Кино недели: «Вальс с Баширом»

Время публикации: 24 Июня 2009
Автор: Сергей Степанов

Вальс с Баширом / Vals Im Bashir
★★★☆☆
Режиссер: Ари Фольман (Ari Folman)
Анимационный


Израильский режиссер Ари Фольман объезжает старых армейских приятелей, с которыми в 1982 воевал в Ливане – восстанавливать цепочку событий четвертьвековой давности. Один пересказывает ночной кошмар про убитых им собак, другие вспоминают печально известную резню в Сабре и Шатиле, сам Фольман не помнит вообще ничего – кроме почему-то купания (ночью, голым, с автоматом) в Средиземном море.

Колоссальный успех “Вальса с Баширом” у критики и авторитетных жюри (“Золотой глобус” и “Сезар”, номинации на “Оскар” и BAFTA, конкурсная программа Канн и сплошь пятибалльные рецензии) объяснить несложно. Во-первых, дружно воспеть документальную ленту или мультфильм (а “Вальс”, если кто не знал, и то, и другое) всегда проще, чем сойтись на достоинствах отдельного игрового кино. Во-вторых, всамделишный израильский режиссер Ари Фольман с этим своим фильмом преуспел еще до съемок, на уровне общей стратегии.

Фольман выигрывает, обсуждая важнейшие – персональные, национальные, общечеловеческие – вопросы во вроде бы наименее серьезном из киножанров. В то же время “Вальс с Баширом” лишь заслоняется анимацией (необходимо заметить, очень эффектной – немного в духе прошлогоднего “Персеполиса”), сохраняя при этом все формально-обязательные признаки документального кино. Уникальный, вообще говоря, прецедент: будь американские академики щедрее, “Вальс” мог бы претендовать на “Оскары” в таких не самых родственных номинациях, как “Лучший мультфильм”, “Лучший документальный фильм” и “Лучший фильм на иностранном языке”.  

Помимо прочего, очков фильму добавляет выступающий полноценным соучастником рассказчика саундтрек – музыка сработавшего здесь эмоциональнее обычного Макса Рихтера, гениального неоминималиста с задатками если не Пярта, то как минимум Гласса, придает этому сюжету и пафос, и безысходность, и очень своеобразную динамику.  

Сюжет, стоит повториться, многоуровневый. Тут и болезненные воспоминания самого режиссера, и противоречивейший эпизод истории Израиля (слово “холокост” звучит в “Вальсе” в отличном от обыкновенного контексте), и война как история болезни, хронология безумия. В конечном счете, все диагнозы “Вальсу с Баширом” неизбежно сводятся к обсуждению формального приема. Либо он – ложь во спасение, сводящая на нет все недочеты и неловкости собственно фильма, либо – блестящая находка (в самом деле, в стилистике военной хроники к недавнему “Redacted” Де Пальмы добавить практически нечего).

Судя по финальным кадрам “Вальса” – одной из мощнейших сцен, что можно увидеть в кино в 2009 году, - и эти разговоры Фольман предвидел заранее.

 

 



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.