Christie’s представит выставку работ Александра Волкова

Время публикации: 11 Сентября 2012
Источник: FashionTime.ru
Аукционный дом Christie’s анонсирует некоммерческую персональную выставку произведений Александра Волкова (1886 – 1957) под названием «Александр Волков: Пески и шелк», которая пройдет на площадке аукционного дома в Лондоне. Ее экспонатами станут 50 работ из различных частных коллекций, охватывающих ранний этап творчества художника. Выставка пройдет при поддержке Oracle Capital Group – компании, которая выступила спонсором прошедшей в 2010 году в Лондоне знаковой выставки «Сокровища Казахстана», объединившей шедевры русского и казахского искусства XX века из собрания Государственного музея искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева.

Александр Волков является одним из самых известных русских художников начала XX века. Благодаря тому что Волков был русским по происхождению – художник родился в нынешней Фергане (Узбекистан), его искусство стало отражением быстроменяющихся условий повседневной жизни Центральной Азии в первой половине XX века, когда она перешла под контроль Российской империи и впоследствии советской власти. Волков свободно экспериментировал с различными стилями живописи: фовизмом, экспрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но никогда не был целиком подвластен ни одному из них.

В сентябре Christie’s проведет первую персональную выставку произведений Волкова «Александр Волков: Пески и шелк» за пределами России и стран СНГ, которая объединит 50 ранних работ художника из различных частных собраний. Вниманию зрителей будут представлены как пейзажные этюды, которые Волков писал на пленэре во время летних экспедиций в Туркестан, учась в Киевском художественном училище, так и работы, созданные в 1930-х годах, до того как социалистический реализм стал официальным стилем советской пропаганды. Название выставки отсылает к Туркестану как стратегически важному региону в Центральной Азии, который стал предметом территориальных споров, так называемой Большой игры, между Британской и Российской империями, а также к двум сюжетам, которые занимали художника во время раннего периода его творчества. Это пейзажи и городская жизнь Центральной Азии, процветание которой было тесно связано с производством шелка. “Песок” и “шелк” в равной степени отсылают к технической стороне исполнения картин Волкова, в которых он часто смешивал пигмент с песком для создания текстуры, совмещая мельчайшие крупицы с множественными тонкими слоями размытой краски и лака для того, чтобы создать утонченные градации цвета.  

Выставку можно условно разделить на три связанные друг с другом части. Первая состоит из самых ранних работ Волкова, выполненных под влиянием выдающегося русского символиста Михаила Врубеля (1856 – 1910). Решение Волкова учиться в Киеве было продиктовано в первую очередь желанием подробно изучить фрески, которые Врубель создал для Кирилловского монастыря. Несмотря на то что по возвращении в Узбекистан влияние творчества Врубеля ослабевало, Волков продолжал придерживаться суждений Врубеля о том, что искусство неотделимо от повседневной жизни. Тем не менее многочисленные наброски к монументальным фрескам, которые должны были украсить местную исламскую архитектуру, так никогда и не были воплощены в жизнь.  

Вторая часть выставки посвящена работам Волкова, выполненным в кубофутуристическом стиле, следуя которому художник делил композиции на серии треугольников. Таким образом получались очень динамичные работы, которые передавали не только движение, но также и звук проходящего каравана, ярмарочную суету или танцевальный ритм. Как раз в этот период было создано полотно «Гранатовая чайхана», благодаря которому Волков стал известен как мастер «Гранатовой чайханы» и которое сейчас находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Третья часть выставки состоит из работ, созданных Волковым после «Гранатовой чайханы», в которых художник начинает склоняться к реализму, все еще демонстрируя сильную приверженность к музыкальности. Бесконечные поиски художника новых способов отобразить повседневность народов Центральной Азии отражали быстроменяющиеся условия их жизни. Вернувшись в Ташкент в 1916 году, Волков стал свидетелем того, как императорская власть быстро сменилась советской, а к 1920-му регион находился полностью под ее контролем. При советской власти была проведена кампания по поселению на этой территории исторически кочевого населения, а местные жители были вынуждены менять свои старые религиозные традиции.  

Впервые показанные в 1923 году в Москве работы Волкова были высоко оценены ведущими художниками и критиками. Однако в 1930-х годах, в период появления социалистического реализма, произведения художника были отнесены к формализму и запрещены к публичной демонстрации. Только в 1967 году работы Волкова были показаны в рамках его второй персональной выставки в Москве, находясь в запасниках вплоть до дня официального открытия.

Выставка «Александр Волков: Пески и шелк» станет основой для одного из самых глубоких исследований раннего творчества художника. Christie’s надеется, что она привлечет внимание к творчеству Александра Волкова – художника, который, безусловно, этого заслуживает, а также непосредственно к искусству туркестанского авангарда начала XX века. Выставка открыта для публики с 4 по 21 сентября 2012 года в Christie’s на Кинг-стрит.


Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.