Вечное сияние чистого разума: свежий взгляд на любовь

Время публикации: 31 Октября 2006
Автор: Агент Купер

Название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Мind» является строчкой из поэмы знаменитого английского поэта XVIII века Александра Поупа «Элоиза Абеляру». Она была написана по мотивам событий, происходящих в жизни философа Петра Абеляра, влюбленного в свою 18-летнюю ученицу Элоизу. Роман между Петром и Элоизой был необычайно возвышенным и в то же время безнадежно  несчастным. Нельзя сказать, что картина Мишеля Гондри (Michel Gondry) по сценарию Чарли Кауфмана (Charlie Kaufman) является современной трактовкой событий прошлого, однако любовь главных героев фильма нисколько не уступает в своей поэтичности, возвышенности и трагичности.

Роман Джоэла и Клементины развивался так же, как миллионы романов миллионов людей на этой огромной земле. Встретились как-то два одиночества, увидели друг в друге свое счастье и спасение, и все завертелось... Потом страсть исчезла, замутненные влюбленностью глаза начали замечать недостатки, и на место любви пришло разочарование. Клементина оказалась взбалмошной стервой, а Джоэл – занудой и неудачником. Постоянные ссоры и конфликты так надоели отчаянной девушке с фиолетовыми волосами, что она решила навсегда вычеркнуть Джоэла из своей в жизни. Причем не просто запретить себе вспоминать о нем, а с помощью сверхсовременных технологий стереть из памяти каждую клеточку мозга, хранящую память о бывшем парне. Двадцать первый век, что ни говори… 

Один из лучших сценаристов современного Голливуда Чарли Кауфман продолжает доказывать зрителю, что самое загадочное место на свете – это не бермудский треугольник и уж тем более не марсианские впадины, а человеческий разум. Причем огромнейший интерес для кинематографического исследования представляет не обязательно разум какого-нибудь великого человека типа Джона Малковича (напомню, что тот самый Кауфман был автором сценария фильма «Быть Джоном Малковичем»), а сознание каждого из нас. Порой там можно обнаружить лабиринты и потайные места, в своей неизведанности не уступающие планетам далеких галактик. Сценарий Кауфмана как всегда поражает свежестью и остротой идей. Казалось, что нового можно сказать о любви в таком «замыленном» жанре, как романтическая комедия? А он сказал. Переработав вторсырье из заезженных сюжетных ходов, характеров и диалогов, Кауфман построил принципиально новую конструкцию, положив историю любви Джоэла и Клементины под микроскоп психоанализа.

Ничуть не уступает сценарию и режиссура картины. В послужном списке француза Мишеля Гондри значится работа над клипами многих известных исполнителей, таких как Бьорк, «The Chemical Brothers» и «Daft Punk». Работая над «Вечным сиянием чистого разума» он взял все лучшее, чему его научила работа клипмейкера. Фильм получился по-французски стильным. Операторская работа не просто фиксирует действия героев, а помогает в создании атмосферы, картинка дышит какой-то необъяснимой свежестью, монтаж не чисто функциональный, а на редкость живой, осмысленный, и, конечно, музыка, которая не просто работает на настроение эпизодов, но и создает сильные эмоциональные акценты.

Нередко можно слышать в разговорах о том или ином фильме, что вот там-то хорошо поработал оператор, там-то проявил себя звукорежиссер. А что делал режиссер? – никто сказать не может. Такое впечатление, что он сидел где-то неподалеку, а всю работу за него делали профессионалы, не нуждающиеся в указаниях. Про «Вечное сияние чистого разума» так сказать нельзя. Потому что здесь рука режиссера чувствуется очень хорошо. Получив в распоряжение настоящих профессионалов своего дела, он смог сбалансировать силы и не дал чему-то одному выбиваться вперед. И звук, и картинка, и игра актеров одинаково хороши, никто не тянет одеяло на себя. Немножко выдается из общей картины гениальнейший сценарий, но на то он и Чарли Кауфман, ограничивать его было бы со стороны Гондри глупым решением.

Отдельно хочется отметить игру Джима Керри. Работа с Кауфманом и Гондри дала ему возможность доказать, что фильм, где он ни разу не скорчит никакой рожи, будет иметь кассовый успех. Конечно, до этого были попытки серьезных драматических ролей, как, например, «Маджестик» (The Majestic), «Кабельщик» (The Cable Guy) или «Человек на Луне» (Man on the Moon), но особой популярностью эти картины не пользовались, а про Керри говорили - ему бы лучше продолжать изображать клоунов и оставить все попытки сменить амплуа. С ролью Джоэла в «Вечном сиянии…» он справился блестяще. Его герой притягивает какой-то особой энергетикой, в нем чувствуется душа и сердце. Не уступает Керри и Кейт Уинслет (Kate Winslet). Ее нервная, закоплексованная, но одновременно трогательная и милая героиня вызывает большую симпатию у зрителя. Отличный дуэт двух актеров ставит их героев в один ряд с Ромео и Джульеттой, Тристаном и Изольдой и другими знаковыми любовными парами кино и литературы.

Но самое главное - вовсе не то, как снят этот фильм, насколько хорош и неординарен сценарий и как замечательна актерская игра. Самое важное в «Вечном сиянии чистого разума» то, что, посмотрев его, вы не просто отлично проведете время, но и еще раз задумаетесь об огромной цене чувства под названием Любовь. О том, что не стоит бросаться в омут, пытаясь навсегда забыть о любимом человеке. Ведь те недостатки и мелочи, которые вас жутко бесят в нем, ничто – по сравнению с теми счастливыми моментами, которые вы провели вместе.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.