочери, скрывающихся в тайной комнате от проникших в дом грабителей. Это фильм, который держит в напряжении до самого конца, увеличивая психологическое давление на зрителя с каждым новым кадром и звуком. Клаустрофобический триллер, в очередной раз демонстрирующий любовь Финчера к темноте и замкнутым пространствам, доказал, что режиссер может не только шокировать, но и снимать ровное жанровое кино, где съемки и монтаж не мешают актерской игре и созданию обволакивающей атмосферы ужаса.

На дворе 2006 год, а Дэвид Финчер вновь не сидит без дела. В самом скором времени на мировые экраны выйдет его новый триллер «Зодиак», основанный на реальных событиях, истории маньяка по кличке Зодиак, который в течение 25 лет терроризировал город Сан-Франциско. В главных ролях снялись Джейк Джилленхол и Роберт Дауни-младший, а сценарий к картине написал автор «Базы Клейтон» Джеймс Вандербилт. Но главное в проекте, конечно, не реальная история, актеры и автор сценария, а сам Дэвид Финчер. Ведь творческая биография режиссера еще только начинается, и от этого еще интереснее наблюдать, по какому же пути пойдет Дэвид – по ровной классической дороге, начатой Альбертом Хичкоком, или по ухабистой тропинке поколения MTV. И в 2006-ом Финчер должен сделать этот решающий шаг.

 



Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.