«Парфюмер»: волшебные ароматы в мире попкорна

Время публикации: 19 Сентября 2006
Автор: Агент Купер

Режиссер «Парфюмера» (Perfume: The Story of a Murderer) очень похож на главного героя своей картины. Дело не только во внешнем сходстве Тома Тыквера (Tom Tykwer) и актера Бена Уишоу (Ben Whishaw), исполнившего главную роль. Сходны принципы работы. С каким рвением хладнокровный убийца выкачивал ароматы из тел убитых девушек, с таким же маниакальным упорством режиссер «дистиллирует» сущность романа Зюскинда (Patrick Süskind) и переводит ее в кинематографический эквивалент. Экранизация бестселлера – это всегда очень сложно: одни компоненты в ходе «дистилляции» безвозвратно теряются, но зато другие становятся еще более яркими и выразительными.

Франция, XVIII век. Бог лишил Жана-Батиста Гренуя многого: матери, крыши над головой, денег и красивой внешности. Но взамен молодому юноше был дан великий дар – сверхъестественное обоняние, которое позволяло ему различать и запоминать самые тонкие и неуловимые ароматы.  Он не только чувствует запахи цветов и тухлой рыбы, но может уловить запах битого стекла, холодной воды и даже аромат человеческих чувств. Вскоре парень устраивается работать в лавку знаменитого парфюмера и быстро добивается уважения со стороны хозяина – благодаря таланту Гренуя, способного придумывать самые сногсшибательные ароматы для духов, парфюмерная лавка начинает пользоваться большим успехом в округе. Но однажды парня постигает откровение - он понимает, что нашел то единственное, что не издает запаха. Это его тело. И тогда он решает самостоятельно придумать для себя аромат, однако для того, чтобы его сделать, необходим особый ингредиент – запах юных девушек. И ради этого ингредиента Гренуй способен на все что угодно – в том числе, и на серию убийств. 

20 лет ожидания экранизации этой книги оправдали себя. Остается лишь предполагать, какими бы вышли варианты Кубрика, Скорцезе или Формана, однако можно однозначно заявить, что Тыквер справился с задачей на твердую пятерку. Наверное, это одна из самых адекватных экранизаций литературных произведений последнего времени. В содержательном плане режиссер не стал отклоняться от книги и практически без изменений перенес ее на экран. Существенно сокращены или убраны лишь эпизоды, в которых отсутствует действие (к примеру, отшельническая жизнь Гренуя в горах), а небольшие отступления от книги сделаны крайне осторожно. Сюжет, безусловно, хорош, однако тем, кто читал книгу до просмотра, в определенный момент станет скучно. Зато на зрителей, не знакомых с оригиналом, история монстра с божественным талантом произведет должное впечатление.

По своей сути «Парфюмер» - это большая метафора, собирательный портрет художника, который ради искусства готов пойти на любые жертвы. И пусть голос за кадром утверждает, что Гренуй делает это из ненависти или наоборот – большой любви к людям. На самом деле он просто обречен подчиняться воле своего таланта. Великий дар рвется наружу и заполняет собой все помыслы и желания того, кто им обладает. Здесь точки зрения писателя и режиссера сильно расходятся. Если Зюскинд в своей книге пытался вызвать крайнюю антипатию к Жану-Батисту Греную, показать колоссальную разницу между чудесными духами, которые он создает, и мерзкой сущностью их автора, то Тыквер делает все, чтобы вызвать сострадание к своему герою. В его понимании этого человека всего лишила жестокая судьба - выбросила на грязный парижский базар, на котором он едва не умер, задыхаясь в зловонии помойки, где его оставила жестокая мать. А затем он окончательно угробил свое здоровье, обрабатывая козлиные шкуры под присмотром бессердечного хозяина. Потому у него отсутствуют все моральные и этические нормы, а единственными жизненными ориентиром являются таланти творческая энергия.

Связав себе руки в содержательном плане, режиссер обрел свободу в визуальной стороне фильма. Здесь ему нет равных – все свои усилия Том Тыквер направил на то, чтобы воссоздать то новое измерение, которое открывает книга Зюскинда каждому читателю. Это измерение запахов и ароматов. Роль парфюмеров взяли на себя оператор и композитор. Игра света, различные сочетания теней и полутеней, музыкальные акценты – все это работает на то, чтобы зритель физически стал ощущать те чудесные ароматы, которые издают предметы на экране. Жаль, но это удается далеко не всегда - псевдоблагоухание перебивается запахом попкорна, которым наполняется зал с первых минут просмотра. Таковы реалии уже не XVIII, а нашего, XXI века.

 

 


Каталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Легинсы
Базовые джинсы SLIM
Бикини
Лоферы Vitacci
Классическая рубашка
Трусыстринги DKNY
Туфли AVENIR PREMIUM
Ключница aunts  uncles
Валенки ZDAR
Кардиган richroyal
Кеды WOZ
Балетки Elita
Бейсболка Goorin Bros
Трусы Topshop
Куртка Napapijri
Ботфорты Ana Lublin
БАЗОВАЯ ФУТБОЛКА ДЛЯ МУЖЧИН
Повседневные брюки

 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.