Кино недели: «Пределы контроля»

Время публикации: 28 Октября 2009
Автор: Сергей Степанов
Пределы контроля / The Limits of Control
★★☆☆☆
Режиссер: Джим Джармуш (Jim Jarmusch)
В ролях: Исаак Де Банколе (Isaach De Bankole), Билл Мюррей (Bill Murray), Тильда Суинтон (Tilda Swinton), Гаэль Гарсия Берналь (Gael Garcia Bernal), Джон Херт (John Hurt), Хиам Аббасс (Hiam Abbass)

Фактурный негр (Де Банколе) – предположительно наемный убийца – путешествует по Испании, спит с открытыми глазами, раз в неделю меняет костюмы, раз в три дня встречает связных (Суинтон, Берналь и прочие), исправно отвечает “нет” на вопрос “Вы же не говорите по-испански?” (хотя на самом деле – это же Де Банколе – все и всех понимает), меняется со связными спичечными коробками, вынимает оттуда бумажки, прочитывает их, глотает и запивает эспрессо (эспрессо должно быть две порции, в двух отдельных чашках). Потом появляется Билл Мюррей, потом главный герой переодевается в костюм сборной Камеруна по футболу – вот и сказке конец.

Объяснение всему, что происходит (точнее сказать, не происходит) в этом странном фильме, имеется в одной из финальных сцен и звучит приблизительно в духе дискуссий по поводу “Черного квадрата” Малевича: если вместо фильма вам показывают белую тряпку, это вовсе не значит, что не найдутся желающие смотреть на нее два часа подряд. То, что “Пределы контроля” – не столько кино, сколько жест, метафора, мнение отдельно взятого режиссера по отдельно взятому вопросу, само по себе не так уж страшно. Джармуша оправдывает то, что он Джармуш. Но в этом же, как ни крути, и главная проблема этого его фильма.

Проблема в том, что от режиссера “Мертвеца”, “Пса-призрака” и “Более странно, чем в раю” ждешь несколько большего, чем унылой, невнятной, то и дело скатывающейся в самопародию абстракции. Есть, конечно, свой шик в том, чтобы занять артистов уровня Суинтон или там Херта минутными мелодекламациями многозначительной муры. Есть соблазн предположить, что показательное упрощение языка и вопиющее усреднение собственного стиля – это такая оценка своего же статуса в определенных кругах. Есть, наконец, основания отметить оператора Кристофера Дойла (занятого у Вонга Кар Вая) и хороший саундтрек (песчаную американу и хмурый гитарный эмбиент; пуще всех расстарались японцы Boris).

Но, в конечном счете, хочется называть вещи своими именами. Высидеть “Пределы контроля” до финальных титров можно только из принципа и/или будучи большим поклонником Джармуша. В сравнении с любым из предыдущих его фильмов этот – все равно что “Бесславные ублюдки” рядом с “Бешеными псами” и “Криминальным чтивом”. Картинка красивая, но бессмысленная, музыка хорошая, но самодостаточная, и даже камео Билла Мюррея в кои-то веки не спасает положение. Если это метафора, то, мягко говоря, не самая изящная. А если жест в адрес не оправдавшей надежд художника целевой аудитории, то она в ответ лишь пожмет плечами.  



Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Miclech
15 Ноября 2009
Сергею Степанову - посетите лучше кладбище.
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.