Открытие выставки фотографий Сергея Мисенко

Дата мероприятия: 10 Сентября 2007 - 29 Октября 2007
Сергей Мисенко
Сергей Мисенко
Сергей Мисенко
Сергей Мисенко

СЕРГЕЙ МИСЕНКО - "НАТЮРМОРТ С ЧЕЛОВЕКОМ"

10 - 29 сентября 2007 г.

Открытие выставки – 10 сентября в 18.00

 ПОРТФОЛИО-РЕВЮ - с 18.30.

На открытии каждой выставки молодые фотографы могут показать свои работы кураторам ФотоДепартамента и куратору открывающейся выставки – фотографу, фотокритику, дизайнеру, теоретику искусства...  

ПОРТРЕТЫ В ИНТЕРЬЕРЕ 

Более 90 процентов всех любительских фотографий — фотографии людей: родственников, друзей, знакомых. Сергей Мисенко работает в таком привычном и в то же время таком сложном жанре, каковым является портрет. При этом он не гонится за популярными и массмедиизированными фигурами. Он всматривается в лица своего поколения, своих знакомых, находит точную интонацию и предъявляет ее нам.

Если воспоминания состоявшихся во второй половине прошлого века фотографов сводились к формуле: «мне купили фотоаппарат и я сделал свой первый кадр», — то ныне ситуация радикально иная: фотографируют все, или почти все. Но увидеть серию фотографий и удержать свое видение, рискнуть заявить о нем в интернете, и не довольствоваться его же, интернетным, признанием, а включиться в художественный процесс, отдать себя на суд не только друзей, интернет-поклонников, но и на суд художественного сообщества (фотографов, критиков, галеристов, бильд-редакторов) — значит поставить себе творческую задачу, требующей качественно иной, в том числе и интенсивности, работы. Художественный подход требует актуального диалога с историей фотографии, а все вместе — воли к самореализации.

Серию портретов, представленных здесь, я назвал бы «портреты в интерьере». Персонажи взяты вместе в контексте среды обитания, при этом среда предстает «второй кожей» человека (вариация того, что в определении культуры используют метафору «вторая природа»). Не могу не отметить точность способа самопрезентации: их среда (сознательно или нет — этой отдельный вопрос) избрана. Интеллектуал, художник, поэт сам выбирает район, соседей, эстетику жилища, атмосферу — все то, что зовется аурой места. Богема всегда собиралась в известных (в том числе своей оппозиционностью буржуазности и относительной дешевизной) районах, которые по иронии истории со временем становились привлекательными и дорогими. Вспомним Гринвич Виллидж и Сохо Нью-Йорка, Латинский квартал Парижа, Кройцберг Берлина. Есть ли такой богемный район в Петербурге? Пока нет. Но будь он обнаружен, его эстетику легко представить по контексту портретов, представленных Сергеем Мисенко.

В его фотографиях есть не только это. Мисенко исследует поэтику самоартикуляции своего поколения, отбирая направления сопротивления гламуру, обществу потребления, диктующего норму репрезентации тела, лица, одежды. Состояние поиска, внутренняя наполненность и сосредоточенность решительно противостоят лицу-поверхности рекламы. Отбирая редкие состояния саморефлексии, Сергею Мисенко удается через конкретные лица — дать образ времени. Сознаю, что понять современную ситуацию через портреты людей своего круга — нетривиальная и трудноосуществимая задача. Но фотограф верит, и эта вера заражает нас, в значимость поиска самореализации его персонажей (ибо моделями назвать их не поднимается рука). Вместе с тем, его лицо времени предъявлено не обложкой журнала и рекламного щита, а ищущей, сомневающейся и определяющейся личностью. Замечу, что интонация их самопрезентации, это еще и интонация Петербурга, «этого прекрасного и ужасного монстра, тонущего в финских болотах, где невыносимо тяжело жить, но легко быть художником» (В. Лукка).

Отдельный разговор о взаимоотношениях, о диалоге, о самораскрытии, о новой серьезности и искренности. Но вот чего нет в его фотографиях, так это самоутверждения любой ценой, нет общих выражений лица (посему ли, зрительские симпатии не обнаружили его в десятке лучших фотографов Политехнического университета за 2006 г.), нет торжества и довольства собой.

Концептуальная подкладка его серии не бросается в глаза; она не отодвигает в тень образ, но предполагает его. Замечу, если у пионеров концептуализма отказ от образа шел от избытка культуры и, уходя от привычных форм репрезентации, они изображали концепты и мыслили образами, то у последователей концепт стал способом быть художником, игнорируя образ. Последние не могут на манер грандов сказать «могу и иначе»: могу мыслить образами, а могу и поверх их. У Мисенко концепт, мысль, образ органично связаны. В то же время его послание закрыто от быстрого взгляда и легкого прочтения. Полагаю, что для их прочтения требуется аскетизм визуальной дисциплины, нравственная сосредоточенность и концептуальная оснащенность.

Его серии, составленной из точно подобранных пар, присуща определенность состояния, что в совокупности с композиционной выстроенностью говорит о серьезной заявке на вхождение в круг фотографов Петербурга (этому не может помешать отчетливо любительские названия работ: «Семерых одним махом», «От топота копыт», «Грачи улетели» и др., ни встречающаяся искусственность в обращении с предметами). Если к этому добавиться решимость стать художником, то есть не снимать от случая к случаю, а увлеченно работать, то переход от любителя к фотографу может состояться в недалеком будущем.

Хочу пожелать автору решимости обрести себя в художественной фотографии. Ибо расхожее, что «талант сам пробьет себе дорогу» — стойкое заблуждение. Талант можно не заметить, а заметив, не поверить в него, а поверив, утешиться его наличием, или самозабвенно — по-русски — растратить, изнуряя его словно он брат-осел Францизска Ассизкого.

Валерий Савчук

Расписание ближайших выставок проекта:

10 – 28 сентября / Критик, философ, куратор Валерий Савчук представляет: Сергей Мисенко

1 – 19 октября / фотограф Олег Климов представляет: Юрий Иващенко, г. Краснодар

Место проведения выставок: Малый выставочный зал БИКЦИМ / Невский, 20, 1 этаж 



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.